Свингерство, суицид и Родина-мать: 7 лучших российских короткометражных фильмов с фестиваля «Короче»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На прошлой неделе, 22 августа, завершился фестиваль короткометражного кино «Короче». Главный приз отошёл ленте об изобретателе и горе-любовнике в одном лице «Как разжечь потухший огонь», однако на этом празднике короткого формата были и другие занимательные картины. Егор Беликов все их посмотрел и собрал основательную подборку — от псевдодокументалки про рептилоидов в шкуре типичных петербуржцев до антиутопии о кармическом возмездии.

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Про короткометражные фильмы писать трудно, про российские ещё трудней, а уж про фестивальные — вроде бы совсем пропащее дело. Просто нет в этом никакой надобности, кому они нужны, кто ими увлекается? Ладно полные метры, пусть даже фестивальные, пусть даже отечественные — что-то да доберётся до зрителя. А короткометражное кино во всём его пёстром многообразии попросту негде смотреть — так, иногда что-то вырвется на какой-нибудь платформе (очень редко «Кинопоиск HD», намного чаще «Пилигрим» или YouTube-канал «Искусства кино»), попадёт в никому не нужный альманах, который тихонько канет в Лету рейтинга кассовых сборов.

И тем не менее за несчастными, забитыми короткими метрами, для которых так и не придумали никакого вменяемого рынка сбыта, кроме фестивалей, всегда виднеется будущее. Причём не обязательно будущее конкретно для режиссёра, который однажды состоится в большом кино, — бывают и прижизненные классики именно короткого метра, в основном аниматоры, такие как Гарри Бардин и Константин Бронзит. Скорее будущее в самом общем смысле: если уж начинающие постановщики решают потом и кровью снять первый фильм, достать на него денег, пройти все возможные круги ада ради какой-то конкретной темы и её осмысления, значит, об этом стоит и нам подумать.

Интересно, что многих режиссёров с «Короче», приятного и представительного фестиваля короткого метра (профессионалам нужно знать, что местная программа вполне уже конкурирует с аналогичным конкурсом «Кинотавра», к которому в кулуарах выдвигается всё больше претензий), волнуют похожие материи. Сразу два неплохих фильма о феномене перемены половых партнёров в моногамных отношениях, ренессанс авторской анимации, мокьюментари как способ познания реальности — всё это в списке субъективно выбранных семи картин с «Короче», которые однажды, хочется надеяться, где-то да всплывут.


«Инопланетяне среди нас. Леонардо»

Приз за лучший сценарий

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Сразу два коротких метра из программы фестиваля, оба очень особенные, были сделаны в жанре псевдодокументалистики. Главный приз «Короче» получила картина «Как разжечь потухший огонь» про странненького инстаблогера, который готов решить своими хитроумными приспособлениями а-ля «Уоллес и Громит» любые бытовые вопросы (например, он делает страховку от удара мизинца ноги об ножки столов и косяки дверей), кроме собственной влюблённости в чужую жену. Там всё хорошо, кроме излишне сентиментального финала, который, впрочем, не помешал впечатлить ни аудиторию, ни жюри.

А вот «Инопланетяне среди нас. Леонардо» — штука тонкая, тихая и оттого ещё более очаровательная, без нахрапистости победителя и без претензий. Это пилот шестисерийного веб-сериала, где авторы, согласно внутренней мифологии, взяли шесть интервью у жителей Петербурга, которые искренне считают себя пришельцами. Нас знакомят с анемичным рептилоидом: он, разумеется, выглядит примерно так же странно, как все петербуржцы, потому в толпе не особо заметен. Живёт одиноко, растит кактусы, мечтает испытать любовь, ведь это то самое чувство, которое доступно только нам из всех обитателей бескрайнего космоса, а мы вместо этого гоняемся за собственной карьерой и финансовым успехом. Всё это сделано очень аккуратно и эстетично: и актёр оказывается вполне убедителен в своей тщательно имитируемой инопланетной причудливости, и приглушённые тона выдают в авторах носителей неплохого вкуса. Наконец, «Инопланетяне среди нас» — это фильм симптоматичный: раз уж действительность стала настолько шизофреничной, то любая выдумка может легко обнаружить под собой реальные события, а значит, нет ничего актуальнее мокьюментари.


«Женщина, Мужчина, Мужчина и ещё одна Женщина»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Тончайшее, почти невесомое произведение с потрясающе точными актёрскими работами. Даже странно, что снято это на русском, а не на английском, и не для Netflix, и режиссёр тут не какой-нибудь Джо Сванберг, который для того самого сервиса поставил сериал-альманах «Проще простого» с разбором чувствительных тонкостей современного секса. Здесь даже нет особых эстетств, обычное свингерство пара на пару: две коллеги, парень и девушка, приводят с собой по разнополому партнёру. Они раскрепощаются путём игры в бутылочку и уходят заниматься тем, ради чего и собрались.

В одной паре начинается безосновательная ревность: девушке, завязшей в офисной работе, уже будто бы и хочется любовника, который по совместительству является эротическим фотографом и зовёт к себе на съемки в стиле ню, — но это, как выясняется, вовсе не booty call, в смысле, не плохо завуалированное предложение переспать навроде Netflix & chill. И героиня, раскрепощённая, но покинутая, тихо плачет в лифте — фильм вообще наполнен удивительно узнаваемыми всяким городским жителем бытовыми деталями.


«Может ли подсолнух отвернуться от солнца?»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Редчайшая для наших широт философская антиутопия, сюрреалистическое предположение, что Бог не Тимошка и видит немножко, обёрнутое в киноформу. Успешный мужчина приходит, кажется, на собеседование, а попадает в пустой физкультурный зал, запертом на ключ. В нём за столом восседает сумасшедшая комиссия из трёх человек, которая единогласно предлагает ему поскорее застрелиться. Оказывается, для того есть вполне конкретные причины, но в целом сама идея того, что высшая справедливость и её возмездие могут прийти вот так, однажды, в той форме, в которой ты меньше всего этого ждёшь, дорогого стоит. Да и вообще «Может ли подсолнух отвернуться от солнца?» отчётливо запоминается — и это редкость для отечественного короткого метра, переполненного дурными пошлыми анекдотами, недоделанными эскизами и «душеспасиловкой» на развес. Здесь всё честно, жёстко и угодит в меру депрессивному зрителю, который уже понимает, что ценность человеческой жизни в современном мире сильно преувеличена.


«Патриотка»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

А вот оставшаяся без призов «Патриотка» — это уже не только тотальная несправедливость, но ещё и характерный жест жюри. Непонятно, как иначе растолковать это пренебрежение к значительному акту политического искусства, которого по понятным причинам в России мало или нет вовсе. В новом фильме Ани Крайс (кстати, тот самый редкий случай, когда вроде бы состоявшийся в полном метре после «Нашла коса на камень» автор идёт к короткому метру) подробнейшим образом разобрано причудливое и загадочное словосочетание «Родина-мать». Ведь мать не может быть родиной и тем более не может, к примеру, звать в бой — только на кухню обедать. А родина не может быть матерью, это же земля, ей и рожать-то нечем. Но в этом конкретном случае и в сегодняшних лицемерных обстоятельствах всё сливается воедино в момент каких-то выборов, когда сознательную женщину, предотвратившую вброс бюллетеней, отправляют, посулив денег, наблюдать на другом участке. Пока она борется за правду там, в психиатрическом диспансере медленно задыхается её мать-инвалидка, которую пристроили туда за взятку.

Да, наверное, это русская хтонь, которой в нашем кино навалом (тем страннее, что в жюри был Юрий Быков, а у «Патриотки» ни одной статуэтки), — но, наверное, никогда так горько ещё не снимали о современном и настоящем патриотизме. Не квасном и не плакатном, а о том, как страна может реально встать между тобой и твоими родными. И это, без шуток и без преувеличений, довольно страшная картина.


«Боксбалет»

Приз за лучший анимационный фильм

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Этот фильм уже покатался по разным анимационным фестивалям, но ещё раз его увидеть не грех. В век, когда Россия стала главным поставщиком детской многосерийной анимации на все рынки планеты, совсем мало осталось настоящих авторов, которые снимают что-то не для сбыта, а для себя. «Короче» вот только недавно добавил в свою программу мультфильмы и доки (правда, только один, искреннюю, но наполненную дешёвой театральщиной «Фазу» про Афганскую войну). Был и Гарри Бардин с новым мультфильмом «Песочница» — но, не при мэтре будет сказано, все его последние работы похожи одна на другую.

А вот «Боксбалет», простая вроде бы история про случайную любовь двух таких разных старателей, боксёра и балерины, напоминает о примерно всех работах какого-нибудь Константина Бронзита, скажем, об «Уборной истории — любовной истории», где посетитель мужского платного туалета влюблялся в грустную уборщицу. И в этом было столько ненаигранного надрыва, что Бронзита даже на «Оскар» номинировали, — уборная-любовная история оказалась ещё и универсальной. Режиссёра Антона Дьякова (кстати, с той же студии «Мельница», что и Бронзит) стоит запомнить — его стиль грязнее, ближе к реальности, не такой воздушный, но здесь и история совершенно другая, прописанная в конкретной исторической эпохе посреди ранящих героев сюжетных обстоятельств. Наконец-то анимация не только и не столько для детей.


«Вадим на прогулке»

Без призов

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

Саша Свирский снимает не для детей, не для взрослых, каждый его фильм — волнующая загадка без разгадки. «Вадим на прогулке» — это и рефлексия по поводу ковидной самоизоляции, и околополитические самокопания про подчинение человека государству, и просто иносказательно описанные превратности удалённой работы. А может, ничто из этого — о работах этого аниматора, не похожих, наверное, ни на какие другие в мире, ничего нельзя сказать определённо. Кроме того, что там совершенно невиданный киноязык, глитчевый визуал, замысловатый закадровый текст, разнообразная амелодическая и аритмическая электронная музыка — и симфонические сочетания всего этого.

По сути, в «Вадиме на прогулке» почти наверняка происходит как минимум одно событие: главный герой, который постоянно меняет свою форму и которого, вероятно, зовут Вадим, выходит из своей тесной комнаты, обозначенной как нарисованный в пустоте прямоугольный параллелепипед, и отправляется на прогулку. В пути герой размышляет о том, что он лань, которая бегает то туда, то сюда, а потом хочет вернуться домой и поскорее подчиниться воле своего работодателя. Кому-то происходящее может напомнить то, что происходит в гениальном выигравшем «Оскар» мультфильме «Критик» 1963 года, где некий озлобленный зритель в зале комментирует и вышучивает в прямом эфире абстрактную анимацию. Но всё же экзерсисы Свирского к бессмысленной экспериментальной форме не причислишь — уж больно много там отзывается внутри, каждый кадр, не представимый в реальности, оказывается парадоксально знакомым и близким. Вот уж действительно искусство кино — и не зря две последние работы Свирского показывали в рамках Берлинского кинофестиваля, там всё же видят и прославляют настоящих авторов.


«Бродяга Бро»

Диплом жюри с формулировкой «За героя нашего времени»

Фото: предоставлено пресс-службой фестиваля «Короче»

На фестивале «Короче», быть может, не было масштабных открытий и шоковых премьер, но всё же один автор там однозначно родился. Зовут Пётр Тимофеев, в прошлом фотограф, снял полуигровой-полудокументальный фильм про странного парня, который решает делать электронную музыку из реплик, записанных из речи бездомных. В процессе герой решает арендовать целый микроавтобус, чтобы на нём возить по городу обездоленных и слушать их реакции, — и, как ни странно, ровно здесь действие фильма и завершается. Но в этой недоговоренности больше жизни, если угодно, киногении, чем во многих сюжетно завершённых фильмах с «Короче» и вообще откуда угодно, — в «Бродяге Бро» бьётся настоящее сердце, причём бьётся где-то в ритме 120 bpm. Тимофеев фиксирует настоящую уличную жизнь, которую в России принято игнорировать. Это в США вырастают и исчезают целые культуры, а у нас общественное пространство пробегают побыстрее и зажмурившись по пути из дома на работу и обратно. В этом смысле данная картина, которую наградили утешительным дипломом, открывает новые рубежи для отечественного самосознания. Внезапно оказывается, что все люди достойны жить, что у каждого есть своя история, и эта история вполне может стать основой для искусства.

Читайте также
Обзор (к)инопрессы #64: Цай Минлян, Лав Диас, «Крик», Дэвид Лоури и Эдгар Аллан По 
Виктор Непша собрал в одной статье непростительно увлекательные материалы из иностранной (к)инопрессы. Цай Минлян и Лав Диас о разном, а вроде и об одном и то...
Мучительная австрийская драма, триллер от вратаря сборной Исландии: лучшие фильмы фестиваля в Локарно
В субботу, 14 августа, завершился 74-й фестиваль в Локарно. «Золотой леопард» достался индонезийцу Эдвину за сентиментальный боевик (и такое бывает) «Я мщу, о...
Кудряшова, Панфилов, Зельдович и Останина: (замечательные) российские фильмы в программе фестиваля в Локарно 
74-й международный фестиваль в Локарно проходил с 4 по 14 августа. В этом году в Швейцарии показали сразу четыре фильма из России, два из них в основном конку...
Обзор (к)инопрессы #61: «Зелёный Рыцарь» на коне, режиссёр, который был котом, добрая искренность и проблемы Netflix 
Виктор Непша проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное: про «Зелёного Рыцаря» (конечно), походы в кино (наконец-то), победы и поражени...
Лучшие сериалы августа: гид Татьяны Алёшичевой 
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар, новый альманах ужасов Райана Мёрфи и л...
Обзор (к)инопрессы #60: Хаски в гробу, «Тед Лассо» в зените славы, Джулия Дюкорно в размышлениях 
Свежий выпуск (к)инопрессы. Кирилл Серебренников беседует про свою новую работу, Джулия Дюкорно рассказывает про титановые пластины и человечность, узнаём, ка...
Также рекомендуем
В Калининграде завершился XI киносмотр «Короче».
Обзор 13-го выпуска короткометражного экспериментального конкурса In Silico.
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...
Роберт Бранаман (1933–)  Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», по...
В Калининграде завершился XI киносмотр «Короче».
Обзор 13-го выпуска короткометражного экспериментального конкурса In Silico.
1 октября на российских видеосервисах (ОККО, Мегафон ТВ, IVI и Wink) и youtube-канале «Русский Репортаж онлайн» состояла...
Роберт Бранаман (1933–)  Учитывая беспрецедентно густонаселённый характер буквы «Б», по...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00