Позвони мне, позвони: «Привет, мама» — пронзительная история о потере

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо фильма «Привет, мама». Reflexion Films

В прокат выходит драма «Привет, мама» — полнометражный режиссёрский дебют сценаристки «Вызова» Или Малаховой. Фильм, представленный на 71-м Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в программе «Новые режиссёры», рассказывает историю одной семьи, состоящей лишь из женщин. Разбираемся, чем так цепляет это кино о сестринстве и переживании утраты близкого.

Кире (Дарья Савельева) тридцать восемь. Мечтательная женщина, вечно витающая в облаках, работает в колл-центре аэропорта Пулково: называет номера рейсов и подсказывает, куда обратиться по поводу утерянного багажа. Кажется, Кира довольна своей жизнью, но проблем у неё хоть отбавляй: мужчины, с которыми она встречается, не собираются жениться, младшая сестра Вера (Аглая Тарасова) раздражает прагматичностью, а мать несколько лет числится пропавшей без вести. С родительницей у героини отношения не сложились давно. Женщина выгнала Веру из дома, когда та забеременела в шестнадцать, и с тех пор сёстры с матерью не общались. Кира живёт в Малой Охте и делит скромные апартаменты с Верой и её двумя дочерьми от разных мужчин — Нюшей и Асей. Наступает момент, когда нужно что-то решать с квартирой исчезнувшей матери. Но Кира до последнего надеется, что мама вернётся.

Кадр из фильма «Привет, мама». Reflexion Films

Международная премьера дебютного фильма постановщицы Или Малаховой «Привет, мама» состоялась на фестивале в Сан-Себастьяне — картина участвовала в программе «Новые режиссёры», а до этого историю о жизни двух сестёр показали в Выборге, где Дарья Савельева, сыгравшая Киру, получила специальный приз за лучшую женскую роль. Сейчас российское кино — редкая птица на зарубежных смотрах. За 2023-й до престижных фестивалей долетели три отечественные драмы, снятые женщинами: «Один маленький ночной секрет» Наталии Мещаниновой, «Клетка ищет птицу» Малики Мусаевой и «Привет, мама» Малаховой. Если первые две работы говорили о несвободе и будничном насилии, то последняя обращается сразу к двум важным мотивам — переживанию утраты/исчезновения близкого и силе безусловной сестринской любви.

Образцовых историй о женской солидарности, особенно родственной, в российском кино не так много, а часть из них и вовсе создана мужчинами — те же «Страна глухих» Валерия Тодоровского и «Сёстры» Сергея Бодрова — младшего. У трагикомедии (как её именует автор) «Привет, мама» есть шанс стать лучшим фильмом на эту тему, ведь она напрочь лишена мизогинии, от которой не могут избавиться даже самые прогрессивные режиссёры, и пафосного морализаторства.


Из-за «живой съёмки» будничных сцен, естественной актёрской игры, обилия насущных проблем и неудобных ситуаций, знакомых каждой женщине, и цепляюще честных диалогов картину Малаховой можно было бы причислить к жанру «мамблкор», а саму постановщицу окрестить российской Гретой Гервиг, но за внешней лёгкостью её фильма скрывается глубокий подтекст о непроходящей травме и попытках заглушить внутреннее одиночество.


Кадр из фильма «Привет, мама». Reflexion Films

В киноиндустрии Иля Малахова обосновалась давно. Мастерству училась у «певца оттепели» Марлена Хуциева, а карьеру начала как соавтор сценариев к двум фильмам своего супруга, режиссёра Бакура Бакурадзе, — «Охотник» и «Брат Дэян» (их показали в Каннах и Локарно). Малахова приложила руку и к написанию блокбастера «Вызов» Клима Шипенко, рассказывающего о женском одиночестве в космосе. В режиссуру она сразу ворвалась с задевающей за живое картиной «Привет, мама», которой предшествовала душевная короткометражка «Пап…», посвящённая семье постановщицы. В полнометражный дебют Малахова тоже вложила личное. Нюшу, учащуюся в начальной школе, сыграла дочь постановщицы Дуся, а добродушного мальчика-соседа с аутизмом воплотил её сын Лери. Кира вместе с сестрой Верой и её двумя дочками неслучайно обитает в Малой Охте, ведь в этом районе, а точнее в том самом дворе с ламповыми пятиэтажками, выросла Малахова. Для режиссёра это место — родное, тёплое, усыпанное снегом и улавливающее эхо поездов, как и для героинь фильма, и есть целый Петербург. Сёстры не спешат с переездом в квартиру матери, которая находится в центре. Женщины привыкли к крохотному, но по-своему уютному миру, и ни на что его не променяют.

Промо фильма «Привет, мама». Reflexion Films
Промо фильма «Привет, мама». Reflexion Films

Камера бережно улавливает детали быта Киры, Веры и девочек: они пререкаются по пустякам, наряжаются по поводу и без, курят на кухне и балконе, шёпотом делятся секретами, страдают по «непостижимым» мужчинам, совершенно их не заслуживающим, варят какао и готовят блинчики, дают непрошеные советы («Ты Балтийское море, а он “Балтика семёрка”») и бесконечно заботятся друг о друге. Малахова фактически снимает российскую версию «Маленьких женщин», где сёстры неизбежно остаются без матери, а поддержка и взаимовыручка ложатся на их плечи. Только роль родительницы в фильме примеряет Кира. Несмотря на мечтательность и напускную инфантильность, именно она решает судьбу квартиры матери, выслушивает переживания влюбившейся 16-летней Аси и пытается принарядить сестру, забившую на внешний вид. Дарья Савельева, открытая Наталией Мещаниновой в «Комбинате “Надежда”», бесподобно играет тонко чувствующую женщину (за развитую интуицию племянницы даже зовут её ведьмой), чьи сказочные грёзы разбиваются о суровую реальность. Любовники-принцы, пилот гражданской авиации и писатель, не собираются бросать семьи ради «самой умной и красивой» Киры, а призрак исчезнувшей матери растворяется во льдах залива в самой душераздирающей сцене.

Вопреки всему героиня продолжает верить в чудо, и это не наивность, а психологическая защита: терять близких всегда невыносимо, и каждый справляется как может. Справедливо обиженная на мать Вера (неожиданная Аглая Тарасова) натягивает броню безразличия и целыми днями лепит котлеты в ресторане, чтобы обеспечить детям лучшую жизнь. Но и она оттает, когда осознает значимость хороших отношений со старшей сестрой, доверия дочек и силу их маленькой женской коммуны, с которой никакие беды не страшны.


В «Привет, мама» хрупкая надежда на светлое будущее, усвоенная из оттепельного кино, сосуществует с ностальгией по прошлому. За тоску по безвозвратно утерянному отвечают рингтон с «Золушкой» Людмилы Сенчиной на телефоне Киры, старые фотографии, пластинки и клетчатое пальто с меховым воротником, обнаруженные в квартире матери. В верхнюю одежду родительницы облачается старшая дочь, не желающая её отпускать. Память о близком не сотрёшь, не сожжёшь и не утопишь, как ни старайся. Не выходит и у Киры.


Некоторые душевные раны так и не затягиваются, но двигаться вперёд жизненно необходимо. С одной стороны, фильм Малаховой о том, что нет ничего страшнее, чем никогда больше не услышать голос мамы (в этом суть названия), с другой — о том, что всё возможно преодолеть, если рядом есть тот, кто в трудную минуту станет надёжной опорой и крепостью. Для кого-то это будут сёстры.

«Привет, мама» — один из лучших женских фильмов этого года, поставленных в России. Снятая с удивительной нежностью картина (заслуга режиссёра и операторов Марии Фалилеевой и Дениса Клеблеева) грамотно подбирает интонацию для разговора на тяжёлые темы и показывает женщин, девушек, девочек такими, какие есть: справедливыми и жестокими, отважными и уязвимыми, хладнокровными и милосердными, скрывающими эмоции и предельно настоящими. Дебютная работа Или Малаховой, затрагивающая взаимоотношения трёх поколений, выделяется тонким психологизмом и обезоруживающей искренностью. Финал, подобно стихотворению Тушновой «А знаешь, всё ещё будет», оставляет едва уловимое предчувствие чего-то хорошего. В тёмные времена этого более чем достаточно.

Читайте также
Дочки-матери: женская драма «Край надломленной луны»
Картина о сложных отношениях трёх поколений женщин по сценарию Наталии Мещаниновой....
В поисках истины: «Анатомия падения» — драма, победившая на Каннском кинофестивале
Жюстин Трие рассматривает кризис отдельно взятой семьи с разных ракурсов.
«Байки на Хэллоуин»: я расскажу тебе историю
Хоррор от пяти ведущих латиноамериканских мастеров ужасов.
«Подменыш»: мрачное городское фэнтези об утрате по роману Виктора Лаваля
Пугающая одиссея по неожиданным уголкам Нью-Йорка.
Также рекомендуем
Жизнь уходит в штопор.
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Зоологи объяснили, на каких земных организмах Фрэнк Герберт мог основывать биологию этих существ.
Жизнь уходит в штопор.
Создатели «Льда» называют свой фильм «музыкальной сказкой о любви и спорте». И в прокат его выпускают ко Дню влюбленных....
От «Мэнди» до «Девушка возвращается одна ночью домой».
Зоологи объяснили, на каких земных организмах Фрэнк Герберт мог основывать биологию этих существ.

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00