«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2»: эвакуируем «под ключ»

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2», реж. Сэм Харгрейв, 2023. Netflix

Если вдруг вы не видели первого «Тайлера Рейка» и боитесь, что вам будет сложно вкатиться в сиквел без знаний событий первой части, то спешим вас успокоить: «Тайлер Рейк» — это не про сложные сюжеты, а про свинцовый фарш.

Хотелось бы, чтобы так оно и было.

Оригинальный фильм рассказывал историю некогда австралийского спецназовца, а нынче наёмника Тайлера Рейка, которому поручили вызволить из плена сына крупного наркобарона. Далее всё как по райдеру: двое суток на задание, истребление плохих парней на улицах криминальной столицы Бангладеш «в одну каску», внезапное предательство, покаяние за былые грехи и потная перестрелка, в ходе которой главному герою наносят ранение, несовместимое с жизнью. После — вопросительный знак и развилка с двумя дорожками:

  • фильм «заходит» публике — Рейка воскрешают в сиквеле, дают в руки пушку потяжелее и натравливают на него врагов пожирнее;
  • не «заходит» — тушу протагониста так и оставляют плавать в мутной речной воде в полудохлом состоянии.

«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2», реж. Сэм Харгрейв, 2023. Netflix

И всё-таки сиквел случился. А как ему не случиться, с таким-то набором беспроигрышных вводных у первой части? Extraction за номером один выходил на Netflix, продюсировали его постановщики «Мстителей» братья Руссо, режиссировал марвеловский каскадёр Сэм Харгрейв, а главную роль исполнил Крис «Тор, бог грома» Хемсворт. Так ещё и вышла лента на волне успеха ряда олдскульных боевиков, моду на которые вернули Дэвид Литч и Чад Стахелски — отцы виртуозного киллера Джона Уика. Правда, на 65 миллионов долларов разгуляться было сложновато, тем паче, что «Тайлера Рейка» снимали в настоящих индийских трущобах, а самый запоминающийся эпизод картины — 12-минутная заруба, перерастающая в погоню, и всё это как будто бы без склеек, с иллюзией «одного кадра» — стал таковым не из-за авторской задумки, а из-за дефицита съёмочных дней. Несколько раз отрепетировать и нахрапом исполнить затяжную схватку было дешевле и проще, чем нарезать привычный нашим глазам монтажный винегрет.

Эта самая сцена стала визитной карточкой первого «Рейка». И, к сожалению, так и осталась единственной весомой причиной тратить время на знакомство с приключениями австралийского силовика. Хромающий на обе ноги сценарий и атмосфера пресного голливудского милитари вгоняли в тоску, да и прочие боевые сегменты на фоне бешеной 12-минутной «карусели» выглядели блекло. Как бы ловко подтянутый Хемсворт ни орудовал керамбитом и насколько бы лиричной ни была оркестровая музыка, играющая в эпизодах-слёзовыжималках, зритель тяжело переносил всю ту муть, что обрамляла экшен-секции в целом неплохого, но страдающего дефицитом сумасшествия проекта Харгрейва из 2020-го.

Что же такое «Тайлер Рейк 2»? Это, во-первых, не 12-минутная, а уже 20-минутная боевая сцена, снятая дрожащей камерой, имитирующей пролёт по сменяющим друг друга полям брани единым планом. Вынесенная в заголовок операция по спасению целиком и полностью уместилась в этом спинномозговом сегменте. Все прочие перепалки в фильме — следствия исключительного благородства главного героя и его команды наёмников, которых привлекли к спасению из грузинской тюрьмы жены и детей главы грузинского же преступного синдиката, но против воли последнего.

Во-вторых, «Тайлер Рейк 2» — это примитивный сюжет о том, как бравый антигерой, выручая очередных бедолаг (но уже не ради большого гонорара, а из личного мотива), вспоминает собственное прошлое и пытается загладить вину перед теми, кто был ему дорог.

И в-третьих, новая «Операция по спасению» — это нетфликсовский блокбастер, которому присущи все типовые болячки нетфликсовского блокбастера: он неуклюж, он стеснителен, он не может предложить зрителю ничего, кроме трёх круто поставленных зверских заварушек, разбавленных диалоговыми соплями с сахаром.

«Тайлер Рейк: Операция по спасению 2», реж. Сэм Харгрейв, 2023. Netflix

Казалось бы, недавний «Джон Уик 4», идущий аж под три часа и практически полностью состоящий из безумных боевых сцен, тоже должен генерировать зевание. Однако фильм Стахелски от избыточной канонады в кадре не проигрывает, а выигрывает, демонстрируя безумную концентрацию действа и торжество хореографии. Сага о мистере Уике целиком и полностью осознаёт свои безумие, наивность и искусственность — то бишь принимает правила медийной игры и смело идёт на сделку с условностями ради зрелища. «Тайлер Рейк 2», как и предыдущая «Операция по спасению», до талого продолжает притворяться серьёзным кино про супергероев в хаки, которое зачем-то пытается своих подшефных «терминаторов» очеловечить. Но не через физические реакции на боль и актёрскую самоотдачу (10 часов падения Киану Ривза с лестницы близ базилики Сакре-Кёр врываются в чат!), а через плаксивый фоновый сюжет о никудышных отцах и их страдающих детишках. Вот только Тайлеру Рейку (и персонажу, и серии фильмов), как и публике, всего этого не надо. И никто бы не обиделся, возьми Харгрейв да и вырежи оттуда всё, кроме мочилова и минимально необходимой экспозиции на пару фраз.

Это хорошо, когда постановщик осознаёт, за что его детище любят, не пичкает себя иллюзиями и не ломает то, что и так прекрасно работает. Однако незачем выращивать франшизу с серьёзным и одухотворённым лицом в том случае, когда народ требует от картонного мужика с автоматом за спиной и оскаленной физиономией не откровений и катарсиса, а хлеба и зрелищ.

P.S. На днях Крис Хемсворт заявил, что триквел «Тайлера Рейка» уже в разработке. Жечь ожидания скепсисом раньше времени не будем, но справедливо заметим, что от грядущего экшен-муви мы ждём захватывающий аттракцион — не тугую «Санта-Барбару». Харгрейв в тандеме с братьями Руссо — превосходные ремесленники боевого жанра, но с шекспировскими трагедиями и обострённой чувственностью они справляются, признаться честно, так себе.

Читайте также
«Флэш»: Барри Аллен ломает мультивселенную
В это трудно поверить, но многострадальный «Флэш» наконец добрался до экранов. Виктор Непша посмотрел фильм и спешит вам о нём рассказать.Барри Аллен (Эзра Ми...
«Сквозь время»: очень туманные дела
На больших российских экранах можно посмотреть фантастический триллер «Сквозь время» с Виктором Добронравовым, Егором Корешковым, Софьей Присс и Егором Бероев...
По волнам дедовщины: «Снегирь» Бориса Хлебникова — мрачная история о конфликте поколений
В прокат выходит драма «Снегирь» — последнее детище творческого тандема режиссёра Бориса Хлебникова и сценаристки (и режиссёра) Наталии Мещаниновой. Фильм про...
«Стоп-слово»: игра в доминацию
Камерный триллер от режиссёра-дебютанта.
«Переводчик»: суровая мужская история от Гая Ричи
Крепкая история о суровом периоде.
«Город астероидов»: ода Уэса Андерсона о современном мире
Рецензия с 76-го Каннского кинофестиваля.
Также рекомендуем
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Наблюдать за киллером в исполнении Майкла Фассбендера — одно удовольствие.
Суды, перестрелки, супергерои.
Виктор Непша старательно отобрал всё самое интересное из зарубежной прессы за вас. Коронавирус (куда же без него), кино...
Соня Бессонова рассказывает, какие фильмы стоит ловить на стримингах в грядущем месяце....
Наблюдать за киллером в исполнении Майкла Фассбендера — одно удовольствие.
Суды, перестрелки, супергерои.

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00