Азбука Михаэля Ханеке

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

михаэль ханеке
Михаэль Ханеке на 70-й церемонии вручения премии «Золотой глобус»/Getty Images

23 марта исполняется 80 лет режиссёру Михаэлю Ханеке. К юбилею австрийского мэтра Илья Верхоглядов составил краткий гид по ключевым понятиям и мотивам, из которых складывается его творчество.

«Ангел-истребитель» как важный ориентир

В начале нулевых Михаэль Ханеке признался, что салонная трагикомедия Луиса Бунюэля «Ангел-истребитель» (1962) — один из его любимых фильмов. Можно добавить: это ещё и один из главных источников вдохновения. Картина испанского классика представляет собой смесь мистического триллера и буржуазной сатиры: после роскошного светского ужина гости вдруг замечают, что в силу неких мистических обстоятельств они не могут покинуть гостиную. Оказавшись в заточении без какой-либо провизии, без возможности принять душ и сменить гардероб, почтенные синьоры и синьорины вскоре показывают своё истинное «я». В них обнаруживаются хамство, цинизм и взаимное презрение, которые раньше прятались за этикетом. Можно сказать, что Ханеке занимается тем же срыванием масок: он помещает своих героев в экстремальные ситуации и бесстрастно наблюдает за их поведением, которое постепенно освобождается от хрупких рамок культурных норм. Яркий пример такого разоблачительства — «Время волков» (2002).


Безразличие

Одно из негативных качеств, которое обнаруживает Ханеке в современных буржуа, — это холодное равнодушие к чужим проблемам. Всякое сострадательное вмешательство наводит ужас, поскольку нарушает тихий мещанский уют. Режиссёр посвятил этой проблеме блестящий фильм-исследование «Код неизвестен» (2000). В одном из эпизодов к беззащитной Анне (Жюльет Бинош) пристают в метро ближневосточные мигранты — остальные пассажиры сидят со скучающими лицами, словно не замечая намечающегося скандала. А в другой сцене её муж Жорж, по специальности — военный фотограф, слышит вопрос от подруги жены: к чему все эти пугающие снимки с голодными детьми и ранеными солдатами? Герой не находит что ответить и в итоге приходит к выводу: «На самом деле она просто не хочет, чтобы её беспокоили». Ради сытого комфорта люди запросто отказываются от либеральных ценностей — в частности, забывают о толерантности, как главный герой фильма «Скрытое» Жорж (Даниэль Отой). Важно отметить, что картины Ханеке лишены навязчивого дидактизма и откровенного морализаторства. Режиссёр лишь выступает в роли диагноста, который ловит в объективе камеры, словно в зеркале, пороки среднего класса.

михаэль ханеке
The New Yorker/Dan Winters


Дети

Почти в каждой картине Ханеке есть дети. Но они совсем не похожи на тех светлых невинных созданий, которых мы знаем по текстам Диккенса. Режиссёр нещадно дискредитирует этот наивный архаичный образ: его малолетние герои предельно скрытны, мнительны, способны на предательства и изуверства. Началось всё с картины «Видео Бенни» (1992): фильм рассказывает о самом обыкновенном школьнике из интеллигентной австрийской семьи, который послушно выполняет уроки, по выходным ездит с родителям на ферму, смотрит второсортные ужастики перед сном — и вдруг ни с того ни с сего совершает изощрённое хладнокровное убийство. Причём без какой-либо явной причины и последующих мук совести. Сложившийся инфернальный образ Ханеке позже дополнит в фильме «Белая лента» (2009) — околодетективной исторической драме, в которой режиссёр исследует истоки нацистской диктатуры.


Насилие

«Я пытаюсь вернуть насилию то, чем оно по сути является: боль, причинение вреда другому», — говорил Ханеке. Всегда внезапные, мучительно долгие сцены жестокости в его фильмах лишены какой-либо зрелищности. Пожалуй, наиболее травматичный фильм в этом плане — это «Забавные игры» (есть две версии картины: немецкая, снятая в 1997 году, и американская, дублирующая оригинал покадрово — Ханеке снял её с голливудскими артистами Тимом Ротом и Наоми Уоттс в 2007-м). По сюжету в загородный дом к семье приходят двое молодых людей, с виду очень любезных, которые вдруг берут героев в заложники и начинают над ними измываться, устраивая грандиозный садисткий карнавал. Калейдоскоп психологических и физических пыток над беспомощными героями вызвал чувство тотального неприятия у первых зрителей: треть аудитории покинула свои места на каннской премьере фильма в 1997 году.

забавные игры
Кадр из фильма «Забавные игры», 1997/Wega Film

забавные игры
Кадр из фильма «Забавные игры», 2007/Celluloid Dreams


Семья

Отношения между родителями и детьми — один из основных объектов исследования для Ханеке. Взрослые зачастую деспотичны и чрезмерно строги к своим отпрыскам. Их методы воспитания опираются на психологическое давление и манипуляции, хотя оправдываются они самыми благородными побуждениями. «Мы обучаем детей своим принципам, те начинают их идеализировать и в конце концов наказывают нас за то, чему мы их учили», — говорил режиссёр, комментируя свою «Белую ленту». Такое авторитарное воспитание может иметь и другие последствия, как показывает «Пианистка» (2001). Педагог из Венской консерватории Эрика (Изабель Юппер) страдает от деспотичного надзора своей властной матери (Анни Жирардо), что приводит к возникновению опасных психических отклонений.


Телевизор

Герои Ханеке то и дело смотрят новости о военных конфликтах и терактах («Скрытое», «Код неизвестен»), потребляют второсортные боевики и ужастики («Видео Бенни»). Кровавый кошмар стал частью привычного информационного шума, притупил чувство эмпатии, в результате чего люди утратили к нему должную восприимчивость. Эта проблема беспокоила Ханеке на протяжении всей режиссёрской карьеры — она-то и сподвигла его на создание своего гран-гиньоля, который сделан вопреки канонам массовой культуры. Насилие должно отвращать и вселять ужас, оно не подлежит эстетизации — эти императивы лежат в основе его режиссёрского метода. Любопытно, что сам Ханеке начинал свой творческий путь именно на телевидении (он отработал там 20 лет, до своего дебюта с картиной «Седьмой континент» на больших экранах) и, соответственно, знал об опасностях этого медиума как никто другой.

видео бенни
Постер фильма «Видео Бенни»/Wega Film


Фрагментация

Истории Ханеке строятся на сплошных недомолвках, сюжетных лакунах и временных пропусках. Режиссёр нередко прибегает к приёму отложенной экспозиции, сразу бросая аудиторию в эпицентр конфликта. Все детали предыстории зритель вынужден реконструировать по ходу просмотра задним умом. Впервые такой композиционный метод Ханеке опробовал в картине «71 фрагмент хронологии случайности» (это вторая часть «трилогии оледенения» — в неё также входят «Седьмой континент» и «Видео Бенни»), затем довёл его до совершенства в фильме «Код неизвестен». В поток мини-сцен, которые отделены друг от друга затемнением, часто включаются home-video, телеэфиры и фотоматериалы — так складывается типичная для Ханеке коллажная структура.


Юрген Юргес

Знаменитый немецкий оператор, стоявший за камерой у Вима Вендерса и Райнера Вернера Фасбиндера, снял три фильма для Ханеке: «Забавные игры», «Код неизвестен», «Время волков». В этих картинах обозначилась доминанта визуального стиля Ханеке: живая натура, средние планы, нейтральное (чаще всего — естественное) освещение. Такая бесстрастная форма контрастирует с крайне драматичным содержанием, и их сочетание производит поразительный эмоциональный эффект. Яркий пример такого синтеза — это оскароносная «Любовь» (2012), о которой очень точно отзывалась режиссёр Кира Муратова: «Для меня это идеал. Очень страшный фильм и так мизерно сделанный, без всяких пыток и катаклизмов, — просто человеческая жизнь». Выбранная стилистика отчасти проистекает из основной творческой установки Ханеке, который говорил: «Я также никогда не снимаю фильмы, находясь под каким-либо впечатлением. Режиссёру нужно оставаться спокойным, сдержанным, холодным, чтобы не допустить никаких ошибок и наблюдать за своими персонажами с определённой дистанции».

михаэль ханеке
Юрген Юргес (слева) и Михаэль Ханеке (справа) на съёмках фильма «Код неизвестен»/Australian Film Museum

Читайте также
Краткий гид по главным вурдалакам кинематографа: вампиры как дух времени
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурда...
История одного саундтрека: «Морфий» Алексея Балабанова
Как романсы начала XX века нашли место в фильме.
Экранизируй это: «Тайная история» Донны Тартт (1992)
Алексей Васильев продолжает создавать выдуманные экранизации
Экранизируй это: «Дэниел Мартин» Джона Фаулза (1977)
Подбираем актёрский состав для выдуманной экранизации
Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 5
Совсем скоро награждение, но есть ещё время!
Экранизируй это: «Мертвецы не катаются на лыжах» Патрисии Мойес (1959)
Мечтаем о звёздном касте детектива с Алексеем Васильевым.
Также рекомендуем
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...
Смерть Стюарта Гордона и день рождения сериала «Офис», ревизия канадского кино и австрийца Ханеке, лучшие комедии Netfli...
Рецензия Зинаиды Пронченко и сюжет Ильи Максимова с московской премьеры фильма. Умилявшийся возрасту дожития в ...
2017-й был отличным годом для кино. Даже самым невозмутимым из нас наконец-то нашлось, о чём говорить и против чего боро...
4 сентября на Netflix вышла новая работа сценариста и режиссёра Чарли Кауфмана — «Думаю, как всё зак...

Последние новости

Ларс Айдингер сыграет главную роль в фильме «За узлом»
Ему отведена роль протагониста в футуристической романтике.
«Наруто» — самое популярное детское телешоу в 83 странах
Противостоять аниме не смогла даже «Свинка Пеппа».
Netflix начал кастинг для второго сезона One Piece
Сериал ищет актёров на роль популярных второстепенных персонажей.
«Министерство неджентльменских дел» доберётся до российского проката
Фильм Гая Ричи выйдет одновременно в кино и на «Кинопоиске».
00:00