«Нас всех преследуют навязчивые мысли»: режиссёр Доминик Молль о своём новом фильме «Таинственное убийство»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Доминик Молль © Fanny de gouville

15 декабря в российский прокат выходит новый фильм известного французского режиссёра Доминика Молля, обладателя премии «Сезар» и неоднократного участника Каннского кинофестиваля. «Таинственное убийство» — история, ломающая все каноны криминального детектива. Мы поговорили с режиссёром о том, почему он решил сосредоточиться на этом жанре, о работе с реальными полицейскими и всём том, что не даёт ему самому спокойно спать.

Ваш фильм «Таинственное убийство» — как появилась идея?

Мы написали сценарий по мотивам книги Полин Гена «18.3 — год в службе уголовного розыска». Но это не обычная адаптация, поскольку фильм основан лишь на части книги — примерно на тридцати страницах из пятисот. Полин Гена целый год наблюдала за работой службы уголовного розыска Версаля. В её книге деятельность этого подразделения показана как смесь рутинных дел и выбивающих из колеи происшествий. Её точка зрения одновременно и документальная, и невероятно художественная — как у Дэвида Саймона в его книге Homicide: A Year on the Killing Streets. Читатель погружается в своеобразный резервуар, полный сильных человеческих историй, через которые раскрывается и наш с вами мир.

Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль

Фильм начинается с титра, в котором сказано, что 20 процентов уголовных преступлений остаются нераскрытыми. Фильм снят по мотивам одного из таких дел?

Да. С самого начала работы над сценарием мы с Жилем Маршаном почувствовали, что есть в этом деле что-то уникальное и манящее. Жиль как раз закончил работу над документальным сериалом для Netflix «Кто убил маленького Грегори?», и он понимал, что незнание всей правды поможет нам в постановке более глубоких, более сложных вопросов.


Часто в фильмах об убийствах в начале создатели нам говорят: «Вот убийство». А в конце: «А вот убийца», — и всё, никаких больше вопросов.


Мне не хотелось поступать так же. В этой истории меня зацепили именно её загадочность и тот факт, что чем дольше смотришь, тем сильнее сгущаются тучи. Не в силах докопаться, кто реальный убийца, мы чувствуем себя ближе к следователям, которые ищут правду и как бы бродят в темноте, мы можем разделить их сомнения и нарастающее беспокойство. Неразрешимость ситуации демонстрирует работу человека и службы гораздо лучше, чем это сделало бы раскрытое преступление.

Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль
Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль

В картине, кроме мужчин, много сильных женских персонажей, и почти все они задействованы в сценах, которые одновременно можно назвать и трогательными, и переломными.

В фильме показан чисто мужской коллектив следователей, и подозреваемые, которых они допрашивают, — тоже мужчины. Но при этом именно женщины играют в истории центральную роль. В первую очередь, конечно, Клара, жертва преступления, которая освещает своим незримым присутствием всю историю. И ещё Нани, её лучшая подруга, которую играет Полин Серийе. Своим нервным срывом она выводит сюжет на совершенно новый уровень.

Сцену в столовой с участием героини Серийе можно считать ключевой?

Да, Нани открывает глаза и зрителям, и Йохану. Она его не жалеет. Почему ему так важно знать, с кем спала Клара? Что это меняет? Йохан явно поражён её сопротивлением, и этот момент становится переломным. Когда мы закончили монтаж, мы поняли, что эта сцена оказалась в самой середине фильма, и это не случайность.

Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль

Осознание приходит к Йохану благодаря ещё двум героиням: судье и молодой следовательнице Наде.

Эти два персонажа появляются в заключительной части фильма спустя почти три года после того, как следствие зашло в тупик. Новая судья просит Йохана опять взяться за дело, которое ему пришлось забросить. Анук Гринбер привносит в эту героиню весь свой опыт и какую-то едва уловимую холодность. Их диалог о том, «что не так между мужчинами и женщинами», играет решающую роль в развитии сюжета. А Надя, новая сотрудница в отделе, даёт Йохану надежду и вдыхает новую жизнь в это дело. Мона Соален великолепно справилась со сценой, когда Надя спрашивает Йохана о том, почему мужчины совершают преступления и расследуют их тоже мужчины. Мне нравится, как в конце их беседы она произносит: «Это мужской мир…» Невинное, доброжелательное, но неоспоримое наблюдение.

Бастьен Буйон в роли Йохана — полная им противоположность. Как так вышло, что вы решили поработать с ним снова?

С Бастьеном я работал над фильмом «Магия зверя», в котором он сыграл наивного и комичного жандарма. Мне очень понравилось с ним работать, но я не думал о нём, пока мы писали сценарий «Таинственного убийства». К тому же мы с Жилем стараемся не представлять конкретных актёров, когда пишем сценарий. Мне нравится, когда персонажи существуют сами по себе.


Но потом сценарий был написан, начались кастинги, мысль о Бастьене в роли Йохана пришла как-то сама собой. Эта идея показалась мне крайне интригующей, а на прослушивании Бастьен окончательно нас убедил.


Его вовлечённость, сочетание в нём мягкости и меланхоличной строгости, его чуткость, взгляд, интонации… Всё казалось таким естественным. Эта роль необычна тем, что Йохан мало говорит: он как-то иначе транслирует свои мысли для всех окружающих, но зритель ощущает все эмоции, которые проходят через него и отражаются у него на лице.

Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль

На контрасте с Були Ланнерсом у них получается очень интересная команда.

Були Ланнерс — воплощение доброты и человечности, а именно эти качества я искал для Марсо. Один из его коллег говорит: «Вы чересчур сентиментальны», — и это правда. Марсо верит в любовь и в силу французского языка. Он чувствует, что из-за работы его переполняет ненависть, и очень от этого страдает.

Мир этого фильма довольно мрачный, но вдруг ниоткуда проскальзывают оптимистичные настроения. Это кажется парадоксальным, учитывая обстоятельства дела.

Фильм мрачный и напряжённый, потому что он о кошмарном убийстве. Но даже если Йохан периодически находится на грани разочарования, ни он, ни сам фильм не становятся от этого пессимистичными. Иногда даже чувствуется, как будто внутри героя что-то умирает. Но судья и Надя, привнося свежую энергию и новые идеи, позволяют Йохану продолжать своё дело. В нём происходят перемены, возможно, он познаёт какую-то мудрость. Продолжать верить и безустанно возвращаться к своей задаче — единственный способ когда-нибудь раскрыть дело. Надя и судья определённо ему в этом помогают. И, как предположил Марсо, выход с велодрома и выбор в пользу горных дорог тоже открывает перед Йоханом новые горизонты.

Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль
Кадр из фильма «Таинственное убийство», реж. Доминик Молль

Музыка Оливье Маргюри тоже работает в этом направлении, верно?

Всё так. Я захотел работать с Оливье после просмотра двух фильмов Артура Харари, к которым Оливье написал темы, — это «Чёрный алмаз» и «Онода». Мне очень нравятся его чувство мелодии и присущая его музыке светлая меланхолия — это именно то, что мне требовалось. Первые композиции Оливье написал сразу после прочтения сценария, ещё до начала съёмок, и многие из этих мелодий даже вошли в итоговый монтаж. Он интуитивно пришёл к использованию в музыке к этому фильму голосов, вдохновившись идеей того, что нас всех преследуют навязчивые мысли. В самой тональности заглавной темы, которая открывает и закрывает фильм, чувствуются подъём, желание идти вперед, стремиться к новым высотам.

Читайте также
«Во французском кино много интересного, но истории и актёры всё время повторяются»: интервью с Бертраном Бонелло
Про сны, об одержимости историями про маньяков и новом проекте режиссёра.
Глеб Бочков в образе Тайлера Дёрдена рассказывает про любимые фильмы
Телеканал КИНОТВ предложил актёру Глебу Бочкову примерить образ любимого киногероя.
«Изобретая Анну»: актёры рассказывают о своих персонажах и наших пороках
История про реальную мошенницу, обманувшую почти весь высший свет Нью-Йорка.
Также рекомендуем
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы» — фильм Шеннон Мёрфи о необыкн...
Книги про расследования и «сложные дела», которые можно прочесть за один день
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Компания A-ONE Films выпустила в российский прокат картину «Молочные зубы» — фильм Шеннон Мёрфи о необыкн...
Книги про расследования и «сложные дела», которые можно прочесть за один день
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00