Обзор (к)инопрессы #56: классификация всех «Форсажей», взлёты и падения М. Найта Шьямалана, рефлексия Томаса Винтерберга

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

За минувшую неделю в медийном пространстве что только не обсудили. Разговоры шли и о поражающих (во всех смыслах этого слова) свойствах франшизы «Форсаж», и о нигерийском аналоге Голливуда, и о дружеской беседе М. Найта Шьямалана с Брайаном Крэнстоном. Обо всём этом и многом другом читайте в свежей подборке занимательных зарубежных материалов о кино от Викора Непши.

Любовь к пиву и плевки в сторону законов физики: кинокритики обсудили все фильмы из серии «Форсаж»

«Форсаж» — франшиза, которая, помимо очевидных тачек, ассоциируется с обилием лысин, крылатыми цитатами в стиле пабликов ВК и нарастающим градусом сюжетного безумия. К последним частям серия окончательно стала жить в своём герметичном мире: банда главных героев успела разворотить город гигантским сейфом, протаранить машиной катер, вертолёт и небоскрёб и, наконец, полететь в космос на машине (отдельного упоминания достоин Скала, толчком ноги меняющий направление полёта торпеды).

Так что к девятой части бессмертной франшизы накопилось достаточно контента, чтобы попытаться его как-то систематизировать. Variety нашли в своих рядах двух фанов «Форсажа» — начинающего и бывалого — и попросили их поделиться впечатлениями от каждой ленты из серии перед американской премьерой последнего фильма.

Новичок удивляется, что Вин Дизель играет не во всех частях, смущается от дредов Шарлиз Терон и открыто восторгается Скалой. Ветеран «Форсажа» наслаждается моментами с героем Дизеля (например, его обаятельно неловкой любовью к пиву) и ждёт в новых фильмах подводное казино. Больше всего разница заметна на самых слабых фильмах: где неофит недоумевает, старый фанат выступает равнодушно-индифферентно. Видно, что для него все дети этой серии — семья, для него столь же священная, как и для Доминика Торетто.

«[Фанат-новичок:] Всё, что я знал о “Форсаже”, — это фильмы про машины и семью. Но вау, эти люди действительно любят опасно водить и есть барбекю в компании. [Первая] картина закладывает основу для будущего и в то же время играет по-мелкому, заставляя героев красть... DVD-плееры? К сожалению, я не эксперт по авто, поэтому понятия не имею, что означает “жить на четверть мили” [цитата героя Дизеля]».

«[Бывалый фанат:] Постоянная тема франшизы — наслаждение холодным пивом Corona. Отдельно весело смотреть, как молодой Вин Дизель добавляет утомительной серьёзности своими “четвертью милями” — и, возможно, превосходит в этом остальные свои монологи. Любопытно наблюдать, как развиваются уличные гонки ультра-мачо, но от [первой части] веет маскулинным взглядом начала 2000-х годов».

Однажды в... Нолливуде: влияние Living in Bondage на африканскую киноиндустрию

Текстовое дополнение к четвёртому выпуску возрождённого подкаста MUBI, на этот раз о Нолливуде (нигерийский аналог Голливуда и Болливуда). А точнее — о Living in Bondage, главном нигерийском двухчастном фильме 90-х, который дал местной индустрии второе дыхание и оказал огромное влияние на всё, что выходило с тех пор. По сюжету мужчина по имени Энди Океке, который очень завидует своим богатым ровесникам, прибегает к криминальному оккультизму — приносит свою жену в жертву, чтобы сработал ритуал зарабатывания денег. Как и всегда в таких историях, Энди обретает желаемое, но радоваться ему приходится недолго: призрак жены не дремлет.

Отдельный интерес в тексте вызывает финальный фрагмент про современное кино Нигерии — как в нём рефлексируют над местными клише и даже открещиваются от термина «Нолливуд». Но в 2019 году вышел ремейк Living in Bondage, так что индустрия всё ещё зависима от корней.

«Living in Bondage, который в значительной мере опирается на методики телепроизводства, — приглашение за закрытые двери. Фильм не только делает зрителя свидетелем оккультных действий, но и даёт представление о том, как человек по соседству может разбогатеть в мгновение ока в период повсеместных экономических трудностей. История фильма уходит корнями в социально-экономические проблемы Нигерии конца 80-х — начала 90-х, когда <...> поступали сообщения о том, что люди прибегали к самым дьявольским способам, чтобы пережить кризис».

Одержимость женскими смертями и дивным дизайном в джалло

The Chiseler, ресурс, не нуждающийся в актуальной повестке, разбирается с джалло — итальянским поджанром фильмов ужасов. Автор рассматривает все ключевые черты направления: акцент на цвете, фетишизация незначительных деталей, одержимость убийствами женщин, аффективность и примитивность актёрской игры. Попутно при разговоре об истоках жанра текст неизбежно затрагивает немецкий экспрессионизм, нуар, Роджера Кормана и (чуть менее предсказуемо) Расса Мейера.

Несмотря на, казалось бы, избитую тему, получился неожиданно свежий и основательный текст. Отдельная его сила в умении автора сочетать фанатскую страсть (восхищение столь эффектным использованием минимальных средств) и критическую дистанцию (разбор мизогинии в джалло).

«В современном мире [по версии джалло] зло появляется в наиболее симпатичных локациях <...>. Необязательно заходить в особенно нехорошее место, чтобы встретить худший кошмар. Или, вернее, весь мир превратился в очень нехорошее место. Представьте себе страницы дизайнерских журналов об интерьерах, которые захватили анонимные психопаты, планирующие покрасить блестящие стены в красный».

«Жертвы [в джалло] всегда должны быть достойны зависти: или красивые и сексуальные, или богатые и роскошные, или всё вместе — чтобы среднестатистический кинозритель мог с чистой совестью радоваться их расчленению».

Золотой архив: Кшиштоф Кесьлёвский о цикле «Декалог»

Очередной новый старый материал от Sight & Sound — на этот раз издание вспоминает текст 1990 года о великом польском режиссёре Кшиштофе Кесьлёвском. Основная тема — цикл телефильмов «Декалог», который вышел годом ранее. Материал даёт краткий обзор творческой биографии Кесьлёвского, от документалистики и последующего разочарования в ней до поздних работ, всё сильнее уходящих от политического к этическому. Отдельная часть посвящена разбору стилистики «Декалога» — свобода для операторов и актёров с одной стороны, строгий монтаж с другой. Десять заповедей как идейная основа сериала — и в то же время отход от буквального сопоставления фильмов с ними (всё-таки рутинная жизнь одновременно проще и сложнее формалистского подхода). Полезное чтение к юбилею Кесьлёвского — 27 июня ему бы исполнилось 80 лет.

«Многие обсуждали последовательную игру света и темноты в сериале, но сам режиссёр по этому поводу лишь подшучивает над своими операторами [(на каждой части был свой оператор)]: “Я действительно сказал, что они могут делать, что им нравится. Хотелось использовать только один вид освещения — я соглашался. Хотелось [операторские] рельсы — я давал добро. Всё это превратилось в своеобразное соревнование между ними. А что в итоге? Все фильмы выглядят одинаково”».

«Парадокс был в том, что “Декалог” понравился больше западным зрителям, чем полякам. Рейтинги были неплохие: первый фильм смотрели 12 миллионов зрителей, а последний — 15. Хотя, по иронии судьбы, проведённый вскоре после завершения сериала опрос показал: 70% поляков не знают, что такое “Декалог”, а 20% думали, что это как-то связано с Олимпийскими играми».

М. Найт Шьямалан вспоминает свои взлёты и падения

В новом материале Interview Magazine необычное комбо знаменитостей — Брайан Крэнстон опрашивает М. Найта Шьямалана. На самом деле актёр и режиссёр — хорошие друзья, и это чувствуется при разговоре, свободном от формальностей и вежливых условностей. В центре обсуждения — грядущий фильм Шьямалана «Время», но более интересное остаётся за титульной темой, когда герои раскрываются как живые люди. Например, Шьямалан жалуется, что уже полтора месяца не может посмотреть «Дорогу» Феллини из-за плотного графика, а Крэнстон — что давно не читал книг, связанных с чем-то кроме работы. Или об отношении к критике: оба признаются, что для сохранности психики не читают о себе (что даёт редакторам Interview Magazine повод назвать текст «М. Найт Шьямалан и Брайан Крэнстон, скорее всего, не прочитают это»). Наиболее трогательный момент — воспоминания Шьямалана о самом тяжёлом периоде в своей карьере.

«[Шьямалан:] Если бы я мог вернуться в прошлое, я бы поговорил с 29-летним парнем, который работал над “Неуязвимым” и депрессивно лежал на диване в День благодарения, потому что “Гринч — похититель Рождества” нас обошёл. Я сделал что-то, что соответствовало моим кинематографическим вкусам, и чувствовал себя отвергнутым. Я бы сказал ему, как сейчас говорю своим дочерям: “Уникальность вашего голоса — то, что вы можете предложить миру. Она может быть не принята здесь и сейчас”. Можно сказать, что, когда художник идёт на компромисс для соответствия обычаям или ценностям времени, это умаляет его силу. Что касается “Неуязвимого”, мы с тобой, прогуливаясь по улице, обязательно столкнёмся с кем-то, кто скажет, что это их любимый фильм. Но я всё ещё в ужасе — нельзя просто пропустить этот момент, даже после успеха».

Томас Винтерберг бередит раны и рассуждает об американском ремейке «Ещё по одной»

Guardian подготовили интервью с Томасом Винтербергом, режиссёром оскароносного «Ещё по одной». Датчанин рассказывает о том, как справлялся со смертью дочери (она должна была играть в фильме, но погибла в автокатастрофе), почему снимать фильм было нелегко и в чём разница между датским и американским менталитетом. Подходящий материал, чтобы соблазниться на просмотр одной из самых удалых и взбалмошных картин 2020 года. Отдельного упоминания (Дания — страна маленькая) удостоился Ларс фон Триер: Винтерберг не разговаривал с бывшим товарищем по движению «Догма 95» около 10 лет, но тот сразу же вышел на связь и поддержал его после новостей о дочери.

«Леонардо ДиКаприо планирует американский ремейк “Ещё по одной”. Видит ли Винтерберг сходство между ДиКаприо и Миккельсеном, энергичными мужчинами с помятыми харизматическими лицами? “Сходство вижу, но вижу также, как ДиКаприо может сделать фильм своим”. По словам Винтерберга, “Ещё по одной” — это “любовное послание Дании”. Он вырос на уникальной датской двойственности: “Мы где-то с сумасшедшими викингами, выпивающими на улице, либеральными — у нас была очень либеральная сексуальная культура в 70-е годы. И тем не менее мы всё ещё очень скромны и провинциальны, порой до посредственности”. [Режиссёр] считает Америку скорее консервативной, чем посредственной. “Разница в том, что американцы кладут алкогольные напитки в пакеты. Они скрывают вещи по-другому. Думаю, [их] фильм будет более бунтарским. Но Лео придётся научиться танцевать. Мадс — чертовски хороший танцор”».

Киносписки и бонусы

– Рейтинг всех частей «Форсажа» от Variety

– Красивые постеры к фильмам замечательного Хон Сан Су от MUBI

10 хороших фильмов, действие которых происходит в Мумбаи

10 ролей Мерил Стрип, не оценённых «Оскаром» по достоинству

– 100 лучших документальных фильмов по версии Rotten Tomatoes


Читайте также
Обзор (к)инопрессы #55: женщины расследуют убийства, «Первому стрелку» приготовиться, Риз Уизерспун на страже финансовой грамотности женщин 
Очередная подборка от Виктора Непши самых интересных материалов о кино из иностранной прессы. Джиллиан Андерсон и Элизабет Мосс обсуждают друг друг...
Лучшие сериалы июня: гид Татьяны Алёшичевой
В традиционной ежемесячной подборке Татьяна Алёшичева рассказывает о самых любопытных сериалах месяца: грязные тайны маленького городка, Юэн МакГрегор...
Обзор (к)инопрессы #52: «Спираль», «История рыцаря», Тейлор Свифт, примирительный секс, «Властелин колец»
В регулярном дайджесте Виктор Непша делится занимательными материалами из зарубежной (к)инопрессы. В этом выпуске: Майя Хоук и Маргарет Куэлли беседуют о Тейл...
Моби, Вим Вендерс и Майкл Джордан: что смотреть на Beat Film Festival
В этом году, как и в прошлом, Beat Film Festival пройдёт сразу в двух форматах: офлайн, в кинотеатрах и на других площадках...
Обзор (к)инопрессы #51: Ромеро, Морриконе, антропоморфное Чудовище, антифашисты и «Только бог простит»
Виктор Непша в традиционной уже рубрике просматривает иностранную прессу о кино и за вас отбирает самые интересные статьи. В этом выпуске: лишний раз вспомним...
От Моби и Криса Айзека до Nine Inch Nails и Interpol: клипы, снятые Дэвидом Линчем
Дэвид Линч снял клип на песню Донована I Am The Shaman, которую сам же спродюсировал в 2010 году, специально ко дню рождения музыканта. В нём в монохроме со...
Также рекомендуем
Кто вернётся во втором сезоне «Ведьмака»? Заканчивает ли свою карьеру Дэвид Кроненберг? Какой самый лучший фильм у Дэние...
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Виктор Непша собрал в одной статье непростительно увлекательные материалы из иностранной (к)инопрессы. Цай Минлян и Лав...
Женщины против мужчин в «Хищных птицах», у Мартина Скорсезе и в фильмографии Брэда Питта, портрет по...
Кто вернётся во втором сезоне «Ведьмака»? Заканчивает ли свою карьеру Дэвид Кроненберг? Какой самый лучший фильм у Дэние...
Виктор Непша в очередной раз проштудировал иностранную прессу о кино и выбрал самое интересное. Конечно, про Ден...
Виктор Непша собрал в одной статье непростительно увлекательные материалы из иностранной (к)инопрессы. Цай Минлян и Лав...
Женщины против мужчин в «Хищных птицах», у Мартина Скорсезе и в фильмографии Брэда Питта, портрет по...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00