Весь мир — театр: как устроено кино Мартина МакДоны

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

КИНОТВ

В повторный российский прокат вышла зубодробительная чёрная комедия Мартина МакДоны «Семь психопатов», успевшая стать криминальной классикой. По сюжету непутёвый сценарист Марти, проживающий в Калифорнии, оказывается втянут в опасные разборки, связанные с похищением любимой собаки беспощадного босса местных гангстеров. Герой волей-неволей погружается в безумный бандитский мир и дописывает свой новый фильм под названием «Семь психопатов». В честь возвращения картины на большие экраны рассказываем о становлении Мартина МакДоны — мастера остроумных криминальных историй и пронзительных драм о хрупкости жизни. Как культовый ирландский режиссёр перенёс театральный опыт в большое кино и удивил Голливуд своим бунтарским нравом — читайте в нашей статье.

Тарантино от театра

Мартин МакДона родился в семье ирландцев, проживавших в районе Камберуэлл в Лондоне, куда его отец перебрался из родного Голуэя на заработки. Вместе со старшим братом Джоном Майклом будущий драматург ходил в местную католическую школу, где все ученики должны были строго следовать религиозным догмам и прекрасно ориентироваться в содержании Библии, — в противном случае детей наказывали. Несмотря на то что строгую набожность братьям МакДона прививали с юных лет, оба в итоге нарекут себя атеистами, а священники, усомнившиеся в своей вере, станут если не центральными, то многозначительными персонажами их картин.

Мартин Макдона, Johan Sandberg

Будучи подростком, Мартин проводил свободное время за просмотром фильмов со своим кумиром Аль Пачино, которые часто крутили по телевизору. В четырнадцатилетнем возрасте МакДона-младший постоянно брал подработки после школы и даже сумел накопить денег, чтобы купить билет на спектакль «Американский бизон» по пьесе драматурга Дэвида Мэмета. Главную роль в постановке, разумеется, играл сам Аль Пачино. Так Мартин исполнил свою первую заветную мечту — увидеть актёра вживую. Второй мечтой подростка стало писательство, о котором изначально грезил его старший брат. Когда Джону исполнилось шестнадцать, он ушёл из школы, решив заняться сочинительством. Дурной пример заразителен, поэтому и Мартин вскоре завязал с учёбой и с головой ушёл в творчество, выплёскивая на бумагу всё, что его тогда волновало, параллельно увлекаясь чтением Набокова и Борхеса. Писателем он хотел быть по двум простым причинам: не надо рано вставать и можно работать из дома. В то же время родители братьев МакДона вернулись в Ирландию, а парни остались жить вдвоём на пособие по безработице, получаемое ими с шестнадцати лет. Отношения с Джоном Мартин описывает так: «Очень много любви и крошечная искра ненависти». Братья провели восемь лет в небольшой съёмной квартире, прежде чем в 1994 году МакДона-старший уехал в США учиться на киносценариста.

Мартин не собирался отставать от амбициозного брата и принялся писать сценарии, ориентируясь на работы Скорсезе (особенно его вдохновляли «Злые улицы»), правда, тексты получались сырыми и неоригинальными. Тогда МакДона переключился на пьесы, но не потому, что был фанатом театра, который он до сих пор считает «худшим из искусств», а за неимением альтернативы. На этом поприще Мартин ещё не успел облажаться и втайне даже рассчитывал на успех. За девять месяцев МакДона написал семь дерзких и грубых пьес, полных чёрного юмора и ультранасилия, а значит, идеально подходивших для направления британской драматургии in-yer-face theatre («театра, бьющего в лицо»), получившего популярность в 1990-е. К нему же относится большинство постановок Мартина. Первой успешной пьесой МакДоны-младшего в 1997 году стала «Королева красоты из Линейна», посвящённая беспросветной истории матери и дочери, еле сводящих концы с концами, что в итоге приводит к трагедии. Мрачное произведение, принёсшее драматургу престижные театральные премии Evening Standard и «Тони», как и его последующие работы, поставили на Бродвее, а затем и на других известных сценах мира. 


Окончательно авторский почерк МакДоны, позже перенесённый им в кино, сформировали пьесы «Сиротливый запад» и «Лейтенант с острова Инишмор», за которые он получил прозвище «Тарантино от театра».


Эйдан Тёрнер на постановке пьесы «Лейтенант с острова Инишмор», Johan Persson

Первая рассказывает о конфликте двух безработных братьев, живущих на наследство покойного отца и в итоге берущихся за оружие, чтобы положить конец вечной вражде. Бессмысленный и беспощадный раздор двух корешей (почти что братьев), которые раньше прекрасно ладили, — основная тема как «Залечь на дно в Брюгге», так и «Банши Инишерина». Самая радикальная пьеса МакДоны «Лейтенант с острова Инишмор», рассказывающая о бесчеловечных партизанах из ИРА (Ирландской республиканской армии), прослывших террористами и подвергавших людей пыткам, вызвала волну возмущения «пропагандой жестокости». Драматург ответил на острую критику, что «всегда хотел позлить террористов и написать пьесу, за которую могут убить». К показу в Ирландии произведение всё-таки запретили. За «Лейтенантом с острова Инишмор» последовала не менее скандальная постановка «Человек-подушка», послужившая своеобразным вызовом тем, кто считал МакДону одиозным автором. По сюжету полицейские продолжительное время мучают писателя за то, что в своих книгах он говорит об убийствах детей и тем самым якобы провоцирует маньяков. Концентрированное ультранасилие уже в режиссёрском творчестве Мартина МакДоны позже достигнет апогея в «Семи психопатах». Помимо безжалостных убийц, противостоящих ещё более кровожадному боссу, в фильме появляются американские маньяки всех мастей — от Безумного мясника из Кингсбери-Рана и Тексарканского фантома до неуловимого Зодиака. Последний на старости лет разводит кроликов, а одну из стен в его доме украшает портрет Ганди — в этом и заключается классическая для МакДоны-младшего игра на контрастах.

Криминальные хроники

«Шестизарядный», Мартин Макдона 

МакДона-младший, и по сей день успешно совмещающий работу драматургом с созданием фильмов, впервые задумался о покорении киноиндустрии после того, как его старший брат в 2000 году представил свой режиссёрский дебют — короткометражную драму с элементами мистики «Вторая смерть». В Мартине вновь проснулся дух соперничества, и он решил не терять времени даром. Уже в 2004-м ирландец выпустил свою короткометражную криминальную драму «Шестизарядный» (Six Shooter в оригинале), принёсшую ему «Оскар» и задавшую тон всему дальнейшему творчеству. В малобюджетном разговорном фильме, почти всё действие которого разворачивается в поезде и лишь в нескольких сценах покидает его пределы, снимались театральные актёры, включая Брендана Глисона, найденные МакДоной на репетициях спектаклей.

По сюжету мистер Доннели (Брендан Глисон), утром потерявший жену, едет домой в общем вагоне, и его тяжёлые мысли вдруг прерывает сидящий напротив пацан, оскорбляющий других пассажиров и цинично издевающийся над ними. Небезразличный к окружающим мужчина пытается разобраться в причинах неадекватности юноши и поговорить с ним по душам, попутно выясняя, что он не так уж глуп, как кажется. Подросток серьёзно размышляет о существовании Бога, элементах поп-культуры и упоминает дрессаж. МакДона создаёт практически тарантиновского персонажа, раскрывающегося через диалог и одним словом запускающего важнейший сюжетный твист.

Неадекватные фрики и уставшие от жизни неудачники (Доннели не может застрелиться, потому что в стволе кончились патроны) — такие же распространённые типажи среди героев МакДоны, как и безобидные упрямцы, твёрдо стоящие на своём до самого конца. Уже в короткометражном дебюте режиссёр смешивает ужасы человеческого бытия с горьким абсурдом, ловко переключаясь с личной драмы вдовца на бредовую историю о «корове, поймавшей ветер». МакДона сотворяет неловкое, грубое, болезненное и противоречивое кино, порой вызывающее нервный смех, прямо как сама жизнь.

«Залечь на дно в Брюгге», Blueprint Pictures

На «Сандэнсе» 2008 года МакДона явил миру свой полнометражный дебют — одновременно крышесносную и меланхоличную криминальную комедию «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges в оригинале), принёсшую ему номинацию на «Оскар» за режиссуру и широкую известность. На фильм о двух ирландских наёмниках, вынужденных скрываться в бельгийском городке, после того как один из них случайно застрелил ребёнка в церкви, постановщика вдохновило путешествие в Бельгию.

На МакДону рождественский Брюгге произвёл двоякое впечатление, показавшись ему очаровательным и в то же время невероятно унылым, что отразилось в фильме. Если Рэй (Колин Фаррелл) сходит с ума от тоски и ожидания неминуемой расплаты за грехи, то его напарник Кен (Брендан Глисон), напротив, с удовольствием исследует город и изучает местные достопримечательности. Противоположное отношение героев к непредвиденному отдыху становится причиной их конфликта, переданного великим дуэтом Колина Фаррелла и Брендана Глисона. «Залечь на дно в Брюгге», деконструирующий привычные образы киллеров и праздничные сюжеты, напоминает классическую пьесу МакДоны: драматургическое триединство соблюдено, реплики персонажей, сдобренные чёрным юмором, бьют прямо в цель, акты насилия сменяются необычайно трогательными и нежными моментами, а инфантильное нежелание слышать друг друга всё дальше уводит людей от Бога и провоцирует страшные беды («Три билборда» и «Банши Инишерина» — тоже тому пример). В фильме, признанном классикой жанра, при желании можно разглядеть не только остроумную пародию на бандитское кино, но и святочную притчу о покаянии и воскрешении души, ведь чем Брюгге не чистилище? Стоит лишь приглядеться к внутренним метаморфозам, происходящим с героями в непривычной среде.

«Семь психопатов», Blueprint Pictures

После «Залечь на дно в Брюгге» МакДона продолжил оттачивать фирменные комедийные приёмы и в 2012 году привёз на кинофестиваль в Торонто «Семь психопатов», которые удостоились приза зрительских симпатий в категории «Полуночное безумие». В криминальной картине, разворачивающейся в солнечной Калифорнии и объединившей жестокость раннего Скорсезе с провокационным постмодернизмом Тарантино, режиссёр, по сути, поделился сокровенным — поведал о муках творчества и кризисе вдохновения, так или иначе касающихся всех причастных к искусству. Так, главный герой — талантливый и, подобно МакДоне, не лишённый самоиронии ирландский сценарист Марти (Колин Фаррелл) — страдает, потому что новый фильм никак не пишется, и неизменно предаётся прокрастинации. Пацифист по натуре, он тем не менее мечтает рассказать зубодробительную историю о семи совершенно разных психопатах, которых роднят неконтролируемая жестокость, полное отсутствие эмпатии и яростное желание уделать криминального босса (Вуди Харрельсон). К несчастью, друг сценариста Билли (Сэм Рокуэлл) крадёт любимую собаку прототипа того самого главаря кровожадных преступников (Вуди Харрельсон), и ужасающие идеи Марти претворяются в жизнь.

В «Семи психопатах» МакДоне удалось достичь вершины сценарного мастерства именно в чёрной комедии: каждая фраза была обречена стать афоризмом («Я приду убить тебя во вторник»), ружья выстреливали в самый неожиданный момент, дикие и гротескные сцены органично сменяли друг друга, а карикатурное ультранасилие лилось рекой. При этом режиссёр совсем не стремился превзойти классику криминала, напротив, он вдоволь поглумился над голливудским наследием, высмеяв шаблонных преступников, только ещё жёстче, чем в «Залечь на дно в Брюгге», прошёлся по устаревшим штампам эксплуатационных лент и расставил по всему фильму саркастические отсылки к признанным шедеврам американского и европейского кинематографа.

Несмотря на циничный юмор, пронизывающий почти все эпизоды, в фундамент картины заложены тревожные и пессимистичные размышления о том, что общество привыкает к повсеместной жестокости и становится равнодушным к чужим страданиям. Но как быть тому, кто не утратил надежды и готов бороться за восстановление справедливости? Мартин МакДона углубится в эту тему в «Трёх билбордах на границе Эббинга, Миссури» — своей дебютной экзистенциальной драме.

Говорит женщина

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», Searchlight Pictures

«Три билборда на границе Эббинга, Миссури», безупречно сделанные с академической точки зрения и взявшие «Золотой глобус» в четырёх категориях, — первая картина, во главе которой МакДона-младший, прославившийся благодаря крепким мужским историям, ставит женщину, делая её сильной и самодостаточной личностью. Криминальная драма знакомит зрителя с американкой Милдред Хейс (Фрэнсис МакДорманд, за эту роль получившая «Оскар»), отчаявшейся после того, как её дочь нашли убитой, и проецирующей всепоглощающий материнский гнев на копов, так и не поймавших преступников и безучастных ко всему, кроме выпивки и зарплаты. Женщина арендует три билборда на въезде в город и оставляет на них пробуждающие совесть послания для главы местного отделения полиции Уильяма Уиллоуби (Вуди Харрельсон). Так отважная и непоколебимая Милдред начинает свою продолжительную борьбу с равнодушной правоохранительной системой, и с каждым днём пламя её протеста против несправедливости разгорается всё сильнее.

В драме МакДона смотрит на жизнь в США незамутнённым взглядом стороннего наблюдателя: он обличает бездействие американской полиции, культ насилия, одержимость оружием и институциональный расизм. Социальные проблемы тонко переплетаются с личной трагедией маленького человека, пострадавшего от несовершенства государственной системы. Невзирая на желание МакДоны-младшего высказаться на важную тему и достойно представить центрального женского персонажа, его обвинили в симпатии к герою Сэма Рокуэлла — копу-расисту Диксону, участвовавшему в пытках афроамериканцев, ведь ближе к финалу тот даже получает крохотный шанс на искупление, хотя слабо верится, что такой бездушный человек однажды изменится. Тем не менее режиссёр смог избежать «отмены», объяснив, что отрицательные персонажи, склонные к насилию и дискриминации, лишь отражают чудовищную реальность этого мира.

Баллада о потерянном друге

«Банши Инишерина», Searchlight Pictures

Последняя на данный момент работа МакДоны — драма с элементами чёрной комедии «Банши Инишерина», получившая девять номинаций на премию «Оскар», — удивительно лирическое, живописное и философское произведение, сильно выбивающееся из брутальной фильмографии режиссёра. Картину он снял по собственной, ещё не опубликованной пьесе, отчего в ней ощущается театральная тональность, которая, впрочем, нисколько не мешает восприятию тонкой истории, по словам Мартина, посвящённой «печали дружеского разрыва». МакДона приравнивает потерю связи с соулмейтом, выбравшим искусство вместо «скучной» болтовни за выпивкой, к катастрофе вселенского масштаба: неумение прощать и отпускать здесь зажигает опасные огоньки бессмысленной вражды, рано или поздно разгорающиеся до локальных конфликтов и войн, грохочущих вдали от уединённого острова, где происходит действие фильма.

Колин Фаррелл и Брендан Глисон спустя четырнадцать лет после «Залечь на дно в Брюгге» вновь выясняют отношения, только их новые герои, радушный простак Падрайк и угрюмый скрипач Кольм, расходятся не из-за обстоятельств, а по воле судьбы или злого рока. Неотвратимость фатума воплощается в образе старушки в чёрном, предсказывающей скорую смерть в Инишерине, а может быть, и две. Её слова сбываются, только совсем не так, как предполагает зритель: МакДона-младший не изменяет себе и искусно путает карты, превращая трепетную ирландскую балладу в бытовую драму. Впервые снимая кино на родине своих предков, режиссёр старался перенести на экран хтоническую мощь и завораживающую поэтичность мест, где ему посчастливилось побывать ещё в детстве. «Банши Инишерина» в полной мере раскрыли истинную красоту Ирландии и обнаружили совершенно иную грань Мартина МакДоны, которому возвращение к корням явно пошло на пользу.

Хочется верить, что изумрудные холмы и скалистые утёсы ещё не раз появятся в его кино, как и Фаррелл с Глисоном.

Читайте также
Женщины с «Золотой пальмовой ветвью»: истории Жюстин Трие, Жюлии Дюкурно и Джейн Кэмпион
Масштабный материал о творческом пути трёх женщин-режиссёров.
Шайа ЛаБаф: отвратительный и великолепный
Безумный скандалист или гениальный пиарщик?
Демоны внутри: история феноменального успеха «Изгоняющего дьявола»
Влияние и переосмысление демонического наследия.
Дени Вильнёв: долгая дорога к «Дюне»
Говорящие рыбы, пустыни и мрачные тени.
My name is Potter, Harry Potter: за что мы любим фильмы о мальчике, который выжил?
Франшиза, взрослеющая вместе со зрителем.
Также рекомендуем
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.
Кадр из фильма «Ведьма», реж. Роберт Эггерс, 2015До российского проката добрался австралийский хоррор «Реинкарнация. Нов...
В российском прокате сандэнсовский боди-хоррор, залетевший к нам из скандинавского кинематографа
Продолжаем вкушать плоды майского онлайн-проката. В сегодняшнем меню: итальянская комедия про несчастных, переживающих х...
До проката добрался режиссёрский дебют Блерты Башолли.

Последние новости

Пёс Месси получит свой короткометражный сериал
Ставший популярным благодаря детективу «Анатомия падения».
Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
00:00