Венеция-2023: фантазии на грани умопомрачения

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

«Бедные-несчастные», реж. Йоргос Лантимос. Фото: Fox Searchlight Pictures

Сразу несколько фильмов 80-го Венецианского международного кинофестиваля можно было бы похвалить за необузданную фантазию, если только не знать, что эти картины — экранизации. И у этих выходящих за рамки сознания произведений есть авторы-писатели. Сусанна Альперина продолжает рассказывать о главных картинах фестиваля специально для КИНОТВ.

Мы уже рассказали вам о фильме «Феррари» Майкла Манна, очередь другой адаптации — «Чудесная история Генри Шугара». Новый короткометражный фильм Уэса Андерсона, основанный на одноимённом сборнике рассказов, выйдет в октябре на Netflix. Единственный его недостаток — избыток слов, в котором можно упрекнуть картину. История смотрится на одном дыхании. Рассказывает о том, как некий экстравагантный богач увлёкся книжкой, где рассказывалось о человеке, который мог видеть с закрытыми глазами. Когда врачи стали исследовать феномен, оказалось, что в необычном умении помогло просветление, которого зрячий «слепец» добивался много лет. Генри Шугар тут же встал на путь просветления сам и дошёл до того, что хотел облагодетельствовать людей, просто разбрасывая деньги с балкона. Получилась история о том, что если дзен в душе и круглая сумма на счёте совпадают, то может случиться чудо. Рэйф Файнс, Бенедикт Камбербэтч, Дев Патель, Бен Кингсли и другие играют в фильме по нескольку ролей каждый.

«Чудесная история Генри Шугара», реж. Уэс Андерсон. Фото: Netflix

Кстати, Уэса Андерсона в этом году на фестивале наградили премией Cartier, которая отмечает лучшего кинорежиссёра года, и получал он её из рук композитора Александра Деспла — своего давнего соавтора. Не стоит забывать, что имя Андерсона в этом году прогремело и на Каннском кинофестивале, где он представил другую новинку, «Город астероидов». Большинство критиков (в том числе и автор этих строк) сходятся во мнении, что «Чудесная история Генри Шугара» получилась гораздо лучше.

Фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные» после первого же показа в Венеции уверенно выбил место фаворита конкурса из-под ног «Феррари» Майкла Манна. Да, это также экранизация: в основе картины — одноимённый роман Аласдера Грея. Получилось во всех смыслах фантастическое кино, такое, как если бы «Франкенштейн» встретил «Собачье сердце», по дороге прихватив ещё элементы «Головы профессора Доуэля» и «Загадочной истории Бенджамина Баттона».

Главный герой Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) — монстр, но только внешне. К этому человеку с перекроенным телом и лицом, учёному-экспериментатору, испытывают тёплые чувства и соратники, и те, на ком он ставит эксперименты. В частности, главная героиня Белла, которую играет Эмма Стоун. Лантимос явно продолжает линии своих предыдущих работ, особенно «Фаворитки», где власть была представлена ненасытной женщиной. В истории Беллы отражается борьба женщин за свои права.


Героиня своеобразно познаёт мир и с упорством ребёнка настаивает на том, что кажется логичным, — чего только стоит сцена в публичном доме, когда она задаёт вопрос, почему выбирают мужчины, а не женщины. Белла убегает из дома-лаборатории от своего создателя и от жениха — на эту роль предназначен ученик Бакстера (Рами Юссеф) — с любителем приключений, которого играет Марк Руффало, и открывает для себя не только разные страны, но и особенности человеческого поведения.


Фильм почти всё время снят камерой с применением объектива «рыбий глаз». Цвета в картине — тема для отдельного изучения живописцами. У корабля может быть жёлто-зелёный дым, Париж предстаёт синим, засыпанным белым снегом, а Лиссабон — красным. В этом плане совершенно другая стилистика, нежели в предыдущих картинах Лантимоса. И отдельного поклона заслуживают костюмы — они не менее футуристичны, чем сам сюжет. Автор не может удержаться от сарказма, рассказывая свою историю, и наделяет этим же свойством Беллу. Некоторые её поступки настолько саркастичны, остроумны и эксцентричны, что зритель получает ни с чем не сравнимое удовольствие.

«Дворец», реж. Роман Полански. Фото: Про:взгляд

Если уж речь зашла о сатире, пора переходить к фильму 90-летнего Романа Полански «Дворец». Это язвительная попытка высмеять способ существования человечества в нынешнем тысячелетии. В фильме рассказывается о том, как в дорогом швейцарском отеле собираются встретить 2000 год. Хотелось бы сравнить фильм и с «Отелем “Гранд Будапешт”» того же Уэса Андерсона, и с «Отелем» Артура Хейли, и даже с сериалом и книгой «Записки отельера», но Полански населяет свой «Дворец» таким паноптикумом, что все сравнения будут хромать на обе ноги. В новое тысячелетие возьмут с собой и труп из предыдущего, и биологических роботов — перекроенных хирургами людей, которые упорно не хотят стареть, и девушек, охочих до денег, и даже... шубу Кена. Полански снимал свой «Дворец» до выхода «Барби», и, скорее всего, это совпадение, но в фильме фигурирует белая шуба — точь-в-точь такая же, как та, которую носит Кен.

Сценарий вместе с Полански писал Ежи Сколимовский. В фильме снимались Микки Рурк и Фанни Ардан, Оливер Мазуччи и Александр Петров с Антоном Пампушным и ещё горсткой русских актёров. Россиянам принадлежит любопытный притчеобразный сюжет в фильме о том, у кого должен быть ключ от сейфа и баснословных денег. Но за ними ещё и политическая составляющая. На вопрос, почему Полански выбрал всё же не 2001, а 2000 год, легко отвечают знаменитое новогоднее телеобращение Бориса Ельцина, в котором он говорит, что выбрал преемника, и первые слова Владимира Путина, когда он принял пост. Комментариев от режиссёра — никаких. Каждый трактует по-своему.

Сказать, что у Полански получился абсолютный шедевр, нельзя, но если учесть, сколько лет режиссёру, то начинаешь усиленно думать, что мэтр хотел сказать и о чём предупредить. Похоже, он стремился передать, пусть и в сатирической форме, самое важное для него. И в чём, конечно, никак не упрекнуть Полански, так это в отсутствии пиара. Уже при просмотре трейлера зритель задаётся вопросом — а что в швейцарском отеле делает пингвин? При этом Полански предложил с пингвином такой финал, что многие журналисты не удержались и сразу же проспойлерили его, выйдя из кинозала. Но мы себе такого не позволим — «Дворец» должен выйти в России 23 ноября, а такой финал не забывается.

«Маэстро», реж. Брэдли Купер. Фото: Netflix

А вот фильм «Маэстро» Брэдли Купера о дирижёре и композиторе Леонарде Бернстайне («Бернстайн» — ещё одно название картины) хотелось бы забыть, и как можно скорее. На взгляд автора этих строк — самая большая неудача конкурса юбилейной 80-й Мостры из увиденного. Продюсеры фильма — Мартин Скорсезе, Стивен Спилберг и Тодд Филлипс, и, честно говоря, хочется их спросить, не стыдно ли за такой «продукт». Картина также должна выйти на Netflix, и в ней словно сошлось всё, за что не любят созданный этим стримингом контент.

Если говорить на языке музыки, всё в картине — фальшь. И даже возникает подозрение, что кто-то сильно помогал Брэдли Куперу режиссировать фильм «Звезда родилась», — там всё гораздо талантливее. Единственные моменты, когда можно отдохнуть душой при просмотре «Маэстро», — это как только звучит музыка Бернстайна или других композиторов, когда мэтр предстаёт как дирижёр. Тогда можно закрыть глаза и унестись куда-то в нирвану. Но как только открываешь глаза и видишь Купера под толстым слоем грима с натянутой неискренней улыбкой, весь эффект от услышанного пропадает. Ещё два момента, за которые с натяжкой можно похвалить кино: игра Кэри Маллиган (Фелисия, жена Бернстайна) и парочка неплохих шуток. Если вы готовы терпеть ради этого фильм, где пошлость время от времени даёт о себе знать (изобилие голубого цвета, при том что в фильме педалируется нетрадиционная ориентация Бернстайна; или сцены, подобные той, когда жена выставляет за дверь спальни пижаму, тапочки и зубную щётку, давая этим самым маэстро понять, что он с ней не ночует, и так далее), то можете приступать к просмотру. Но, ей-богу, лучше послушать музыку Бернстайна и посмотреть видео с ним на YouTube. Больше пользы.

Читайте также
Венеция-2023: машины убивают, собаки спасают
Открылся 80-й Венецианский международный кинофестиваль. Первый день прошёл в плане киноновинок в формате «разогрева», но уже во второй начали показывать долго...
Недетское развлечение: «Два, три, демон, приди!»
В российском прокате новый хоррор от A24.
«Импостер»: японский камерный триллер с Берлинале
Камерное кино о выживании в замкнутом пространстве.
«Криминальный город: Разборки в Пусане»: полицейский из народа снова в деле
На больших российских экранах можно посмотреть корейский комедийный боевик «Криминальный город: Разборки в Пусане» с прекрасным актёром Ма Дон-соком в главной...
Каким получился третий сезон «Ведьмака»?
Короли воюют с королями, лесные партизаны воюют со всеми подряд, маги грызут глотки друг другу, а простой люд страдает от нападок мерзких тварей. Всем им помо...
«Жанна Дюбарри»: мой король
В российский прокат выходит костюмная мелодрама Майвенн «Жанна Дюбарри» — фильм открытия Каннского фестиваля этого года. Картина примечательна в том числе воз...
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Невероятные приключения Беллы в жутковатом мире.
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.
Кадр из фильма «Аллея кошмаров»В российском прокате самый, возможно, мрачный фильм мексиканского сказочника Гильерм...
Невероятные приключения Беллы в жутковатом мире.
Рассказываем про приквел «Бриджертонов» и постапокалиптику с Ребеккой Фергюсон.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00