Феминизм в мешке: Зинаида Пронченко осмысляет сериал «Обычная женщина»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Спустя неделю после завершения сериала как-то особенно понятно, что «Обычная женщина» Бориса Хлебникова, увы, не стала сенсацией. Широкую аудиторию не заинтересовала, фейсбучную не удивила, даже преданные поклонники, наверное, ждали большего от истории Марины Сергеевны, многодетной матери и «мамки» — портрета страны, приговора обществу, привычного панегирика простым людям и ценностям,
короче, авторского «высказывания».


На самом деле всё это в «Обычной женщине» есть, просто в кои-то веки изобретательно упаковано в жанр драмеди-ситкома, многослойный, как матрас, в котором протагонисты прячут и перевозят труп, а потому мысли создателей о времени и пространстве, то бишь России 2018-го, звучат фоновой мелодией к лихо закрученной детективной интриге. Редкий случай для «новых тихих» — зрителю интереснее «чем кончится» (по сути-то ничем), а не что вся эта возня, сродни буквально чаплиновской, означает. Почему?

Многие критики поспешили определить «Обычную женщину» по адресу гендерного кино. Во-первых, название говорящее. Во-вторых, тема наживная. Но никаким феминизмом, воинствующим или виктимным, у Хлебникова даже не пахнет. Напротив, кино-то получилось довольно сексистское. Уже основной приём травестийного переноса — главная героиня, глубоко беременная жена и мать средних лет, обводит вокруг пальца ментов и бандитов — свидетельствует: необычной «Обычную женщину» делает именно абсурдное «дано». Если бы от трупа и конкурентов избавлялся сутенёр-мужчина, пусть не профессионал, а «маленький человек», забитый обыватель, ну вот как Уолтер Уайт из «Во все тяжкие», фильм вышел бы только остросюжетным. Но слабый пол добавляет картине сильных качеств — семейная драма оборачивается комедией, а в некоторых моментах и вовсе бурлеском. Женщина в мужской роли, «мужик в юбке» — древнейший гэг, невероятным образом подвёрстанный актуальной повесткой под чуть ли не правозащитный манифест. Месседж «Обычной женщины» звучит примерно так: они тоже могут (забавный отголосок metoo), причём ключевое слово в этой фразе — «тоже». Карикатурные издержки инклюзивной идеологии, внезапно обнаруживающей свою вопиющую неполиткорректность. И в этом смысле «Обычная женщина» напоминает нечто вроде «Крутых виражей» 1993 года про чернокожую компанию друзей с Ямайки, вознамерившихся принять участие в чемпионате по бобслею, хотя снега в жизни в глаза не видели. Или вот нынешних «Непотопляемых» Жиля Лелуша про обрюзгших и облысевших patres familias из глубинки, организовавших команду синхронного плавания, чтобы восстановить либидо. То есть зрителю предлагается посмеяться над чужой неполноценностью, причём без угрызений совести, ведь неполноценности у нас теперь везде дорога, а значит, смех не злой, а одобрительный.

В этом контексте рассуждения рецензентов о «женской доле в патриархальной России» выглядят навязанными, буквально вложенными в уста авторов сериала насильно. Такой феминизм в глазах смотрящего. И даже тот факт, что ничего специфически женского в проблемах Марины Сергеевны нет, критиков не останавливает — ну только если усмотреть в перипетиях «Обычной женщины» сложносочинённую метафору: Россия — мать, а ФСБ — главное препятствие на пути её (гражданского общества) эмансипации.


Гендерными (не)задачами на протяжении девяти серий оказываются шутки ниже пояса — как с животом стащить груз 200 с крыши автомобиля, как в узкой юбке-карандаше перелезть через забор и так далее и тому подобное. Галерея женских образов — и Марина Сергеевна, и её дочь, и Галя, и даже следователь — все они как бы не на своём месте, своего рода игра в музыкальные стулья в качестве сюжето- и стилеобразующего мотива. Так не бывает, искренне считают авторы и предлагают нам согласиться. «Обычная женщина» звучит как оскорбительный оксюморон, ведь «необычную» по-прежнему, словами героини Аглаи Тарасовой, воспринимают как негра в леопардовой шкуре.

Читайте также
Простота хуже. В прокате «Магазинные воришки», победившие в Каннах
В прокат вышел победитель 71-го Каннского фестиваля — семейная драма плодовитого японца Хирокадзу Корээды «Магазинные воришки», притворившаяся понач...
Синефилия и мастурбация: что не так с фильмом «Под Силвер-Лэйк»
В российский прокат вышел «Под Силвер-Лэйк» — инди-триллер от режиссёра инди-хоррора «Оно» Дэвида Роберта Митчелла. Лента участвовала в ос...
«Дикая жизнь»: в прокате режиссёрский дебют Пола Дано
До России добрался один из фаворитов «Санденса», хит Каннского фестиваля и смотра в Торонто — первый фильм главного актёра современно...
«Закат» Европы. В прокате новый фильм Ласло Немеша
На российские экраны выходит обладатель приза ФИПРЕССИ Венецианского кинофестиваля, фильм «Закат» Ласло Немеша. Это второй полный метр режиссёра после пр...
«Мэнди»: Николас Кейдж на вершине собственной эволюции
В прокате самый дикий фильм Каннского кинофестиваля (притом что там был, например, Гаспар Ноэ) — «Мэнди» Паноса Косматоса, в котором свою лучшу...
«Юморист» Михаила Идова: «Пачка денег в кармане — как в космос слетать»
На омском кинофестивале «Движение» состоялась премьера полнометражного дебюта Михаила Идова «Юморист» — драматического байопика о советском юмористе Бори...
Также рекомендуем
Татьяна Алёшичева продолжает советовать, что посмотреть дома (кроме КИНОТВ, конечно). 19 июля на Ne...
Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект шоураннеров финансовой драмы «Миллиарды»
«Миротворец»В библиотеке «Амедиатеки» — эйфория: стартовал супергеройский сеанс саркастической психотерапии «Миротворец»...
Татьяна Алёшичева продолжает советовать, что посмотреть дома (кроме КИНОТВ, конечно). 19 июля на Ne...
Тимур Алиев рассказывает, каким получился новый проект шоураннеров финансовой драмы «Миллиарды»
«Миротворец»В библиотеке «Амедиатеки» — эйфория: стартовал супергеройский сеанс саркастической психотерапии «Миротворец»...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00