«Фрау»: смертный грех, одиннадцать букв, пятая — «о»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Фрау», «Пионер»

Вторая режиссёрская работа сценаристки Любови Мульменко уже в кино. И она обязательно обманет ваши ожидания. Или же заставит воскликнуть: «Я так и знал!» Или…

Впрочем, давайте не будем ходить вокруг да около — пошли-ка лучше вокруг да около читать и считывать.

Он к женщинам не на «вы», не на «ты», а на «фрау». Он сказочник, но не в том смысле, что любит приврать. Просто у него повадки странные, рыцарские — вдохновлённые прочитанной им в пятом классе книжкой про похождения средневекового добродетельного плута Тиля Уленшпигеля.

Так вот, повадки у него, у героя «Фрау» то бишь, странные, а фантазия бездонная, как реки, в которые закидывают удочки его клиенты — посетители магазина формата «Охотник и рыболов». А разум его, словно у ребёнка, белоснежен, как доисторический зубной порошок из ванной в его по-старпёрски оформленной квартире, что досталась ему от умершей бабушки.

Звать его, кстати, Иван. Вано, Ванёк, Ванька, Ванес, Ваня — банальнейшее из русских имён, однако доставшееся герою не только не банальному, но одному из самых рельефных в отечественном кинематографе последних лет. Тому виной рука, точнее перо, опытной сценаристки и чуть менее опытной постановщицы Любови Мульменко («Фрау» для неё — только лишь второй проект в режиссёрском качестве, к слову, существующий ещё и в виде книги, где изложена расширенная версия изначального скрипта и представлены прочие бонусные материалы). И пусть кажется, что оборот «тому виной» здесь неуместен, в отличие от, скажем, «тому заслугой», преображение светлого ромкома во вроде как и хеппи-эндовый, но всё же оставляющий на душе груз антиромком вполне можно воспринять как антиподвиг драматурга. Ошибочно, но всё-таки можно.

Кадр из фильма «Фрау», «Пионер»

Очень и очень просто узнать в действующих лицах себя, услышать до боли знакомое просторечье и узреть обыденные для подавляющего большинства зрителей эпизоды. Аж не по себе становится. Хотите сказать, был прав Ваня, с утра перед рабочей сменой в кроссворде ошибочно обозвавший «смертный грех, одиннадцать букв, пятая — “о”» не каким-нибудь там «чревоугодием», а «одиночеством». Что одиночество, равно как и похоть, и зависть, и гнев, и иже с ними — это нечто такое, чего мы все стараемся избегать, но через что поголовно проходим, ибо, по замыслу верховного главнокомандующего небесного царства, жизнь — прохождение испытаний. В том числе и испытаний страшными, непростительными грехами. Что одиночество для человека, для любого абсолютно человека, является не маленькой болячкой, а неизбежным айсбергом, об который все наши персональные «титаники» рано или поздно вдребезги разобьются. И не имеет значения, встретим мы этот момент в кругу близких или в соло — одиночество как будто бы не только непредотвратимо, но ещё и непобедимо.


Подобные мысли подкашивают, и в этом кроется сила сценария Мульменко. В том, что он очешуительно написан и совмещает великую трагедию с маленькой радостью столь же ловко, как рандомный отличник-аспирант может примирять в себе роли гордости кафедры при свете дня и короля вечеринок во тьме ночной.


Опасность же сценария Мульменко таится в другой плоскости — в том, что его реплики, родные слуху и абсолютно неотторгаемые, иного зрителя сподвигнут рассказанную во «Фрау» историю принять за чистую монету. Оттого режиссёра мы безмерно будем чествовать за остроту пера и мастерство постановки (снята картина без прикрас, однако цельно и прицельно). За катарсис, хоть и больно укалывающий, сразу после финальных титров протягивающий зрителю бинт, перекись и платок, чтобы рану обработать, перевязать и после вытереть слёзы.

Кадр из фильма «Фрау», «Пионер»

Кстати говоря, мы назвали героя «Фрау» Ваню сказочником, но тут дело не в том, что зрителя будут часто звать погостить в грёзы — визуальная часть фильма приземлённая, а все воображалки происходят у персонажей в головах. Нам же остаётся лишь считывать траектории витаний в облаках через актёрские глаза и мимику — потому с исключительно положительной стороны отмечаем унесённого МВД «человека из Подольска» Вадика Королёва и известную по роли «поломавшейся» во всех смыслах поэтессы-вундеркинда Ники Турбиной Лизу Янковскую.

И именно с её героиней случается другая важная метаморфоза сюжета Любови Мульменко: в какой-то момент главным героем совершенно неожиданно становится не Иван, а девушка, за которой он нестандартно невинно-прибамбашленно ухаживает, на контрасте с ней подчёркивая свой статус «не от мира сего». Становится центром внимания, чудным образом при всём при этом не загораживая собой всё остальное, что было рассказано и показано во «Фрау», изображаемая Янковской балерина Кристина с ворохом проблем на всех фронтах — на личном, на семейном, на фронте обжигающих воспоминаний и непроработанных психологических травм. Благодаря этой героине, киношная сказка с определённой долей придури оборачивается вполне реальным лекарством — от синдрома сухаря-эгоиста. Ведь зритель осознаёт, что все внутренние завихрения каждого, вообще каждого человека невозможно подобрать, подогнать и структурировать, будто сводную табличку в «Экселе». Вне зависимости от того, говорим мы про кого-то очень необычного, как Ваня, или кого-то совсем, вроде бы, да на поверку не совсем обычного, как Кристина.

Кадр из фильма «Фрау», «Пионер»


А самый кайф знаете, в чём заключается? В том, что Мульменко написала и сняла «Фрау» в одинаковой степени прямо и извилисто.


Так, что даже самые очевидные и напрашивающиеся сами собой трактовки могут вмиг пойти лесом — чуть ли не на ровном месте можно их смять и выкинуть в урну, настолько гибким вышло у Любови кино. И то, что высказано нами в этом материале, — тоже не исключение. Легитимными останутся лишь слова похвалы в адрес постановщицы и сценаристки в одном лице.

Нам иногда, бывает, и для признанных гениев жалко слова «гений». Зато многих слов, тёплых и лестных, не жалко для «Фрау» Любови Мульменко. Но не будем превращать одну рецензию в две рецензии. Лучше завершим этот текст нашей собственной версией того, какое слово больше подходит под уже упомянутую формулировку «смертный грех, одиннадцать букв, пятая — “о”». Правда, у нас букв будет на одну поменьше.

Смертный грех — не одиночество. Смертный грех — равнодушие. Обыкновенное и вездесущее — потому и пугающее.

Читайте также
Добро пожаловать в джунгли: каким получился сериал «Джентльмены»
Не идеальное, но стильное возвращение в преступный мир английской глубинки.
«Дюна. Часть II» Дени Вильнёва: черви сомненья, почестей игла
И другие страсти в житии Пола Атрейдеса, спасителя блокбастеров.
«Зона интересов» Джонатана Глейзера: людоедские хроники
Нечеловеческая жестокость на фоне обыкновенных будней.
Также рекомендуем
Максим Ершов рассказывает об укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме

Дебют Василисы Кузьминой — по мнению Максима Ершова, кандидат на звание лучшего российского фильма года.
В канун Дня всех влюблённых Оля Касьянова выбрала 10 не самых тривиальных фильмов про любовь, которые скрасят вечер, уте...
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».
Максим Ершов рассказывает об укоренённом в традициях уральских народов жанровом фильме

Дебют Василисы Кузьминой — по мнению Максима Ершова, кандидат на звание лучшего российского фильма года.
В канун Дня всех влюблённых Оля Касьянова выбрала 10 не самых тривиальных фильмов про любовь, которые скрасят вечер, уте...
От трогательного драмеди «Фрау» до документалки «Колбаса Митрофана Аксёнова».

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00