Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях
КИНОТВ

Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях. В этом выпуске — жестокий, загадочный скандинавский детектив о зверском убийстве в городе между мостами.

Натт-о-Даг — фамилия древнейшего из сохранившихся шведского аристократического рода, упоминания о подвигах которого восходят к XIV веку. Их новейший потомок Никлас в возрасте 37 лет в 2017 году приумножил не только её многовековую славу, но и нынешнюю славу «депрессивного скандинавского детектива» — мрачного, полного чувства социального пессимизма, изобилующего отталкивающими физиологическими подробностями и извращённым сексом, перенеся все эти и без того угнетающие слагаемые жанра в бесславный для Швеции 1793 год.

В тот год страна, истощённая многолетними поражениями в войнах с Россией, мором, привезённым в столицу шведской армией вместе с захваченным у русских фрегатом «Владислав», оказавшимся рассадником сыпного тифа, атмосферой доносов и подозрительности, сопровождавших царствование Густава III, паранойей, которую в эту ныне абсолютную монархию доносили ветры из Франции, где взбунтовавшийся простой люд казнил Марию-Антуанетту на гильотине, и попытками хотя бы внешне поднять Стокгольм на уровень соседних индустриальных столиц, обернувшимися в основном массовыми уличными зачистками бедняков и потаскушек, представляла собой зловонную клоаку, отравленную миазмами всеобщей ненависти. Именно в таком разложившемся Стокгольме в октябре 1793 года в озере Фатбурен всплывает изуродованный труп златокудрого юноши, поверхностный осмотр повреждений которого судебными экспертами показывает: где-то в окрестностях завёлся тот, кого справедливо будет назвать монстром — монстром даже по сравнению с тогдашним обезображенным и безжалостным стокгольмским людом.

Рипол Классик, Пальмира
Рипол Классик, Пальмира
Månpocket
Månpocket

Natt och dag по-шведски означает «ночь и день». Столь густо намалёванная ночь нужна автору, чтобы тем ярче на её фоне засветились надеждой первые робкие проблески дня. Дня научной криминалистики и презумпции невиновности, поборником которых является ведущий в романе расследование юрист Сесил Винге. Дня искренней и бескорыстной привязанности между людьми, вроде той, что возникает между Винге и одноруким вышибалой Жаном Мишелем Карделем, ставшим при нём чем-то вроде амбалоподобного Ватсона при Шерлоке Холмсе. Дня, когда, если не отойдут в прошлое, то станут объектом общественного преследования антисанитария, униженное положение женщин, сексуальные домогательства, буллинг. Мы заглядываем в страшное прошлое, чтобы вспомнить, заново оценить, насколько комфортно мы живём в дне минувшем. А дерьмо, которым, кажется, вымазана вся книга, окажется, не фоном, не средством нагнетания атмосферы, а способом спрятать улику, совсем как в рассказе Честертона: тем самым лесом, в котором следует прятать дерево, горой трупов, в которой проще схоронить частное, уникальное убийство; но об этом мы не станем распространяться, дабы не нарушить самое священное право детективной интриги: право на неприкосновенность, дабы читатель не был лишён удовольствия самостоятельно пройти по всем её лабиринтам, совершая собственные открытия.

Интрига и способ её подачи выстроены мастерски. Хотя хронологически действие её занимает отрезок между 30 апреля и пятницей, 13 декабря 1793 года, сперва мы оказываемся в октябре, когда найден труп, затем в жарком июне, когда завоёвывать Стокгольм приехал 16-летний Кристофер Бликс, затем в Вальпургиеву ночь, когда на беду оттолкнула слишком настырные объятья своего друга детства простолюдинка Анна Стина, и затем перескакиваем обратно, через осень страшной криминальной загадки, в лютую зиму, когда все эти смутно соприкасающиеся линии сойдутся в единый узел развязки.

10 лет Никлас Натт-о-Даг работал над романом. Сперва два года обсуждал замысел с Фредриком Бакманом, своим соседом по офисам и автором романа «Вторая жизнь Уве», ставшего основой дважды номинированной на «Оскар» экранизации. Затем переписывал и сокращал с командой редакторов. В итоге получил роман со своей магией, который читать на ночь страшно точно так же, как в раннем детстве — «Убийство на улице Морг», а оторваться тоже нет никакой возможности: персонажи начинают обретать контуры мифов, мифов, в которых узнаёшь основы своей жизни, свои сомненья, свои потери, свои похмелья. И свою любовь. Свои ночь и день.

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», реж. Нильс Арден Оплев, 2009
Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», реж. Нильс Арден Оплев, 2009

Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», реж. Дэвид Финчер, 2011
Кадр из фильма «Девушка с татуировкой дракона», реж. Дэвид Финчер, 2011

На поверхности — грязный, сексуально распущенный, живодёрский, этот роман прямо-таки просится на современный экран, где уже и телевизионные фэнтези прошли боевое крещение ларсфонтриерщиной. Чего проще? Возьмите Финчера: он собаку съел на выпотрашивающих тела на экране и душу детективах, к тому же имеет превосходный опыт с экранизациями шведов — «Девушку с татуировкой дракона». На центральный дуэт хронически недопроснувшегося с похмелья амбала Карделя и «былинки в человеческом обличье», умирающего от чахотки Сесила Винге — Криса Пратта и Бена Уишоу, благо последний ещё и имя себе сделал как раз на роли в экранизации идентичного по фактуре «Парфюмера». И — дело в шляпе.

Но подумаем ещё раз. Нужна ли нам прямая фотокопия того, что уже и так прекрасно вышло на бумаге, заняло своё место в нашей душе и образной памяти? Нет ли способа на базе, на полях романа создать нечто самостоятельно прекрасное, вариацию, которая заставит услышать знакомую тему по-новому?

Обратимся к той сцене романа, где юный Кристофер Бликс, погрязший в долгах, не имеющий денег на выпивку, опорожняет в себя банку с заспиртованной ящерицей: «...молнии то и дело вонзались в землю, как огромные многозубые вилки», «небосвод напоминал гигантского сизого жука, ощупывающего ногами-молниями бедные жилища людей». И чуть позже, когда ему открывается неограниченный доступ к токайскому: «Рисунок на обоях начинает шевелиться и превращается в гигантского осьминога, способного задушить меня, стоит подойти поближе. Как-то ночью, когда я пошёл в подвал за очередной бутылкой, я видел при свете мышиного короля и целый рой связанных хвостами крыс». Этот анималистический кошмар обременён пластикой мультфильма — слепленного из пластилина, сыгранного куклами, порванными и брошенными детьми много лет назад, а теперь заново сшитыми. Это кошмар в духе Тима Бёртона. Когда страх и смех бегут наперегонки.


Рисунок на обоях начинает шевелиться и превращается в гигантского осьминога, способного задушить меня, стоит подойти поближе. Как-то ночью, когда я пошёл в подвал за очередной бутылкой, я видел при свете мышиного короля и целый рой связанных хвостами крыс.


Если передоверить текст Бёртону, мы получим историю ту же, да не ту. Спазматический смех, инъекции которого прошивают и анестезируют кошмарное действо уже в самом романе Натт-о-Дага, часто в ремарках хронически похмельного, а значит — шутовски настроенного Карделя, позволяет попробовать перепеть эту историю именно на бёртоновский лад и пересобрать актёрский состав исходя из совершенно иного взгляда на эстетический строй повествования.

В книге есть эпизодический персонаж уличной дурочки Уллы, в паре-тройке отпущенных ей сцен приносящей в грозовую атмосферу романа комические разряды. Вот она пересказывает, как к ней пристали два стражника из полиции нравов, однорукий и одноглазый: «Спрасывали, знаю ли я Анну Стину. Я говорю: знаю, а они: а как её найти? А я спрасываю, куда у длинного делся глаз, а у короткого нога, а они мне — заткнись и отвесай на вопросы. Я говорю, попробую, только как же это выйдет — заткнусса и отвесать?»

Из молодых актрис только одна обладает настолько мощным комическим даром, чтобы воплотить этого персонажа, — Эль Фаннинг. Но стоит ли так размениваться? Что, если Эль Фаннинг и станет Анной Стиной, главной героиней «весенней» части? Ведь на юные плечи необразованной Анны Стины Натт-о-Даг навешал слишком много литературной мифологии: она совершает подвиг узника замка Иф, но её аббатом Фариа выступает полоумная бородатая старуха по кличке Коза, и чтобы дешифровать её бред и найти выход из неприступной тюрьмы, Анне Стине придётся также приложить чудеса дедукции, достойные героя «Золотого жука» Эдгара По! Такое обилие обязанностей само по себе таит в себе заряд неизбежной постмодернистской иронии в адрес образа вымышленной простушки. И Эль Фаннинг сможет быть на экране одновременно упрямой, решительной, желанной — и пронизать всё это насмешкой, столь необходимой, чтобы образ зажил.

КИНОТВ
КИНОТВ

В той же тюрьме, в которой оказывается заточена Анна Стина, служит пастор Неандер — кстати, реальный исторический персонаж — непросыхающий настолько, что путает, когда читать псалмы, когда проповедь, когда петь хоралы, и одержимый единственной навязчивой идеей: как посадить в лужу ненавистного ему инспектора Бьоркмана. И на этот эпизод напрашивается шикарный кандидат: с тех пор как Брэд Питт бросил пить, все его десятилетия беспробудного пьянства — как это почему-то всегда и бывает — вдруг в одночасье отразились на его облике, его ведь даже слегка потряхивать начало! Но стоит ли тратиться на пастора, когда в самом центре повествования есть такой же «потряхивающийся» персонаж — однорукий Кардель! Кардель, который и в аду не удерживается от своих потешных похмельных ремарок: «Итак, мы ищем зелёный с золотом портшез!» — «И маленько обоссанный». Да, Карделю немногим за тридцать, а Винге — под 30. Но в романе этот дуэт следователей вознесён как бы над схваткой, а их графическая противоположность — амбал и былинка — делают их в ткани романа такими же мифологическими существами, как Дон Кихот и Санчо Панса. В кино такую мифическую составляющую может создать только исторический шлейф актёра, когда новое поколение зрителей смотрит его фильмы, зная, что на прежних его ролях росли ещё их родители. И от Карделя с Ринге не убудет, если им накинут по 30 лет, а сыграют их Брэд Питт и Джонни Депп, любимец Бёртона, которому ничего не стоит превратиться в собственную посмертную маску, мумию, готовую в поимке убийцы перешагнуть границу между тем и этим светом. Тем более что это была бы историческая киновстреча двух ровесников-кинозвёзд, никогда прежде на большом экране не пересекавшихся, и лишь в середине 80-х коснувшихся орбит друг друга в сериале «Джамп-стрит, 21», где Депп играл копа, а Питт — фигуранта одного из вверенных ему дел.

В роли 16-летнего златокудрого покорителя столицы Бликса окажется незаменим Чарли Пламмер — он такой же милый весельчак, ещё не ведающий смысла слова «завтра», а в его внешности есть много общего с Эль Фаннинг, и эта братская схожесть сыграет свою роль, когда линии их героев пересекутся и получат развитие, заданное романом. А вот человек, купивший Бликса за долги, то ли рано состарившийся ребёнок, то ли не повзрослевший взрослый, со слишком большими для его лица глазами, посмотревший на Бликса «нет, не с ненавистью... Так пустыня смотрит на потревожившего её покой путника», — Дэйн ДеХаан. Прямую как палка, и по осанке, и по манере вести разговор, старуху-вдову, помолодевшую на 30 лет от известия, что сможет отомстить чиновнику, умыкнувшему вдовью кассу, пресмешно покажет Изабель Юппер. Однокашник Винге, слабовольный, безынициативный, но нутром склоняющийся к службе истине клерк криминальной полиции Исак Блум — Эдвард Нортон. Свиноподобный гигант, садист-надсмотрщик Петтер Петтерссон (тоже, кстати, исторический персонаж) — этот должен внушать нам ужас и отвращение, без кавычек, какие способен генерировать Александр Людвиг из «Викинга».

И есть ещё один персонаж, раскрывать которого мы не имеем права для несведущих, но краеугольно важный для души этой книги. «Он был ослепительно красив, даже не красив, а прекрасен. От него исходило сияние... Он словно и рождён был, чтобы освещать жизненную дорогу тем, кому выпало счастье оказаться поблизости. Идеально симметричные черты, огромные, чуть раскосые, ярко-голубые глаза, взгляд лукавый и в то же время невинный, как у ребёнка, вызывающий и застенчивый... Одним словом, Господом осенённое дитя». Присмотритесь к школьникам в датской картине «Ещё по одной», ставшей в этом году лауреатом «Оскара» за лучший иностранный фильм, и вы его найдёте. Самый выкидной — Мальте. Актёр Фредерик Винтер Расмуссен, подростком прославившийся в школьном гей-ретро-фильме про 1976 год «Спортивная ходьба». Природа создаёт такое чудо — это её метафора, так на своём языке она пытается потолковать с нами о любви. Как распорядится это чудо собой? Как распорядятся им люди? Вопросы, которые сегодня вызывают жизнь и карьера юного Расмуссена, — те же самые, что заводят пружину шведского романа. Теперь они адресованы нам.



Читайте также
История одного саундтрека: «Карнавал»
О самой светлой работе Татьяны Лиозновой.
«Фрэнк Герберт, написавший книгу в 60-х, вероятно, был гомофобом»: Стеллан Скарсгард о «Дюне»
В этом материале Стеллан Скарсгард рассказывает о работе над своим персонажем.
«Он строит другую Вселенную в другом мире для вас!»: Тимоти Шаламе и Зендея о фильме «Дюна»
Продолжаем серию материалов, в которой создатели фильма...
#комикс-код: жиза или фальшивка? Как поверить в полёты, но усомниться в море
Подходит к экватору неграфический роман о (кино)комиксах...
Также рекомендуем
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
7 картин для тех, кто хочет пуститься в путь прямо на диване.
Джонни ДеппДжонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию...
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...
Рассказываем о проекте мечты режиссёра, которым он перестал грезить.
7 картин для тех, кто хочет пуститься в путь прямо на диване.
Джонни ДеппДжонни Деппу исполнилось 60 лет. Поздравляем актёра с юбилеем и рассказываем о том, как он пришёл в профессию...
25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — авто...

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00