Фильм «Корсаж»: «Улыбающиеся лица вижу я, но они не для меня»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Фото взято с сайта www.bfi.org.uk

В российский прокат выходит фильм Мари Кройцер «Корсаж» с блистательной Вики Крипс, удостоенный награды за лучшую женскую роль в секции «Особый взгляд» на 75-м Каннском кинофестивале. «Корсаж» — фильм-погружение в нерассказанную историю об одном годе из жизни австрийской императрицы Елизаветы Баварской по прозвищу Сисси с 1877 по 1878-й. Кройцер и Крипс деконструируют растиражированный образ Елизаветы. Подробнее читайте в материале Карины Назаровой.

Богатая биография Елизаветы служила материалом для нескольких кинематографических и телевизионных (и даже мультипликационных) фантазий о её жизни, однако в них образ королевы лишь эстетизировался и исследовался как исторический прецедент, как в случае трилогии 50-х «Сисси» Эрнста Маришки. Кройцер, напротив, старается выявить брешь между сконструированным историками и режиссёрами образом королевы и её возможной реальностью. Она лихо дестабилизирует сакральность королевской фигуры и уточняет ментальные детали её опыта. Опыта женщины, чья красота была и славой, и проклятьем. Чья роль сводилась к существованию в качестве прелестного амбассадора величия короны.

Кадр из фильма «Корсаж»
Кадр из фильма «Корсаж»

Поначалу кажется, что фильм посвящён возрастному кризису Елизаветы — ей исполнилось 40 лет, что знаменует закат её молодости. Но всё не так просто. Концептуально «Корсаж» рисует линию становления боли и освобождения женщины, которая оказалась запертой в не подходящей для неё роли, образе и исторической эпохе, словно в сдавливающем дыхание корсете.

Сюжет складывается из описания нескольких событий из повседневности королевы, которые аккуратно раскладываются на параграфы: надоедливые выходы в свет, прогулки на лошадях, уроки фехтования, забота о детях, путешествия в соседние графства. Но, помимо прочего, её ежедневную рутину образуют натянутое общение с мужем, нотации от беспокоящихся за неё дочери и сына, затягивание корсета потуже, оскорбительные слухи о её любовных связях, чрезмерное внимание к её внешности, весу и поведению. Елизавету не допускают к важным политическим и стратегическим решениям суверена, под её управление не попало ни одно ведомство. А полноценно расслабиться и наслаждаться праздной жизнью ей не позволяет статус красавицы-королевы при короле. В итоге всё, что ей остаётся, — поддерживать свой образ изнурительными упражнениями и диетами, смиряться с нереализованными духовными и телесными желаниями.

Кадр из фильма «Корсаж»

Удивительно, что Кройцер сосредотачивается на самых незначительных деталях жизни королевы, намеренно упуская из виду известные факты о её трагической судьбе: садистку-свекровь, смерть дочери, самоубийство сына. Для режиссёрки было важнее выстроить психологический портрет Елизаветы при помощи аналитического связывания реальных фактов из воспроизводимых королевой действий по поддержанию красоты с их возможными последствиями для её ментального здоровья, обнаружить в поведении Елизаветы ситуативные протесты, игриво подрывающие абсолют и холод монархии.

Визуально фильм вытягивает из этого пересказа незначительных событий внутреннюю глубину испытываемых героиней чувств, помещая Елизавету в маленькие комнаты с низкими потолками, где её величественной фигуре не хватает места. В уютные усадьбы с обшарпанными старыми стенами, символизирующими не то приближающийся крах института монархии, не то крах иллюзий о первенстве внешней красоты по отношению к внутреннему содержанию. Порой камера занимает место отсутствующей фигуры мужа, располагаясь на другом конце длинного обеденного стола напротив королевы.

Кадр из фильма «Корсаж»

Важным акцентом «Корсажа» является линия с домом для душевнобольных, который Елизавета периодически посещает по долгу службы. В домах безумия она встречает отражения своего расщеплённого «я», и это оказывается сильной метафорой вынужденного исключения тревоги и ментальных проблем королевы ради игры в статный образ. Героиня задерживается в пространстве клиники, окидывая взглядом, как другие женщины, захваченные своим безумием и горем, молчат, пока за них говорит психиатр-мужчина. Одну из женщин, переживающую траур по умершей дочери, чьё перенапряжение в теле мешает ей разрыдаться от боли, поместили в холодную ванну на несколько часов. В общей палате к одной из кроватей, окружённой клеткой, привязана женщина, бьющаяся в истерическом припадке. Третья резидентка клиники страдает меланхолией и заворожённо всматривается в волшебное лицо королевы. Эти расположенные в других женских телах симптомы абсорбируются и актуализируются в героине, начиная проявлять себя с большей силой с каждой последующей сценой фильма.

Кадр из фильма «Корсаж»
Кадр из фильма «Корсаж»

В одном из интервью Мари Кройцер призналась, что по аналогии с тем, как Пабло Ларраин обратился к фигуре принцессы Дианы в фильме «Спенсер», она тоже не случайно выбирает мифологизированного исторического персонажа, ведь любой миф — это отличная площадка для всевозможных проекций, а, значит, хороший инструмент для производства высказывания. Через анализ опыта одной женщины из прошлого Кройцер пытается сказать об общих положениях женской идентификации в контексте современности. Для уточнения своей мысли она использует множество анахронизмов и авторских выдумок. Например, когда оставляет на заднем плане вёдра и швабры. Или придумывает знакомство Елизаветы с изобретателем хронографа Луи Лепренсом, позволяя этой женщине сойти с десятков своих портретов и подурачиться на камеру, стать, наконец, подвижной.


Кройцер также решает трансформировать песню Мика Джаггера и Кита Ричардса As Tears Go By в исполняемою арфисткой балладу, что стирает противоречие между двумя историческими эпохами и помогает выразить переживания и расщеплённость героини посредством проникновенных строк: «Улыбающиеся лица вижу я, но они не для меня» («Smiling faces I can see… But not for me»).


Под чутким женским взглядом Мари Кройцер, благодаря операторским рукам Юдит Кауфман и выразительной игре Вики Крипс новое экранное прочтение Елизаветы Баварской получилось в наивысшей степени эмпатичным, честным и освобождающим событием.

Читайте также
«Умереть за доллар»: каждому вестерну свой фронтир
Вестерн, в котором в главных ролях снялись Кристоф Вальц и Уиллем Дефо.
Фильм «Шагни вперёд»: история в ритме contemporary dance
Про новую картину Седрика Клипаша.
«Сердце пармы»: империя, которая держится на страхе, должна умереть
О картине и имперских амбициях рассказывает Тимур Алиев.
«Телефон мистера Харригана»: послания с того света
Максим Ершов разбирается в необязательном и нестрашном, но трогательном фильме о не...
Драма «Исповедь»: инструкция по прощению
О том, каким получился режиссёрский дебют актёра Фрэна Кранца.
«Решение уйти»: сокрушительная нежность и спасительная страсть в детективе Пак Чхан-ука
В прокате новый фильм режиссёра «Служанки» и «Олдбоя».
Также рекомендуем

Последние новости

Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00