Как мы перестали волноваться и полюбили Билли Портера в роли феи-крёстной из «Золушки»

В интернете опять кто-то не прав: многие возмущены по поводу первых кадров из будущей экранизации «Золушки», где нам впервые показали новую фею-крёстную, роль которой исполнил Билли Портер, известный по сериалу «Поза». Вокруг новых «толерантных» (хотя на самом деле просто поисковых) экранизаций всегда дискуссия: Виталий Милонов уже предложил всех защитников картины «вычислять и арестовывать таких и отправлять на перевоспитание к Рамзану Ахматовичу [Кадырову]». Константин Кропоткин, автор проекта #содомиумора о квир-кино и квир-литературе, коротко, вежливо и точно объясняет, как нужно относиться к этому касту.


На мой взгляд, участие Билли Портера в новой «Золушке» — редкая художественная удача. Сама Кэй Кэннон, режиссёрка фильма, говорит, что Fab G — так зовут фею-крёстную в новой экранизации сказки — её любимый персонаж. Зная образы Билли Портера как на красных дорожках, так и в сериале «Поза», легко представить, насколько ярким может получиться этот персонаж.

Билли Портер отлично существует в пространстве трансгрессии, умело миксуя условно-женское с условно-мужским. Достаточно вспомнить его наряд на оскаровской церемонии 2019 года, где он совместил не только мужское и женское, смокинг и кринолин, но и два архетипа Голливуда, представ темнокожей версией Ретта Батлера и Скарлетт О’Хары, а вернее, симбиозом Кларка Гейбла и Вивьен Ли.


Нынешняя фея — это фактически продолжение того визуального мема, но одновременно и естественное развитие образности классической волшебной сказки. Если фея может превратить тыкву в карету, то, собственно, почему бы ей самой не быть кем угодно? Это образ исконно флюидный, изменчивый: по законам бинарного мира старуха-колдунья могла превратиться в юную красавицу, но мы живём в мире многополярном, то есть можем допускать и прочие волшебные игры с идентичностями. Фея — само воплощение сказки, её характера, не знающего границ. Стихия чуда может выражать себя вольно.

Стоит учитывать и почётную кино- и театральную традицию. Давно известно, что актёрам-мужчинам хорошо даются причудливые, гротескные женские образы. В советском кино были и Баба-Яга Георгия Милляра, и «мисс фурия» в исполнении Олега Табакова («Мэри Поппинс, до свидания»). В голливудской «Русалочке» 1989 года морская ведьма Урсула фактически срисована с Divine, культовой американской дрэг-квин.


У меня нет однозначного ответа на вопрос, почему фея образца 2021 года вызвала такое негодование в русскоязычных соцсетях. Нынешний шум вокруг «Золушки» можно, наверное, объяснить «моральной паникой»: традиционным обществам нужен «козёл отпущения» — сконструированный образ внешнего врага, ради борьбы с которым общество нуждается в консолидации (бороться с ЛГБТ-людьми, конечно, проще, чем думать об улучшении качества образования, о модернизации медицинской системы и так далее).

В США во времена маккартизма власти утверждали, что геи якобы особенно подвержены заразе коммунизма. Сейчас «моральную панику» там и сям по всему миру вызывает «гендерная идеология», которая якобы способна «заразить» детей. C ней с той или иной степенью задора борются не только в России, но и в Польше, и в Венгрии. Защита «семейных ценностей» (при чуть внимательном рассмотрении эта позиция не выдерживает никакой критики) становится поводом для демонстраций во Франции, Бразилии и Мексике. Любопытно, что в одном стане оказываются бывшие противники — и консерваторы от религии, и часть олдскульных феминисток, вообразивших, что в опасности «женственность».

Мнимая угроза способна вызвать неподдельный страх — понять его несуразность обычно помогает поиск аналогий. Почему в 2002 году в России ни у кого не было возражений, когда Верка Сердючка играла злую сестру в новогоднем телемюзикле «Золушка»? Потому, на мой взгляд, что тогда не было необходимости придумывать источник опасности, то есть зритель мог просто положиться на собственное художественное чутьё, на своё здравомыслие.


В случае с нынешней «Золушкой» уже базовые знания по истории искусств должны бы нашептать, что волшебница — существо сказочное! — может иметь любое, сколь угодно экзотическое воплощение. На пользу и соображение, что актёр может играть всё и всех — хоть телефонную книгу. Если Мария Бабанова, главная фея советского радиотеатра, была в театре Мейерхольда изумительным «китайчонком» («Рычи, Китай!», 1926 год), то почему в наши дни Билли Портеру не быть великолепной «феей»?

Читайте также
Статьи С днём рождения, Ларс фон Триер: к 65-летию режиссёра
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же время ничего. Фильмы Ларса фон Триера н...
Статьи Судьба «режиссёрки»: Дарья Жук и Ксения Ратушная о феминитивах
Каждый раз, когда в публикациях телеграм-канала КИНОТВ попадается феминитив (и неважно, «режиссёрка», «авторка» или словарная «сценаристка»), в комментар...
Статьи Постскриптум к «Оскару»-2021: Ефим Гугнин о том, какой получилась премия в этом году 
А в интернете только и говорят, что о премии «Оскар». Титулованная МакДорманд, обделённый Нолан, победы маленьких фильмов и большие надежды. Ефим Гугнин расск...
Статьи В ожидании «Песочного человека»: Marvel и DC теперь воюют и на малом экране, но дальше что? 
Следом за мини-сериалом «Ванда/Вижн» завершился шестисерийный «Сокол и Зимний Солдат» — оба сериала являются частью амбициозной миссии по ...
Статьи 6 чудо-женщин израильского кинематографа
В российский прокат выйдет израильская лента «Ася» Рути Прибар. Удивительная картина про непростые отношения дочери и матери, вынужденных...
Также рекомендуем
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, режиссёра, подарившего нам «Смертельну...
Кадр из х/ф «Агнец»В спартанских условиях в прокат всё-таки выходит драма Вальдимара Йоханнссона с Нуми Рапас в гла...
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фильм про внезапно вспыхнувшую страсть м...
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама...
Рецензии
«Охотник на монстров» Пола Андерсона: «Смертельная битва» в «Обители зла» 
28 января в российский прокат выйдет новая лента Пола У. С. Андерсона, р...
Рецензии
«Агнец» — жуткая исландская сказка о ребёнке-ягнёнке и его беспокойных родителях
Кадр из х/ф «Агнец»В спартанских условиях в прокат всё-таки выходит драма Валь...
Рецензии
Фильм «Джамбо»: любовь, секс и аттракционы
В российских онлайн-кинотеатрах крутится-вертится картина «Джамбо» — фил...
Рецензии
Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков
В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink...

Последние новости

Новости Channel 4 выпустит документальный сериал о Кевине Спейси
Рабочее название проекта — «Разоблачённый Спейси».
Новости Уилл Смит и Зендея стали лауреатами премии BET Awards
«Королю Ричарду» тоже досталось.
Новости Алек Болдуин возьмёт интервью у Вуди Аллена
Актёр проведёт его в прямом эфире Instagram*.
Спецпроект Гении кинокостюма: Адриан Адольф Гринберг, или просто Адриан
Новый проект КИНОТВ с историком кино и писательницей Анной Баштовой!
Новости Братья Руссо считают, что Крис Эванс мог бы сыграть Росомаху
«Эванс обладает невероятным актёрским диапазоном и великолепной физической силой, и...
Новости Джордан Пил беспокоился о судьбе кино, когда создавал хоррор «Нет»
«Я нацелился на великую американскую историю об НЛО».