Молот и горяч. «Папа, сдохни» — самый кровавый и смешной русский фильм года

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

На российских экранах «Папа, сдохни» — дебют 29-летнего Кирилла Соколова, сходу взявшего главный приз на фестивале «Окно в Европу» и заслужившего сравнений с Тарантино, Родригесом и всеми великими певцами жестости из Южной Кореи. Обаянию разудалого русского комикса поддалась и Анастасия Сенченко.

Матвей (Александр Кузнецов) с молотком за спиной готовится нажать на дверной звонок. Карусель сверхкрупных планов — напряжённый взгляд, сжатый кулак, кнопка. И герою, и зрителю требуется время на то, чтобы решиться. Мы набираем побольше воздуха и задерживаем дыхание. Впереди полуторачасовой кровавый аттракцион. Если говорить без ложных приличий, на грубом и всё упрощающем языке самого фильма, то «Папа, сдохни» Кирилла Соколова — это неснятая русская новелла «Города грехов».


За дверью героя совсем не ждёт Андрей Геннадьевич (Виталий Хаев) — опер, при котором не то что подчинённые, даже соседские собаки предпочитают помалкивать. Человек, о котором ходят легенды, а Матвей — слушатель мало того что легковерный, но ещё и предвзятый. Он влюблён в дочь опера Олю (Евгения Крегжде) — неудачливую актрису, «заказывающую» своему бойфренду своего же отца.

Когда Матвей переступит порог квартиры, они с Андреем Геннадьевичем сойдутся в схватке едва ли не в фильм длиной. Меняться будет только её характер и интонация. Драматические взгляды за поеданием колбасы не менее заряжены, чем сцены яростного членовредительства. Их разделяют несколько секунд паузы, как в вестернах — секунды на самой высокой точке американских горок перед свободным падением.

«Папа, сдохни!» действительно похож на парк развлечений. Сцены насилия своей изобретательностью, детальностью и литрами бутафорской крови провоцируют выработку адреналина. А чёткость их исполнения и обилие цитат гарантируют, что эта карусель уже не раз испытана. Соколов в своём парке главный фокусник: сначала он с помощью крупных планов или замедленной съёмки представляет нам всю «наживку»: вот молоток, вот, неподалеку, табельное оружие, ружьё, телевизор (заранее знаешь, что полетит, но зато как он полетит — увидеть стоит). А потом превращает всё это в коллаж для киноманов.

Эта чёрная комедия — задорный и освежающий микс из Тарантино и Родригеса, Пака Чхан-Ука и Денни Бойла, Джона Ву и Гая Ричи. Герой Александра Кузнецова прекрасно встраивается в один ряд с их типичными персонажами-отморозками, а Виталий Хаев в роли опера заставляет вспомнить свою, может быть, лучшую роль в кино. Более десяти лет назад его капитан милиции в «Изображая жертву» Кирилла Серебренникова не мог понять новое поколение в лице Вали (Иван Чурсин). В новой декаде — новый молодой герой, теперь с молотком, но конфликт остаётся неизменным.


Из всех ранее перечисленных классиков жанра Кирилл Соколов ближе всего к Роберту Родригесу. Развёрнутые боевые сцены, как по комиксу, с экспрессивными ракурсами и эффектными ударами, родом из «Музыканта». Возможно, не последнюю роль сыграло то, что оба дебюта сняты по подробным режиссёрским раскадровкам, так что ничего лишнего не могло просочиться. Оба режиссёра к тому же, похоже, явные поклонники комикса. Да и что такое эти раскадровки, как не комикс?

Заявленная в слогане традиционная тема «знакомства с родителями» — трамплин для другого популярного в кино сюжета — «женщина, ради которой стоит убивать». Родригес полностью превращает свой фильм в графический роман и отчасти жертвует динамикой. Соколов делает ставку на ритмическую чёткость движений, ставит боевые сцены как танец и в этом, конечно, смотрит на восток, в сторону корейских боевиков.

В итоге картина — привлекательный и изобретательный микс всего, удачно наложившийся на местный контекст времени. Матвей среди традиционного в последнее время для русского кинопаноптикума — персонаж удивительно безликий. В то время как его противники очень конкретны: опер-взяточник, закрывающий глаза на самые дикие преступления, его сослуживец Евгенич в роли местного Уолтера Уайта, актриса-неудачница. Каждый из них готов к тому, что в один прекрасный момент в дверь может постучать человек с молотком, и вопроса «за что?» как-то не возникнет. Всегда есть за что.

Читайте также
«Дамбо» Тима Бёртона: о теле, для ушей
В российском прокате новый и, наверное, самый амбициозный ребут классического мультфильма от Disney — «Дамбо» Тима Бёртона, объединивший в...
«И что, это — всё?» В прокат выходит «Пляжный бездельник»
Автор «Гуммо» и «Отвязных каникул», сценарист «Деток» и «Кен Парка» Хармони Корин представляет новый фильм «Пляжный бездельник», в котором Мэтт...
Феномен китайского аниме: «Хрустальное небо вчерашнего дня»
С 14 марта в ограниченном, но оттого лишь более притягательном российском прокате — китайское (внезапно) аниме с поэт...
«Время возмездия»: старомодные развлечения Николь Кидман
В российском прокате хмурый детектив и «история одной женщины» одновременно — «Время возмездия» победительницы «Санденса» Карин Кусамы. Об ...
«Vox Lux»: глас популистский
С 7 марта в прокате амбициозный фильм о всех проблемах XXI века тридцатилетнего Брэди Корбета («Детство лидера»), участвовавший...
«Родители лёгкого поведения»: внезапно лучшая комедия года
С 7 марта в кино, казалось бы, проходная комедия с Алеком Болдуином и Сальмой Хайек «Родители лёгкого поведения». Однако проходи...
Также рекомендуем
Пока молодые критики постигают азы профессии, делают первые ошибки и успехи, их бывалые коллеги, отошедшие от дел, не то...
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале дипло...
Пока молодые критики постигают азы профессии, делают первые ошибки и успехи, их бывалые коллеги, отошедшие от дел, не то...
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале дипло...

Последние новости

Мишель Йео сыграет в сериале «Бегущий по лезвию 2099»
Продолжении сиквела с Райаном Гослингом.
Дэнни Хьюстон перезарядит «Голый пистолет»
Актёр присоединился к касту новой комедии.
Джордж Миллер может заменить Тома Харди в приквеле «Дороге ярости»
Но постановщик ещё не уверен, что он будет заниматься «Безумным Максом» в будущем.
Эмили Блант хотела бы забыть некоторые поцелуи на съёмочной площадке
Не все актёры пришлись по вкусу звезде «Оппенгеймера».
00:00