История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films
Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

Артём Макарский в постоянной рубрике о лучших саундтреках рассказывает, с чего началось сотрудничество Селин Сьямма и Para One, и как музыка к её дебюту, «Водяным лилиям», помогла сделать историю ещё тоньше и интереснее.

«Я поняла, что всё ещё хочу видеть в своих фильмах юных актёров, хочу писать про юных персонажей, поскольку их взгляд на мир мне кажется самым глубоким. Для детей важно всё, что с ними происходит», — говорит Селин Сьямма в свежем интервью журналу Empire. Она рассказывает о своём интересе к детству и юношеству в связке с новым фильмом «Маленькая мама» — но эта тема обозначилась уже в её дебюте, «Водяных лилиях».

Фильм «Водяные лилии», названный в оригинале «Рождение осьминогов», рассказывает о трёх девушках, Мари, Флориан и Энн: на фоне жизни команды синхронисток развивается история их дружбы, ревности и первой любви. Уже в этом фильме, написанном ею в качестве дипломной работы в школе La Fémis, раскрываются важные темы её кинематографа, что детство и юность — это сложное время, время трудного становления. Именно в этот момент ты можешь понять, что гендерная принадлежность и сексуальность плавучи, флюидны (об этом, кроме «Лилий», рассказывает «Сорванец»), — или же выбрать путь меньшего сопротивления и встроиться в мир, который иначе тебя не примет (а об этом — «Девичество»). Тем удивительнее, что картина «Лилии» могла вообще и не состояться.

Тизер фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

Снять фильм Сьямма уговорил Ксавье Бовуа, наставник её курса в La Fémis — она собиралась стать сценаристкой, но он убедил её, что эту историю она сможет снять и сама. И действительно, впоследствии режиссёрка скажет всё в том же интервью Empire, что этот опыт был для неё освобождающим, — она поняла, что это действительно её призвание. По иронии, она была не единственной, кто до работы над «Лилиями» не думал, что останется в кино именно в той профессии, в которой они попробуют свои силы с дебютом. Жан-Баптист де Лобье, более известный как Para One, не собирался работать кинокомпозитором — хотя он уже долгое время выступал в индустрии как электронный и хип-хоп продюсер, в киношколе учился как раз снимать фильмы на факультете продюсирования. Однако Сьямма, его подруга по La Fémis, уговорила его помочь ей с музыкой к фильму — за что он ей, как впоследствии признаётся, очень благодарен.

Её выбор, скорее всего, был продиктован тем, что они вообще подружились благодаря музыке: как вспоминает Лобье, они скидывали друг другу треки и он однажды забил под завязку её iPod электронной музыкой. Действительно, когда у молодой режиссёрки возник вопрос, кого позвать для работы над саундтреком к фильму, кандидатура хорошего друга и музыканта не казалось таким уж неожиданным выбором. Эта дружба стала очень плодотворной: в том или ином виде музыка Para One звучит во всех фильмах Сьямма. В «Сорванце» можно услышать его дурашливую композицию «Always», к «Девичеству» он написал саундтрек, в котором энергичные синтезаторы озвучивали происходящее на окраинах Парижа, а в «Портрете девушки в огне» звучит его совместная работа с Артуром Симонини — песня, которую поют девушки у костра. В «Маленькой маме» он записал три вариации на тему «музыки будущего» — слегка ностальгический электропоп с воодушевляющей хоровой партией.


Хотя за музыку к «Девичеству» он был номинирован на «Сезар», именно саундтрек к «Лилиям» кажется его самой тонкой и интересной работой для Сьямма — помимо этих двух фильмов, ему, в общем-то, банально было негде разгуляться. Это, конечно, связано с тем, что режиссёрка вообще предпочитает оставлять своих героев в тишине.


Ещё в 2008 году при представлении «Лилий» в американском Линкольн-центре она расскажет о своём отношении к киномузыке: «Я решила не ставить в фильм слишком много музыки, потому что очень часто в кино её вообще слишком много. И я не хотела, чтобы она комментировала происходящее на экране. Музыка звучит очень точно и в определённых моментах». В интервью, вышедшем в этом году, Para One словно вторит ей: «Главное правило киномузыки — чем меньше, тем лучше».

Действительно, в «Лилиях» музыка звучит даже не в самые значимые для сюжета моменты — а в самые важные для главной героини, Мари. Её очарованность капитаншей команды синхронисток Флориан, перерастающая во влюблённость, подзвучивается музыкой лишь изредка. В фильме звучит всего восемь композиций из изданного саундтрека, хотя на альбоме их пятнадцать — кроме попросту не вошедших в фильм треков слушатель мог найти там и те, что Para One записывал к собственным короткометражкам. Интересно, что вышедшие отдельным альбомом композиции не были единственной музыкой Лобье, звучащей в фильме: хотя эти треки не были указаны в саундтреке, он для сцен домашних вечеринок довёл до ума несколько своих демо-записей буквально за сутки (один из этих треков он через пару лет переделает под свой стиль и выпустит под названием «Kiwi»). Техно и транс удивительным образом тоже отлично передают смятение Мари, его же можно услышать и в треке дуэта Jones & Stephenson «The First Rebirth», который звучит уже в ночном клубе. По словам режиссёрки, выбор электроники был вовсе не случаен — она говорила о том, что именно электронная музыка лучше всего работает с пространством фильма, а также она отлично влияет на эмоции зрителя.

Композиции Para One звучат скорее в моменты предвкушения, ожидания: не во время тренировки синхронисток, а в раздевалке перед заплывом, не во время соревнований, а по возвращении домой — как будто должно что-то произойти. Эта тонкая игра приводит нас к тому, что когда в финале фильма музыка заглушает собой все разговоры и другие шумы, концентрирует внимание зрителя на себе, она впечатляет куда сильнее. В момент выхода «Лилий» Сьямма говорила, что фильм довольно тихий, поэтому она придумала оставить в его трейлере только музыку, убрав диалоги, — эта идея кажется разгадкой финала: как добавляет в том же интервью режиссёрка, «слова выдали бы слишком многое».

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films
Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films
Кадр из фильма «Водяные лилии»/Lilies Films

По словам Para One, у Сьямма всегда есть чёткое понимание того, какой она видит музыку к своим фильмам. Музыку к «Лилиям» он называет подводной (что, естественно, диктует тематика фильма), постепенно раскрывающейся и придающей фильму слегка ностальгический оттенок. Композитор говорит, что музыка к этой картине для него сродни органическому, собранному из случайных элементов архиву, — она словно найдена на пыльной полке, а не тщательно подобрана. Ностальгической, слегка отрешённой атмосферы Лобье смог добиться в первую очередь при помощи оборудования: сначала он использовал только винтажные синтезаторы, выпущенные в семидесятых и восьмидесятых, а затем записал получившееся на плёнку для более тёплого, приятного звука. В одном из интервью он описал свой творческий метод создания музыки так: она должна быть наполовину знакомой, наполовину странной — и действительно, хоть эта музыка и правда постоянно что-то напоминает, её отрешённость делает её более непривычной.

Музыка Para One в «Лилиях» — это музыка о первой любви, о смятениях, ожиданиях, разочарованиях. Не в последнюю очередь это может быть связано с тем, что музыку Лобье писал уже во время монтажа, — как признавалась сама режиссёрка, во многом звучание саундтрека влияло в итоге на конечный монтаж картины. Уже после выхода «Девичества» Para One гордо скажет: «Я — самый первый зритель её фильмов».

Именно в этом умении влиять на зрителя, делать это изящно и тонко, и есть главное отличие Сьямма от коллег, понимание того, что во всём нужен баланс, и позволяет ей интересно высказываться на довольно сложные темы. Сьямма говорит, что её главный подход к молодым и непрофессиональным актёрам заключается в том, что они для неё — соавторы, а не материал. Эта мысль о соавторстве касается и того, как она подходит к музыке: её хоть и довольно мало, но запоминается она на ура. Большое счастье любого режиссёра — иметь постоянного соавтора в композиторах; есть что-то глубоко трогательное в том, что у Сьямма он есть благодаря когда-то скинутой на iPod коллекции песен.


Читайте также
#комикс-код: если бы улицы могли говорить
Неграфический роман о (кино)комиксах как воплощении совр...
Смотреть аниме: дзёсэй — трудности реальных отношений
Взрослые истории в японской анимации и манге делятся на...
Экранизируй это: «1793. История одного убийства» Никласа Натт-о-Дага (2017)
Алексей Васильев продолжает строить догадки и выдвигать предложения об экранизациях...
История одного саундтрека: «Карнавал»
О самой светлой работе Татьяны Лиозновой.
Также рекомендуем
В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки...
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
Наталья Серебрякова выбрала самые интересные норвежские, шведские и исландские триллеры.
В российский прокат выходит картина «История семьи Блум» — невыдуманный рассказ о том, как птенец сороки...
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
После мировой премьеры на фестивале «Тёмные ночи» в Таллине компания Ten Letters выпустила в р...
Наталья Серебрякова выбрала самые интересные норвежские, шведские и исландские триллеры.

Последние новости

«Город Бога» получит продолжение в виде сериала
Премьера состоится на стриминг-сервисе HBO Max.
Глен Пауэлл провёл шесть часов за просмотром фильма от Тома Круза
Который актёр демонстрирует только близким друзьям.
Умер продюсер «Крёстного отца» Альберт С. Радди
Почётному обладателю «Оскара» было 94 года.
00:00