«Подменыш»: мрачное городское фэнтези об утрате по роману Виктора Лаваля

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Промо сериала «Подменыш». Apple TV+

Сказочные тропы о злых волшебниках и волшебницах, которые забирают детей у их родителей, как это произошло с бедняжкой Рапунцель, или вовсе подменяют младенцев в их колыбелях, — важная часть многовекового разговора о детской смертности и послеродовой депрессии. Apple TV+ находит в этих мотивах пространство для эффектного хоррора, сказки и детективной одиссеи по ночному Нью-Йорку в сериале «Подменыш», удивительно подробной и увлекательной адаптации одноимённого бестселлера Виктора Лаваля, который амбициозно обрывается на полуслове в надежде на второй сезон.

Волшебная притча для взрослых началась в библиотеке Манхэттена, где скупщик книг Аполлон Кагва встретил библиотекаря Эмму. После множества отказов, снова и снова, он добился от неё свидания и ещё до романтичного похода в кино заявил, что мечтает стать хорошим отцом. Их ребёнок прошёл крещение под землёй, родившись в обесточенной ветке американского метро.

Невозможно понять, когда именно всё пошло не так. Эмма почти не спала, вышла на работу слишком рано, отдалилась от сына и начала получать на смартфон странные фото своего ребёнка, которые исчезали ещё до того, как она пыталась кому-то их показать. После очередного такого фото измученная женщина вдруг кое-что поняла: это не её ребёнок. Это вообще не ребёнок. Затем она пропала, но перед этим устроила бойню в собственном доме.

Кларк Бако и Лакит Стэнфилд в кадре сериала «Подменыш». Apple TV+

«Подменыш» — один из самых изысканных и визуально совершенных сериалов каталога Apple TV+ в этом году. Платформа наконец оставила идею заливать свои проекты сплошь именами самых высокооплачиваемых знаменитостей и сделала ставку на кинематографичную картинку и творческую свободу. Первые же эпизоды вызывают то чувство раздражённого любопытства, когда загадки наслаиваются друг на друга, в то же время они впечатляют эстетикой и любованием эпохами от 1960-х до наших дней. Камера кружит и любуется героями, пока сказочная жизнь не оборачивается ужасом, напоминает о позолоченном прошлом, наполненном любовью к книгам и историям. Отдельного упоминания заслуживает бутылочный эпизод — самый дорогой в сериале, — посвящённый матери Аполлона Лилиан, ведь на самом деле эта история начинается с её рассказа. Великолепная Адина Портер запирается в номере мотеля-хосписа и подводит итог всей своей жизни, рассматривая её, словно театральную постановку, впечатляющую размахом декораций. Этот эпизод прекрасен, в то же время он подчёркивает симптом перегруженности.

Сценаристка Келли Марсел всем сердцем полюбила мрачное фэнтези Виктора Лаваля, и это тот редкий случай, когда экранизация слишком близка к букве текста. Там, где сюжету следовало двинуться вперёд, Марсел отчаянно сопротивляется этой необходимости в надежде побыть подольше с любимыми персонажами. Новые и новые сюжетные линии и ответвления появляются с той отчаянной частотой, с которой Даррен Аронофски заселял райский дом в «маме!», пока тот не обернулся адом. Со временем всё труднее следить за неочевидными связями между интернет-троллями, бегством Лилиан Кагвы из Уганды, форумом для отчаявшихся матерей в депрессии, ведьмой из Бразилии, мифами, великанами, детскими сказками и мужчинами, которые ухаживают так настойчиво, что это больше похоже на угрозы.


По той же причине детективная интрига в полный рост появляется в сериале лишь к третьему эпизоду, но это выполнено эффектно. Когда Аполлон, скорбящий по своему первенцу, тоскующий по жене и ненавидящий её, пускается в одиссею по Нью-Йорку в поисках Эммы, сам город преображается, как бы свидетельствуя в пользу безумной, жестокой теории о чудовищах и подменышах.


К тому моменту, как Аполлон попадает на остров, где живёт сообщество женщин, которые обнаружили, что их дети — не дети, становится сложно сохранять терпение перед невероятным количеством загадок, к которым герой упорно не проявляет должного любопытства.

Вопрос в том, чем хочет быть этот сериал. «Подменыш» выглядит как превосходное и даже прорывное шоу во взаимодействии с жанром магического реализма. Когда Аполлон и Эмма сталкиваются с волшебством и фольклором, это безошибочно срабатывает. Всякая сказка создана, чтобы преподнести урок, но ни один миф на самом деле не способен подготовить взрослого человека к тому, что это значит — быть родителем. «Мать — та, кем я никогда не смогу перестать быть», — приходит к выводу Лилиан Кагва в сольном эпизоде.

Кларк Бако и Лакит Стэнфилд в кадре сериала «Подменыш». Apple TV+

Сериал совершенно искренен в своём стремлении показать, какое оно, родительство, и эти клаустрофобные, жуткие и прекрасные, совершенно крошечные детали не фальшивят ни секунды. «Подменыш» хорош в теме послеродовой депрессии, на которую слишком долго можно закрывать глаза, пока не становится слишком поздно. В этой оптике сериал созвучен прошлогоднему комедийному хоррору «Малыш» о женщине, в руки которой буквально с неба падает младенец — и подчиняет себе всю её жизнь. В той же мере этот хоррор вызывает растерянность, когда «Подменыш» превращается в историю скорби. «Иногда лучше верить в чудовищ, чем в то, что твой ребёнок мёртв», — понимает Аполлон (правда, в книге), но путь, который прокладывают для него феи в зачарованный лес, становится слишком удобным и эскапистским решением, чтобы отмахнуться от того, что сделала Эмма, прежде чем исчезнуть. Возможно, не всякая сказка должна быть поучительной, но в том, что касается скорби, исцеления не бывает без принятия, и Аполлон далёк от него как никогда.


Несмотря на всё это, «Подменыш» — достаточно эффектное и увлекательное осеннее шоу, чтобы обеспечить зрителю зуд нетерпеливого ожидания кульминации в ситуациях, когда волшебство припыляет человеческую историю об утрате.


В то же время, когда сериал хочет перестать быть сказкой и, ударившись о землю Манхэттена, обернуться трагедией об эмиграции, родительстве, насилии и любви, которая дарит удивительные силы на грани сверхспособностей, режиссёр Мелина Мацукас и Келли Марсел позволяют лишённому любопытства Аполлону Кагве подольше задержаться в кольцах воспоминаний, таких же ненадёжных и тревожных, как утверждение Эммы о том, что её ребёнок — это не ребёнок. Одну половину зрителей это взбесит, другие мысленно добавят этот приём в список удачных решений сериала, который превращается не только в сказку, но и в кошмарное сновидение, зацикленное и дезориентирующее настолько, чтобы Аполлон забыл самого себя на самопровозглашённой Фемискире посреди Нью-Йорка. В конце концов, испытание сном в сказках — самое коварное.

Лакит Стэнфилд в кадре сериала «Подменыш». Apple TV+

Большая удача этого сериала в этом смысле — возможность отдать главную роль Лакиту Стэнфилду. Хотя он не нуждается в восхищении, то, как крепко Аполлон в его исполнении стоит на земле, несмотря ни на что, как убедительно он разрывается между скорбью по ребёнку и тоской по утраченной любви, делает эту притчу ещё убедительнее. Граница между поучительной сказкой и реальностью в «Подменыше» настолько зыбкая, что, когда к современным американским техно-троллям добавляются скандинавские боги, всё происходящее наконец приобретает ясность.

Проблема в том, что, когда приходит время распутать клубок сюжетных нитей и как следует вглядеться в картину целиком, стриминг захлопывает пугающую сказку у нас перед носом. Любой родитель поступал так с собственным ребёнком не раз и не два, но нам не нравится, когда этот жестокий фокус проделывают с нами. У Apple TV+ не будет возможности удерживать эти чары ещё минимум год, прежде чем сказка продолжится. Волшебство развеется, останется разочаровывающий клубок недосказанности.

Читайте также
«Клетка ищет птицу»: горизонт покоя
Тихая драма о взрослении, снятая на Кавказе.
Бунтарь поневоле: рецензия на фильм «Рыжий» про поэта Бориса Рыжего и трагический голос эпохи
Кинокритик Елена Зархина о новом фильме актёра и режиссёра Семёна Серзина.
«Дурные деньги»: бунтари из интернета против богачей с Уолл-стрит
Новая лента от режиссёра «Круэллы» и «Тони против всех».
«Барби»: бунт в пластмассовом мире
«Барби» Греты Гервиг стала доступна в зарубежных онлайн-кинотеатрах и на больших отечественных экранах. Картина с Марго Робби и Райаном Гослингом собрала в пр...
Также рекомендуем
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
Про стол — авиационный фонарь, логотип и квартиру главной героини рассказывает Екатерина Кузнецова.
Самые ожидаемые шоу сезона, которые нельзя пропускать.
Дети, накрывайте на стол. Вашей маме нужно побыть одной.
Красочный пародийный мюзикл со следами «новой этики», чеховская драма на курорте, польский детективный нуар,...
Про стол — авиационный фонарь, логотип и квартиру главной героини рассказывает Екатерина Кузнецова.

Последние новости

«Меж псом и волком»: смысл жизни — в поисках смысла жизни
Драма о потере себя в поисках чего-то более важного и масштабного.
00:00