Не играй, как Бекхэм: в прокате «Нефутбол» Максима Свешникова

Режиссёр Максим Свешников, обжегшись в середине 2010-х на блогерах и уйдя в производство сериалов («257 причин, чтобы жить», «Контейнер»), возвращается на большой экран с картиной «Нефутбол» о приключениях любительской команды по женскому футболу из Таганрога. Тимур Алиев — о том, как лихой русский профеминизм, а вместе с ним и авторы столкнулись в фильме с традиционными ценностями.

В женский футбол верит начальник завода Палыч (Роман Мадянов). Благодаря его энтузиазму и поддержке девушки играют на стадионе Таганрога — теперь с новым тренером Пановым (Егор Корешков), который может вывести команду в профессиональную лигу. Правда, из-за внезапной столичной проверки футбольный клуб «Изумруд-Металлург» может прекратить существование: антикризисный менеджер Кудрявцев (Дмитрий Миллер) хочет сократить нецелевые траты, но идёт на сделку с Белых. Если команда выиграет последние пять матчей любительского чемпионата, клуб не расформируют; если проиграет — до свидания.

Историй о сломе стереотипов подобного рода в отечественном кино, кажется, практически не было — за исключением неоднозначной поделки Марии Маханько «Мужская женская игра», где команда женщин собралась играть в футбол без опыта и, что более важно, не по собственной воле (по приказу начальства). Так что сходу стоит охарактеризовать «Нефутбол» эдаким кино-пионером: да, ему не хватило времени правильно завязать галстук, к тому же свод правил поведения он пока не выучил, но всё-таки встал в строй. Максим Свешников заслуживает оценку «отлично» по части персональных устремлений.

Казалось, что после массовой критики опуса «Взломать блогеров» на карьере режиссёра можно ставить крест — по аналогии с Максимом Воронковым, ответственным за жуткий ремейк «Кавказской пленницы». Но судьба (преимущественно в лице отечественных стриминг-платформ) дала Свешникову второй шанс: сначала сериал «Филатов» с Фёдором Бондарчуком, а после проекты Start — «257 причин, чтобы жить», представленный на престижном фестивале сериалов Cannes Series, а в скором времени и «Контейнер» о суррогатном материнстве. После «неудачного эксперимента» сериальный формат выправил карьеру режиссёра, а «Нефутбол» в некотором роде продолжил его «исследования» женских проблематик.

«Нефутбол» пытается показать российскую действительность южной провинции и место девушек в ней. Русская женщина в Таганроге существует где-то между кавказцами, которые постоянно зовут «прокатиться с ветерком», гопниками, пьющими пиво на лавочке, и полицейскими, приближение которых удивительным образом не вызывает чувства опасности. К середине истории персонаж Аксёновой собирает «команду молодости нашей» — девчонок, которые, как и она, в детстве гоняли мяч. Позднее каждая из них пошла своей дорогой — воспитывать детей, строить отношения, мирясь с побоями молодого человека, мыть полы в бассейне, торговать в магазине.

Чудесным образом они находят в себе силы бороться с хамством, насилием, издевательствами и давлением семьи и выходят на поле, быстро набрав прежнюю форму (конечно, за короткий промежуток времени — чудеса монтажа и харизмы героя Егора Корешкова, дерзкого тренера, «воспитывающего» футболисток). Наконец, «Нефутбол» мог бы стать русской версией ленты «Играй, как Бекхэм», если бы не финал истории, окончательно ставящий крест на и без того разваливающейся профеминистской линии фильма. Профессиональное становление по-настоящему талантливых игроков, которые, во-первых, поверили в свои силы, во-вторых, научились быть командой, авторы ставят на паузу ради... традиционных семейных ценностей. Спорт во вселенной сценаристов «Нефутбола» — разве это подходящее для женщины занятие? Истинная цель настоящей леди — найти вторую половинку. С ней героини спортивной комедии Максима Свешникова справляются. К сожалению или к счастью — каждый решает сам.

Автор — Тимур Алиев
Поделиться
Читайте также
Статьи Какими проектами DC Джеймс Ганн может заняться после «Отряда самоубийц»?
Что ещё, помимо анонсированного «Миротворца», режиссёр может подарить миру DC
Статьи «Чудаки», веселье кончилось: как психиатрический диагноз мог стать причиной увольнения Бэма Марджеры
Скейтбордист и каскадёр Бэм Марджера подал в суд на своих бывших коллег
Статьи Иронию в современных сериалах вытесняет искренность — и это признак эпохи
Журналист The New York Times противопоставляет британский «Офис» «Теду Лассо»
Статьи Пол Шредер: последний рассерженный Нового Голливуда
Антон Фомочкин анализирует творческий путь режиссёра, которому исполняется 75 лет
Статьи Изыди: экскурс в историю фильмов об экзорцизме и одержимости
Наталья Серебрякова разбирается в кинематографической истории экзорцизма
Статьи Из злодеек в трикстеры: как Disney реабилитирует отрицательных персонажей
Студия Disney взялась за сольные проекты своих злодеек. Вслед за Малефисентой последовала Круэлла. Максим Ершов разбирается, почему сегодня ...
Статьи Остров несбывшихся надежд: как самоубийства нависли тенью над популярным британским шоу
Участие в реалити-шоу может серьёзно ударить по психическому здоровью. И, как показали трагические события вокруг популярной британской программы «Ост...
Статьи История одного саундтрека: «Девственницы-самоубийцы»
Почему так важно, что в фильме Софии Копполы «Девственницы-самоубийцы» два равноцен...
Статьи Тимур Бекмамбетов взял Константина Хабенского на роль азиата-мусульманина Ходжи Насреддина. Рассказываем, почему это неправильно
Важной деталью сегодняшнего питчинга проектов в «Фонде кино», на которую стоило бы обратить внимание, стала не готовящаяся схватка атомной подлодки с кракеном...
Статьи «Любовь, смерть и роботы» — доказательство, что у стримингов тоже может случиться кризис идей
На Netflix вышел второй сезон мультипликационного альманаха «Любовь, смерть и роботы». В нём 8 серий вместо 18 (как два года назад), но количество не перешло ...
Статьи Как мы перестали волноваться и полюбили Билли Портера в роли феи-крёстной из «Золушки»
В интернете опять кто-то не прав: многие возмущены по поводу первых кадров из будущей экранизации «Золушки», где нам впервые показали новую фею-крёстную, роль...
Статьи С днём рождения, Ларс фон Триер: к 65-летию режиссёра
Сегодня день рождения отмечает наш удивительный современник, режиссёр, которые может себе позволить многое, но в то же время ничего. Фильмы Ларса фон Триера н...
Также рекомендуем
Гид по программе Международного фестиваля дебютного кино: огню нужен ветер
В Новой Голландии покажут фильмы Владимира Битокова и Пьетро Марчелло.
Моё воображаемое «Лето’85»: премьера фильма Франсуа Озона 
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подростковой любви, в которой есть место с...
«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате
В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причудливая и невероятно красивая ска...
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина, возможно, не самый очевидный (и...
Подборки
Гид по программе Международного фестиваля дебютного кино: огню нужен ветер
В Новой Голландии покажут фильмы Владимира Битокова и Пьетро Марчелло.
Рецензии
Моё воображаемое «Лето’85»: премьера фильма Франсуа Озона 
В прокате 19-й фильм трудоголика Франсуа Озона. «Лето’85» — история однополой подро...
Рецензии
«Северный ветер» Литвиновой: «сказка о потерянном времени» и матриархате
В прокате долгожданный фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер». Причу...
Рецензии
«Гнев человеческий» Гая Ричи: джентльмены по обмену
В российский прокат выходит новый фильм Гая Ричи «Гнев человеческий». Картина,...