Экранизируй это: «Мертвецы не катаются на лыжах» Патрисии Мойес (1959)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

мертвецы не катаются на лыжах патрисия мойес
КИНОТВ

В новом выпуске рубрики «Экранизируй это» о книжных историях, которые так и просятся на экран, Алексей Васильев находит точки пересечения творчества Патрисии Мойес и Ридли Скотта — и объясняет, почему режиссёру суждено снять фильм по детективному роману писательницы «Мертвецы не катаются на лыжах». Конечно, с поголовно звёздным актёрским составом. 

Вспомнить этот старый детективный роман меня подтолкнула отнюдь не давешняя гибель Гаспара Ульеля — напротив, трагический инцидент в Савойе надорвал мне сердце и заставил на время отложить эту затею, место которой в нашей программе я уготовил много раньше, когда лыжный сезон был в самом разгаре. Нет, книжка, положившая начало 30-летней серии приключений главного инспектора Скотленд-Ярда Генри Тиббета и его вечной спутницы — легкой на подъём жены Эмми, всплыла в памяти, когда я увидел альпийские эпизоды «Дома Gucci». Оценив, с каким знанием дела Ридли Скотт смакует эту фактуру, как выгодно смотрятся на фоне заснеженных гор белая меховая шапка и массивные украшения Леди Гаги, я поймал себя на том, что на моём языке вертится название романа о Тиббетах, только другого, более позднего — «Время снега и грехов» (1971), действие которого тоже разворачивалось в Италии в ту босоногую пору, что породила дзеффиреллиевских «Ромео и Джульетту». Отсюда потянулись сразу две нити ассоциаций. Первая — что за три года до «Gucci» Скотт уже выпустил фильм, в котором не менее ласково и со знанием дела оттиснул в кинокадры облик Италии 1970-х — «Все деньги мира». Вторая — что в первом романе о Тиббетах, тех самых «Мертвецах на лыжах», действие, собственно, разворачивается точь-в-точь в таком шале с террасой, как в той сцене из «Gucci», только превращённом в гостиницу. От шале к деревне у подножия горы ведёт канатная дорога, и однажды вечером, за 17 минут до остановки фуникулёра, кресло подвозит к нижней станции труп человека с огнестрельным ранением в сердце. Угол и дальность выстрела не оставляют сомнений — стрелял кто-то из пёстрой англо-итало-немецкой компании постояльцев гостиницы, поднимавшихся на фуникулёре к ужину в то самое время, когда жертва спускалась, чтобы поспеть на последний поезд. Так что получился герметичный детектив, подозреваемые в котором оказались не заперты в замкнутом пространстве, а, наоборот, подвешены между небом и землёй.


Патрисия Мойес / Ридли Скотт

Романы Патрисии Мойес и поздние фильмы Ридли Скотта роднит то качество, что едва ли не больше, чем сюжет, страсти и эксцентричные персонажи, авторов волнует антураж действия. Почти все романы Мойес застают Тиббетов в момент путешествия — речного круиза («Под парусом среди мертвецов», 1961), парижской недели высокой моды («Специальный парижский выпуск», 1963) или командировки в Голландию («Смерть и голландский дядюшка», 1968). И очарование от их прочтения лишь на три четверти связано с теми детективными удовольствиями, что завещала Агата Кристи; на четверть — это как прочтение спецвыпуска журнала о путешествиях, где превосходный автор делает осязаемым предметный мир, сопровождающий читателя на избранном маршруте. В этих книгах мы находим тщательное описание редких транспортных средств (в «Мертвецах» мы подробно знакомимся с паровозом 1880 года, обслуживающим пограничный маршрут между итальянской и австрийской деревнями), принятых в том или ином месте архитектурных стилей, материалов, из которых делается мебель, сочетаний цветов, узоров скатертей, одеял, панелей, конечно, блюд, спиртных напитков, местных сигарет, всего, что может окружать туриста. И, разумеется, — нарядов привилегированных путешественников с непременными комментариями Эмми («Очень, очень дорого!» — как шепчет она мужу на станции Инсбрука, оценив одежду и макияж прибывшей на платформу незнакомки, которая окажется молодой баронессой фон Вюртбург).

патрисия мойес
Патрисия Мойес в 1970 году/фото взято с сайта alexcrimewriters.com
ридли скотт
Сигурни Уивер и Ридли Скотт на съёмках фильма «Чужой» в 1978 году/фото взято с сайта fineartamerica.com

Ридли Скотт, как и главные герои книги, — англичанин; в год выхода романа ему стукнуло 22 и он учился на дизайнера. Наверняка воссоздать облик того времени ему будет не только ностальгически-приятно, но и просто. Но даже если где-то память его и подведёт, ему на помощь поспешит Патрисия Мойес, умудряющаяся не только сообщить читателю облик места, моды, но и увековечить приметы того стиля, что доминировал в год выхода очередного её романа. Так, из «Мертвецов» мы узнаём, что в 1959 году «оформлением по последней моде» считалось сочетание лиловых и оранжевых тонов: они и миланская чёрная мебель отличают самый фешенебельный бар в Санта-Кьяре, деревушке у подножия фуникулёра, — бар «Олимпия». А вообще, горнолыжный курорт — одна из ключевых локаций развлекательного кино той эпохи: вспомните «Шараду», «Розовую пантеру», а одним из кассовых рекордсменов советского проката 1960 года стала австрийская картина «12 девушек и один мужчина» с горнолыжником-чемпионом VII зимних олимпийских игр Тони Зайлером в главной роли. Лента эта была выпущена в Австрии ровнёхонько в том же 1959 году, что и книга Патрисии Мойес в Англии, действие её разворачивается в тех же самых местах, а проявленное авторами упоение эстетикой лыжного отдыха было настолько бесстыжим, что наши фельетонисты перекрестили картину в «12 шапочек и один свитер». Разумеется, Скотт может всласть наиграться и в густой техниколоровский цвет тех картин, и в их типичные мизансцены, и во всякие тогдашние фокусы вроде наплывов и кадров, собирающихся, прежде чем исчезнуть, в круг, которыми так легко передать в кинематографическом эквиваленте и размышления-сопоставления инспектора Тиббета, и неизменно эффектные финальные абзацы глав вроде этого: «В наступившей тишине снизу доносился слабый звук радиолы, ритмичный и назойливый. Последней мыслью Эмми перед сном была мысль о незнакомом молодом человеке по имени Джулио, одиноко лежащем на дне ледяного ущелья с лыжей, всё ещё пристёгнутой к ноге».


Кастинг

Такая же приятная и нехитрая задача — собрать звёздный состав для этого горного ретро-приключения. Итак, в том порядке, в каком сама автор соблаговолила их расположить в открывающем книгу списке действующих лиц:

Генри Тиббет. Главный инспектор Скотленд-Ярда, 48 лет. И Мойес, и сам её герой справедливо признают, что он не был великим сыщиком, а был всего лишь добросовестным полицейским, которого, впрочем, отличал феноменальный «нюх». «Нос Генри Тиббета, обладающий этим самым нюхом, был такой же симпатичной — и ничем не примечательной — частью его внешности, как и всё остальное. Невысокого роста, с седеющими волосами, почти бесцветными бровями и ресницами, он провёл большую часть своих сорока восьми лет, стараясь — на удивление, безуспешно — избегать неприятностей». В этой роли все поклонники «Отчаянных домохозяек» — а значит, все телезрители вообще, — будут счастливы увидеть после долгого перерыва Тома Скаво, которого мы и любим как раз за симпатичные и ничем не примечательные части внешности. Иными словами — актёр Даг Сэвант.

Эмми Тиббет. Жена Генри, 40 лет. Куда бы ни занесло очередное дело эту парочку, Эмми проявляет одинаковую сноровку в обращении хоть с лыжами, хоть с парусом, и уж конечно — с переполошёнными сердцами и нервами разношёрстной толпы подозреваемых. Одета она всегда уместно, у мужа на подхвате, всесторонне эрудирована, короче — перед нами женщина ослепительная, как Джулианна Мур. Хотя актрисе 61, все, кто недавно видел её в «Женщине в окне», воскликнут: «А кто даст?» — и будут правы.

Джимми Пассденелл. Сын английского лорда, необуздан, но обаятелен. Он «высок, худ, с носом, напоминающим клюв, и тёмными, слишком длинными волосами» — как Эндрю Гарфилд, но «недостатки его внешности восполняло великолепие костюмов». Представьте, как заиграет внешность Гарфилда, например, в таком ансамбле: «Брюки, обтягивающие его ноги, как вторая кожа, были бледно-голубыми, как у руританского офицера из музыкальной комедии; свитер — цвета яичного желтка с ярко-красным оленем, охватывавшим грудную клетку до самых подмышек; а шерстяная шапочка, напоминающая вершину кремового торта, — ярко-синей». Полагаю, прочти это описание сам Гарфилд, он бы ещё и приплатил, лишь бы увидеть себя на экране в таком наряде!

Роджер Стейнз. Хорош собой, мечта дебютанток и друг Джимми. От себя добавим: принят в высшем свете, обожаем фотографами «Татлера» (а как же? «…светловолосый, сероглазый, с очень красивыми руками, он выглядел одновременно мужественным и чувственным»), но — без гроша в кармане. Роджер живёт не по карману и во лжи; в то время как его друзья просто веселятся, он всё время думает о том, чем оплатить это веселье, а ведь парню уже 33! На эту роль подойдёт партнер Гарфилда по военному фильму «По соображениям совести» Люк Брэйси: он годен на роль «своего среди чужих», как показал созданный им в ремейке «На гребне волны» образ цэрэушника, внедрившегося в банду серфингистов-грабителей.

Каро Уиттакер. Очень хорошенькая и кокетливая подруга Джимми, решительно настроенная выйти замуж за Роджера. Ещё она «с коротко стрижеными волосами и простодушным взглядом голубых глаз», из тех девушек, что с младых ногтей ни в чём не знали отказа, а потому не представляет, что для кого-то жизнь — это «не кабаре». Как выяснится, в ней достаточно развита и авантюрная жилка. Зои Дойч будет здесь небесно хороша.

зои дойч
Зои Дойч на кадре из фильма «Zомбилэнд: Контрольный выстрел»/Sony Pictures

Фриц Хозер. Частый гость отеля, который на лыжах не катается. Вот каким его впервые видит инспектор: «Генри полуобернулся и увидел маленького человека лет за пятьдесят; всё в нём было округлым — от толстых небольших пальцев, ласкавших ножку бокала, до коротких пухлых ступней, форму которых не могли скрыть замшевые туфли с острыми мысами. Лицо у мужчины было розовым, круглым и доброжелательным, за толстыми линзами очков моргали маленькие глазки». Поразительно, но именно так нынче выглядит Миккель Гауп, увековечивший себя как краснолицый, голубоглазый подросток-лапландец — высокогорный Иван Сусанин из самого знаменитого норвежского фильма ХХ века «Проводник» (1987). Учитывая его лыжно-снежную кинородословную — берём (кстати, у Ларса фон Триера он тоже наигрался всласть).

Баронесса фон Вюртбург. Та самая «очень дорогая» особа с инсбрукской платформы, настолько умело пользующаяся дорогой косметикой, что Тиббет принял её, мать двоих детей, старшему из которых семь, за 20-летнюю. Про неё надо знать, что хотя нынешний свой титул она получила от мужа, она и сама — самых благородных кровей, только итальянских, и когда деревню накрывает цепь трагических событий, в ней сполна просыпается врожденная покровительственность феодала по отношению к своим вассалам. Её доброта, без всякой критики смешанная с аморальностью, — той же закваски, что у прустовской герцогини Германтской, и Кая Скоделарио — то, что надо, чтобы воплотить этот образ.

Барон Герман фон Вюртбург. Очень худой господин, «его лицо, изрезанное глубокими морщинами, которые выдавали нетерпимость характера, казалось по-лисьи хитрым». Ещё один наш любимый скандинавский киноподросток 1980-х — Александр Скарсгард, зарекомендовавший себя ролями садистов.

Герда Браун. Няня при детях Вюртбургов. «Из тех, о ком говорят: в тихом омуте черти водятся», — так её отрекомендовала Патрисия Мойес в списке действующих лиц. Генри Тиббет же увидел «стройную темноволосую девушку в чёрном. Гувернантка была очень бледна, составляя резкий контраст с окружавшими её бронзовыми лицами, и совсем не пользовалась косметикой. Её можно было бы счесть красивой, подумал инспектор, если б она предприняла хоть элементарные усилия, чтобы выглядеть таковой; нынешний же её внешний вид, казалось, преследовал единственную цель — держаться в тени». Бывает же такое, что выдуманный персонаж, писаный 60 лет назад, выглядит идеально подогнанным под нашу современницу-кинозвезду — Кристен Стюарт.

Капитан Спецци. Итальянский напарник Тиббета в раскрытии дела об убийстве на канатной дороге — тот одновременно обуреваем жаждой арестовать Герду и жениться на ней. Этого пылкого, сентиментального, принципиального, красивого и, по меркам Тиббета, молодого итальянского полицейского прекрасно сыграет Джош Хартнетт.

Монолог Джоша Хартнетта на шоу Saturday Night Live

Пьетро Веспи. Тут — поэзия, так что дадим слово Патрисии Мойес: «Для инструкторов по горнолыжному спорту это традиция — быть красавцами. Но Пьетро был выдающимся красавцем даже среди инструкторов: высок ростом и строен, с идеальными классическими чертами лица, загорелой кожей цвета ореха, с глазами тёмно-синими, как сапфиры; когда он улыбался — а улыбался он часто, — белоснежные зубы сверкали. Его волосы были светлыми, как у боттичеллиевского ангела. Сейчас на солнце они блестели и отливали золотом». Будь роман экранизирован в 1960-х, и думать бы не пришлось, кто в кино полностью соответствует портрету этого «видения», — Джулиано Джемма. Но сегодня актёр пошел немного не тот, поэтому придётся пойти на компромисс: внешне Брэнтон Туэйтис вполне может быть подтянут до данного образца, а вот как напоить его ещё и нужной энергетикой — пусть Ридли Скотт с ним поупражняется, паренёк Брэнтон явно смекалистый, наверняка что-нибудь да получится.

Марио Веспи. Отец Пьетро, оператор канатного подъёмника. Хромоногий маленький старик. Когда на вверенном ему подъёмнике случится беда, он, помогая пассажирам сойти на землю, будет напоминать «озадаченную обезьянку, с которой плохо обращались». На допросе Марио «с несчастным видом сидел на краешке стула, словно намокший воробей на телеграфном проводе». Весь этот зоопарк найдётся в арсенале одного пожилого американского актёра, чья внешность по сей день позволяет ему играть местных в итальянских фильмах, — Дастин Хоффман.

Роза Веспи. Его жена, держит универсальный магазин. «Роза, она такая… Мать-Земля», — скажет о ней баронесса, и сегодня в Италии есть только одна актриса, соответствующая такому громкому званию — Моника Беллуччи.

Беппи. Роль этого жизнерадостного носильщика станет прекрасным поводом мощно поулыбаться в компании Мэтта ЛеБлана, а хозяина гостиницы Альберто Россатти во всём великолепии его аппенинской изворотливости покажет Тони Сервилло.

И, наконец, пара, являющаяся главным источником смеха в романе, — полковник Бакфаст и его жена Розамунда. Краснорожий хвастливый британец, изъясняющийся и думающий штампами и отлично, однако, катающийся на лыжах, и громоподобная, вечно недовольная баба, раскидывающая людей и предметы, чтобы прорваться на допрос без очереди с криками: «Я пришла, чтобы сделать признание! — и, когда полицейские разевают рот от предвкушения развязки, признающаяся, — Артур во многих отношениях не идеальный муж». Вообразите, какой концерт подарят нам в подобном дуэте Пирс Броснан и Мерил Стрип!

Что ж, фильм, который здесь подробно описан, вряд ли будет создан. Однако вы можете снять с полки старый роман, подставить в рамки персонажей лица любимых актёров — и игра в убийство станет в сто крат нагляднее, скрасив пару зимних вечеров, которые в этот раз вы, увы, не смогли провести на горнолыжном курорте.

Читайте также
История одного саундтрека: «Мертвец»
История создания самого культового, пожалуй, саундтрека в фильмографии Джима Джарму...
Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 3
Париж слезам не веритФестиваль захвачен французскими картинами (вместе со швейцарскими и канадскими), и в Берлине показали самую нежную из них — Les passagers...
Сладкий Берлинер: Егор Москвитин и Берлинский фестиваль. День 2
Питер FM Ну что, мы пришли в себя! Берлинале открылся «Петером фон Кантом» — картиной Франсуа Озона, в которой француз переосмысливает фильм и пьесу немц...
«Сладкий Берлинер»: Егор Москвитин и Берлинский кинофестиваль. День 1
День 1Ну что, мы в Берлине!Фестиваль начинается с плохих новостей: Берлинале настолько обмельчал, что вместо больших и надёжных рюкзаков выдаёт гостям вот так...
Какой ты зомби: жуткие, смешные и грустные ходячие мертвецы в кино
Влад Шуравин рассказывает, сколько видов фантастических и кровожадных тварей сущест...
Также рекомендуем
Запускаем серию материалов о неслучившихся экранизациях.
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Алексей Васильев собирает каст для детективного бриллианта с закрученным сюжетом.
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.
Запускаем серию материалов о неслучившихся экранизациях.
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях.
Алексей Васильев собирает каст для детективного бриллианта с закрученным сюжетом.
Крах и возрождение цивилизации, апокалипсис и постапокалипсис.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00