Режиссёр картины «Махинаторы» Дэйв Маклин: «Лучше смеяться, чем плакать»

Компания Ten Letters выпустила в онлайн-прокат  фильм «Махинаторы» Дэйва Маклина. По мнению Натальи Серебряковой: картина — превосходный дебют в духе Дэнни Бойла. Кинокритик также успела поговорить с режиссёром о том, как он снял практически автобиографичный фильм про паренька из маленького шотландского городка, который в гробу видал реформы Тэтчер и работу на заводах. Заодно немного обсудили Placebo.


Ранние 1980-е. Дэйви (Конор Берри), паренёк из шотландского города Данди, пытается стать футболистом, но дорогу ему переходит бандит-громила, он ломает Дэйви ногу и карьеру. Мать пытается устроить сына на скучную фабрику, однако у того другие планы. Хорошо, что кроме спорта в мире есть музыка. Дэйви решается устроить в городе концерт Iron Maiden. Проблема в том, что за деньгами для амбициозного проекта приходится обращаться к мафии.

Режиссёр Дэйв Маклин писал портрет своего героя с самого себя. Он вырос в том самом городке Данди, занимался в детстве футболом. Позже переехал в Лондон и стал промоутировать музыкальные группы, в том числе — Placebo. Из огромного количества забавных околомузыкальных историй вырос сценарий «Махинаторов». Фильм украшен отсылками к британской классике — «На игле» Дэнни Бойла и «Карты, деньги, два ствола» Гая Ричи, но картина сохраняет и свой неповторимый ретро-стиль, искусно воссозданный дизайнерами и костюмерами. Дело в том, что сюжет ленты развивается в эпоху правления Маргарет Тэтчер, и у молодого человека, похожего на Дэйви, в провинциальном шотландском городке особого выбора нет: единственный одобренный правительством путь — на завод. Вот и приходится «несогласным» включать фантазию, чтобы выжить и встать на ноги.

Как возникла идея создания фильма «Махинаторы»?

Мой бизнес-партнёр много лет назад говорил мне, что я должен написать книгу. Но существует миллионы книг, и мне казалось, что я вряд ли буду замечен со своей. К тому же это чертовски трудно сделать (хотя я начал писать книгу на прошлой неделе, и это здорово)... Поэтому для начала решил написать сценарий для фильма. Кроме того, у Placebo как раз не было туров, и у меня было время.

Это правда, что фильм автобиографичен? На сколько?

Он автобиографичен на девяносто процентов. У меня было слишком много историй в запасе, поэтому кое-что пришлось выбросить.


Как вы выбирали актёров на главные роли?

Мы просто провели кастинг в Лондоне и у меня на родине — в Данди.

Фильм Дэнни Бойла «На игле» и проза Ирвина Уэлша как-то повлияли на создание «Махинаторов»?

Не совсем. «На игле» — замечательный фильм, мой хороший друг Юэн Бремнер играет в нём роль Спада. Но это кино вращается вокруг наркотиков и местами довольно мрачновато, у нас же намного более светлый фильм. Ирвин Уэлш — прекрасный писатель, но он пишет как эдинбуржец, я же изо всех сил пытался написать сценарий в духе Данди.

Ещё чувствуется влияние стиля Гая Ричи. Как вы относитесь к такому сравнению?

Упоминание меня в одном ряду с Гаем Ричи очень лестно. Он восхитителен, а я только начинаю, поэтому безумно рад, что вы меня с ним сравнили.

Каково было проводить своё детство в провинциальном Данди?

Это было странно. До того как мне исполнилось тринадцать, моя семья была очень богата и владела многими землями. Но затем коррумпированный местный совет лишил нас всего. И мы оказались в небольшой квартирке в одной из высоток Данди. Вокруг — банки, наркотики; я попал в неблагополучную школу. Моя жизнь драматически поменялась буквально за ночь. Мне оставалось только играть в футбол и болеть за местную сборную.


Прямо как в «Махинаторах»! А чем шотландцы отличаются от англичан? У Мюриэл Спарк я читала, что сильна взаимная неприязнь...

Не сказать, что это действительно неприязнь, это скорее забавный факт. Успешные английские правительства плохо обращались с Шотландией, поэтому мы ненавидим их футбольные команды, мы всегда хотим, чтоб они проиграли, вне зависимости от того, с кем они встречаются на поле. Однако мой бизнес-партнёр — англичанин, моя лучшая подруга и крёстная мать моей дочери — англичанка. Плюс мы в Шотландии — не большие фанаты монархии.

Это правда, что у вас в планах спин-офф-сериал? Не могли бы вы рассказать подробнее, что это будет за история?

Мы правда ведём переговоры с BBC Scotland о сериале, который был бы спин-оффом «Махинаторов». Сейчас мы написали пилотный эпизод, и у нас есть основа для других восьми эпизодов. В центре сюжета — три парня, которые промоутируют концерты по всей Шотландии и попадают в кучу переделок. Понимаете, я продвигал концерты Thin Lizzy, The Cure, Dead Kennedys, Ultravox, Gang of Four, Simple Minds, The Skids. И у нас есть масса интересных, безумных историй.

Все в мире очень ценят британский юмор. Не могли бы вы раскрыть, в чём его секрет и как это помогло вам сделать фильм?

Наш юмор — это просто частица обычного дня, проведённого в Шотландии. Мы стараемся увидеть смешное преимущественно во всём. Лучше смеяться, чем плакать. Я предпочитаю первое.

Также сейчас очень популярны британские сериалы. Вы смотрели, например, «Голяк» (сериал о гопниках. — Прим. ред.)? Ваш сериал не будет на него похож?

Никогда раньше не слышал о таком сериале, но сейчас погуглил ютубовские ролики — он выглядит великолепно. Думаю, да, наш сериал будет похож на «Голяк», но только с ощутимым шотландским колоритом.


Почему вы, работая с Placebo, решили поменять карьеру и стать режиссёром?

Я всегда хотел сделать кино. Когда я был ребёнком, я выдумывал в голове разные истории и подбирал к ним саундтрек. Я могу называть себя промоутером и музыкальным менеджером, а кинопроизводство считать своим хобби, так правильно. Но у меня уже есть пять новых идей для фильмов, сценарии к которым готов написать. А пишу я довольно быстро.

Какая ваша любимая история, связанная с музыкой и Placebo?

У меня сотни историй о Placebo, большинство из которых действительно смешные. Они лучшие парни, с которыми я когда-либо работал, они никогда не дадут вам оступиться. Мы играли в более чем семидесяти странах, и куда бы ни поехали, везде случались смешные истории. Однажды в Аргентине мы ехали в аэропорт в туристическом автобусе, и Брайан спросил меня, как долго лететь в Мехико, и я ответил: около двух часов. А на самом деле нам нужно было лететь одиннадцать часов двадцать минут! А когда-то очень давно мы были в Москве, и в нашем отеле на ресепшене стоял огромный, очень длинный торт (наверное, 60 метров длиной!). Я думаю, он участвовал в конкурсе самых длинных шоколадных тортов. Вечером мы возвращались с концерта, и Брайан упал в торт, из-за чего он стал метра на два короче. Брайану было очень неудобно утром, и он дал денег на ресепшене за свой проступок. Случай в Чили: мы ехали в автобусе, и я говорил, как плохо смотрятся белые носки и что только Майкл Джексон в них выглядел хорошо. Как вдруг Стеф приподнял штанину, и под ней были белые носки с чёрными туфлями!.. Я смутился и сказал, что только Майкл Джексон и Стеф смотрятся хорошо в белых носках.

Вы, кажется, также работали над фильмом «Alt Russia». Не могли бы вы подробнее рассказать об этом проекте?

«Alt Russia» — это была идея, с которой помог один из русских промоутеров Placebo. Он прилетел ко мне в Бангкок пять лет назад, и я сказал: было бы круто, если б музыканты проехались про транссибирской магистрали. Ричи Матилла (так его зовут) обещал помочь и действительно сделал это! Все участники Placebo были в полном восторге и до сих пор вспоминают этот тур, в течение которого мы сняли фильм. Я же впервые посетил Россию в 1984 году и с тех пор влюблён в культуру и историю.

Почему сейчас вы выбрали для жизни Бангкок? Не хочется вернуться в Лондон и сосредоточиться на режиссуре?

Я никогда не буду снова жить в Лондоне. Бангкок сейчас — мой дом, и это очень хорошо.

Не думали снять документальный фильм о музыкальной сцене Великобритании?

Да, я думаю об этом, хотя такой фильм сделает меня очень непопулярным.

Автор — Наталья Серебрякова
Поделиться
Читайте также
Интервью Малгожата Шумовска: «Если ты женщина, то быть феминисткой абсолютно естественно»
1 июня состоялся цифровой релиз новой картины Малгожаты Шумовской «Приди ко мне». Это история о группе девушек, живущих в лесу с одни...
Интервью «Я не провоцирую, а хочу изменить направление мысли»: интервью Филипа Грёнинга
На минувшей неделе в Россию приезжал Филип Грёнинг — один из самых непростых и оригинальных режиссёров Европы. В столице он провёл мастер-классы для студентов...
Интервью Режиссёр «Собаки не носят штанов» о доминатрикс и отношениях с родителями
В российский прокат выходит финская драма «Собаки не носят штанов», наделавшая шуму на неделе критики Каннского кинофестиваля в этом году. Тимур Алиев поговор...
Интервью Александр Лунгин: «Я не знаю, как сделать настоящее кино про Донецк и Луганск»
С 28 ноября в прокате «Большая поэзия» Александра Лунгина. Самостоятельный полнометражный дебют сценариста «Братства» и «Пиково...
Интервью Иван Янковский: «Не хочу работать на фабрике, я не куртки шью»
С четверга в прокате фильм «Текст» Клима Шипенко, актёрскую работу Ивана Янковского в котором отмечает даже бескомпромиссная в вопрос...
Интервью Аньес Варда. Последняя пресс-конференция
НачалоНекоторые из вас брали у меня интервью — извините, если я вас не узнаю. Я часто выступаю — в университетах, кино...
Интервью Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь. Денис Виленкин поговорил с режиссёром фильма и исполнительницей главной ро...
Интервью Марко Мюллер: «Если бы я мог спасти только одного русского, это был бы Сокуров»
КИНОТВ поговорил с одним из лучших  (может быть лучшим) в мире фестивальным директором о Сокурове, Германе, Звягинцеве, Роднянском и о том, по...
Интервью «Обычно все просят, чтобы ты играл Цыганова» — интервью
Евгений Цыганов — российский актёр театра и кино. Родился в Москве, в семье сотрудников московского НИИ. В период с 2001 по ...
Интервью Интервью с Грегом Сестеро (Марк из «Комнтаты»)
«Привет, Марк» — для многих киноманов эта фраза значит не меньше, чем I’ll be back или «Хьюстон, у нас проблема». А вот и сам Ма...
Интервью Режиссёр «Зверя» Майкл Пирс: «Я не хотел превращать фильм в диссертацию»
5 июля в российский прокат выходит «Зверь» — дебютный инди-триллер Майкла Пирса, прогремевший на кинофестивале Sundance. Специально для Кино ТВ Андрей Карташо...
Интервью Марчело Мартинесси: «Важно продолжать снимать фильмы, в которые я верю»
Один из главных сюрпризов 68-го Берлинского кинофестиваля — фильм «Наследницы» — дебют парагвайского режиссёра Марчелло Мартинеси. На показе в зале зияли дыры...
Также рекомендуем
НЛО: кто ходит в гости по утрам
Утром 2 июля 1996 года к Земле подлетел огромный космический корабль и угрожающе замер. Впоследствии от&n...
Колотые раны: другой взгляд на «Стекло» М. Найта Шьямалана
Супергеройская психодрама «Стекло» М. Найта Шьямалана пережила в российском прокате первый уикенд. ...
Хождения по мукам и в народ: «Катя и Вася идут в школу» — док про московских учителей в провинции
Разговор с режиссёром картины Юлией Вишневецкой
Интервью с создателями фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»
Две продюсерки, Нателла Крапивина (сделала передачу «Орёл и решка» и карьеру певице...
Подборки
НЛО: кто ходит в гости по утрам
Утром 2 июля 1996 года к Земле подлетел огромный космический корабль и&nb...
Рецензии
Колотые раны: другой взгляд на «Стекло» М. Найта Шьямалана
Супергеройская психодрама «Стекло» М. Найта Шьямалана пережила в&nb...
Интервью
Хождения по мукам и в народ: «Катя и Вася идут в школу» — док про московских учителей в провинции
Разговор с режиссёром картины Юлией Вишневецкой
Интервью
Интервью с создателями фильма «Кто-нибудь видел мою девчонку?»
Две продюсерки, Нателла Крапивина (сделала пер...