Патентованный злодей и борец со скукой: фильмы с Мадсом Миккельсеном

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Мадс Миккельсен в фильме «Индиана Джонс и колесо судьбы», Disney

Сегодня выдающемуся датчанину Мадсу Миккельсену исполняется 58 лет. Он редкий скандинавский актёр, который одинаково успешен как на родине, так и в Голливуде. В блокбастерах Мадс чаще играет харизматичных злодеев, в Дании же актёру достаются сложные роли, раскрывающие недюжинный драматический талант. Многим Миккельсен полюбился по главной роли в сериале Брайана Фуллера «Ганнибал», но всё-таки чаще скандинав снимается в полнометражном кино. Максим Ершов представляет 10 отличных фильмов с датским актёром, раскрывающих его широкий актёрский диапазон: от противника Джеймса Бонда до воспитателя детского сада, которого оболгали.

«Дилер», реж. Николас Виндинг Рефн, 1996

«Дилер», Николас Виндинг Рефн

Пушеры Франк (Ким Бодния) и Тонни (Мадс Миккельсен) проводят вечера в ночных клубах и мило беседуют о случайных перепихонах, пока не возникают серьёзные проблемы. Франк должен 50 тысяч крон постоянному поставщику — югославу Мило (Златко Бурич). Угрожающего вида помощник Мило Радован (Славко Лабович) готов в любой момент выбить датчанам несколько зубов. Франка при продаже новой партии заезжим шведам накрывает полиция. Нет ни денег, ни наркотиков. Долг пушера теперь составляет 180 тысяч. От Тонни толку мало — он быстро признаётся во всём полиции, Франку приходится выкручиваться одному.

Дебютная реалистичная криминальная драма Николаса Виндинга Рефна мало похожа на фильмы постановщика, сделанные в XXI веке. «Дилер» снят на ручную камеру и изобилует крупными планами. Действие ни на секунду не останавливается, в кадре звучит ударный рок. Миккельсен в образе Тонни тоже может удивить многих. Это глуповатый и нелепый бандит в спортивной куртке, тёмных очках, с бритой головой и татуировкой на затылке. Никакого лоска в пушере нет, зато хватает хулиганского обаяния.


«Открытые сердца», реж. Сюзанна Бир, 2002

«Открытые сердца», Nordisk Film

Йоаким (Николай Ли Каас) делает предложение Сесиль (Соня Рихтер). Девушка соглашается. А на следующий день, собираясь в поход в Патагонию, Йоаким на глазах невесты на одной из улиц Копенгагена попадает под колёса машины. За рулём была Мари (Паприка Стеэн), рядом сидела её старшая дочь Стине (Стайн Бьеррегард). В больнице Сесиль сообщают, что Йоаким никогда не сможет ходить. Парень страшно злится на весь мир. Утешение в трагической ситуации Сесиль находит в объятиях врача Нильса (Миккельсен), мужа Мари. Примерный семьянин и отец троих детей подумывает уйти от супруги.

«Открытые сердца» — фильм, прославивший Сюзанну Бир («После свадьбы», «Месть» и «Отыграть назад»). Сентиментальная мелодрама, которая по сюжету может показаться даже мыльной оперой, снята с соблюдением всех принципов «Догмы 95»: ручная камера, только естественное освещение, оптические эффекты и фильтры запрещены, оттого изображение получается зернистым, а цвета — смазанными. «Открытые сердца» сталкивают сразу несколько персонажей в экзистенциальном кризисе. Каждый из них хватается за первую подвернувшуюся возможность, чтобы вновь почувствовать себя живым, найти смысл существования.


«Адамовы яблоки», реж. Андерс Томас Йенсен, 2005

«Адамовы яблоки», Nordisk Film

Священник Иван (Миккельсен) истово верит в Бога и старается ежедневно совершать добрые дела. Жизнь Ивана трудно назвать счастливой: сын прикован к инвалидному креслу, а жена не выдержала тяжкого груза воспитания мальчика, который не может ходить, и покончила с собой. Священник занимается перевоспитанием бывших зэков. При церкви уже живут похищавший и насиловавший девушек Гуннар (Николас Бро) и грабивший автозаправки Халид (Али Казим). Новым подопечным становится мрачный неонацист Адам (Ульрих Томсен), который откровенно издевается над священником. Иван ставит перед ним нехитрую задачу — испечь яблочный пирог, но всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Появление в церкви неонациста запускает цепочку невероятных событий.

Миккельсен снимался во всех фильмах талантливого и всегда удивляющего Андерса Томаса Йенсена. Датский автор превращает философскую притчу в абсурдную комедию, в которой нет никаких правил. В одну секунду зритель заливается слезами от смеха, в следующую плачет от трагичности обстоятельств, а затем с отвращением отодвигается от экрана. Миккельсен играет современного юродивого, оторвавшегося от реальности, но потому бесконечно трогательного.


«Казино Рояль», реж. Мартин Кэмпбелл, 2006

«Казино Рояль», MGM

Первые годы Джеймса Бонда (Дэниэл Крэйг) на службе Её Величества. Для начала спецагенту, чтобы выйти на след тайной криминальной организации, нужно допросить на Мадагаскаре террориста по имени Моллака (Себастьен Фукан). Мобильный телефон боевика выводит Бонда на некого Димитриоса (Симон Абкарян). Новая точка на карте путешествий шпиона — Майами. Естественно, Димитриос не остаётся живым после встречи с Бондом. МИ-6 выясняет, что террорист был связан с крупным банкиром Лё Шиффром (Миккельсен), активно финансово поддерживающим преступников и связанным с организацией СПЕКТР. Он проводит покерный турнир в знаменитом черногорском казино «Рояль». Помешать Лё Шиффру победить пытается Бонд.

«Казино Рояль» — пожалуй, лучшая часть бондианы в XXI веке. В основе блокбастера лежит первый роман Яна Флеминга, опубликованный аж в 1953 году. Это первый фильм для Крэйга в качестве Бонда. Лё Шиффр соперничает со спецагентом за карточным столом, кулаки и умение владеть пистолетом не помогут. Миккельсен предстаёт в образе вовсе не психопата или жертвы зверских экспериментов, а математика-вундеркинда и большого знатока азартных игр. Он пользуется ингалятором и, более того, из-за редкого заболевания плачет кровью. Должен же злодей нести на себе печать болезни, внутреннего уродства.


«Королевский роман», реж. Николай Арсель, 2012

«Королевский роман», Nordisk Film

Дания, 1770-е годы. Король Кристиан VII (Миккель Боэ Фёльсгор), явно страдающий психическими заболеваниями, либо играет и бегает по дворцу, либо приводит в покои секс-работниц. Королева Каролина Матильда (Алисия Викандер) испытывает неприязнь к супругу, но всё-таки проводит с ним одну ночь, чтобы родить наследника престола. Близким другом монарха становится просвещённый врач Иоганн Фридрих Струэнзе (Миккельсен). Вскоре симпатией к приехавшему из Германии доктору проникается и королева, закручивается страстный роман. По двору ползут слухи, плетутся заговоры, но на какое-то время Струэнзе становится чуть ли не правителем страны и проводит ряд революционных реформ.

«Королевский роман» Николая Арселя удостоился на Берлинском фестивале «Серебряного медведя» за лучший сценарий и «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль. Хотя явно всё зрительское внимание к себе приковывает Миккельсен, награда досталась играющему безумца Фёльсгору. На первый взгляд «Королевский роман» может показаться классической костюмной драмой, но фильм привлекает несколькими любопытными сюжетными линиями. Это и история запретной любви королевы и придворного врача, и трагедия одинокого Кристиана VII, и показательный пример сложностей, которые встают перед лицом правителя-реформатора. Струэнзе отменяет средневековые законы и ведёт Данию к светлому будущему, но отсталое общество, увы, не готово к переменам.


«Охота», реж. Томас Винтерберг, 2012

«Охота», Nordisk Film

Лукасу (Миккельсен) чуть за 40. Недавно он развёлся, живёт в тихой датской деревушке и работает воспитателем в детском саду. Малыши обожают Лукаса, а сын-подросток Маркус (Лассе Фогельстрём) хочет остаться с отцом, а не с матерью. У воспитателя уже есть новая подружка Надя (Александра Рапапорт). Однажды малышка Клара (Анника Веддеркопп) внезапно целует Лукаса в губы и кладёт ему в карман подарок. Воспитатель аккуратно объясняет девочке, что нельзя целовать в губы взрослых мужчин, а подарка скорее достойны мальчики-ровесники. Клара обижается и рассказывает директору детсада Грете (Суссе Вольд), что воспитатель её трогал. Лукаса увольняют, и в один момент он становится изгоем.

Томас Винтерберг прославился жуткой психологической драмой «Торжество». Несколько лет датчанин не слишком удачно пробовал себя в разных жанрах, а «Охота» реабилитировала его. Картина завоевала три награды на Каннском фестивале: приз за лучшую мужскую роль Миккельсену, приз экуменического жюри и приз за технические достижения оператору Шарлотте Брюус Кристенсен. Девочка путается в показаниях, суд выносит оправдательный приговор, но вроде бы мирные сельские жители, почуяв запах крови, всё равно травят воспитателя детского сада. Лукас — во всех отношениях положительный и приятный персонаж, к тому же гнусно обвинённый в страшном, так что герою Миккельсена трудно не сопереживать.


«Спасение», реж. Кристиан Левринг, 2014

«Спасение», Nordisk Film

1871 год, Дикий Запад. Бывший солдат датской армии, воевавшей с Пруссией, Йон (Миккельсен) вместе с братом Петером (Микаэл Персбрандт) уже семь лет живёт в Штатах. К Йону наконец-то приезжают жена Мари (Нанна Оланд Фабрициус) и сын Крестен (Токе Бьярке). Семья садится в дилижанс, к ним подсаживается парочка подонков. И супругу, и сына Йона жестоко убивают. Бывший солдат мстит, но вскоре выясняется, что одним из бандитов был брат местного воротилы Генри Делару (Джеффри Дин Морган). Вместе со своими шестёрками он терроризирует несколько поселений и по дешёвке скупает богатую нефтью землю. Йон не собирается сдаваться без боя.

Режиссёр Кристиан Левринг («Не бойся меня»), в отличие от более именитых товарищей, Ларса фон Триера и Томаса Винтерберга, с которыми когда-то подписывал «Догму 95», снимает жанровое кино. Однако «Спасение» трудно назвать классическим вестерном. Внезапно на Диком Западе появились молчаливые скандинавы. Йон, персонаж Миккельсена, почти ничего не говорит и до самого финала остаётся для зрителей загадкой. Кажется, в первую очередь Леврингу хочется показать, что посреди пустынных прерий не может быть положительных героев, да и подвигов никаких нет, только кровь, грязь и человеческая низость. А ещё важно отметить, что это пространство, где невозможно пустить корни. Пытаются датчане здесь обустроиться, но ничего не выходит.


«Доктор Стрэндж», реж. Скотт Дерриксон, 2016

«Доктор Стрэндж», Disney

Гениальный, но очень высокомерный хирург Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч) попадает в автокатастрофу. Врач выживает, но получает серьёзные травмы рук, из-за которых никогда больше не сможет оперировать. Стрэндж тратит кучу денег на лечение и ссорится с подругой Кристиной Палмер (Рэйчел Макадамс) — толку ноль. От бывшего пациента, которого нейрохирург когда-то отказался оперировать, Стивен узнаёт о тайном ордене колдунов в Непале. Там Стрэндж обретает вторую жизнь. Вскоре ему предстоит столкнуться с мастером мистических искусств Кецилием (Миккельсен), который основал собственную секту и хочет пустить в наш мир существ из другого измерения.

«Доктора Стрэнджа» снял мастер хорроров Скотт Дерриксон («Шесть демонов Эмили Роуз» и «Синистер»). Фильм вводит нового героя в киновселенную Marvel, и, конечно, всё внимание обращено к Бенедикту Камбербэтчу, но не стоит недооценивать значимость антагониста. Для успеха блокбастеру в равной степени нужны как интересный центральный персонаж, так и не совсем плоский злодей. Миккельсен является достойным оппонентом Стрэнджа, а потому получается динамичный, увлекательный и забавный супергеройский экшен.


«Ещё по одной», реж. Томас Винтерберг, 2020

«Ещё по одной», Nordisk Film

Четверо друзей-учителей — историк Мартин (Мадс Миккельсен), преподаватель музыки Петер (Ларс Ранте), психолог Николай (Магнус Милланг) и физрук Томми (Томас Бо Ларсен) — собираются в ресторане по случаю дня рождения Николая. Виновник торжества вспоминает о теории норвежского психолога Финна Скэрдеруда: человек рождается с нехваткой алкоголя в крови, но стоит ему захмелеть ровно на 0,5 промилле, как все беды и невзгоды отступают, а жизнь начинает играть новыми красками. Историк, послушав любопытные рассуждения, через пару дней запирается в школьном туалете, делает пару глотков из бутылки водки и проводит свой самый вдохновенный урок за много лет. Он рассказывает об удачном опыте друзьям — и все преподаватели включаются в эксперимент и начинают пить.

Драмеди Томаса Винтерберга было отобрано на несостоявшийся из-за пандемии коронавируса Каннский фестиваль. Премьера фильма прошла в Торонто. Пожалуй, это самый титулованный европейский фильм 2020 года. Картина победила на «Оскаре» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и удостоилась главной награды Европейской киноакадемии. Вновь Миккельсен играет персонажа в экзистенциальном кризисе, но на сей раз отыскивается весёлое и оригинальное решение. С едва уловимыми облачками паров спиртного в бытовые эпизоды из жизни учителей проникают надежда и свет. «Ещё по одной» — образец европейского артмейнстрима: в меру глубокий, но не заумный, весёлый, но не пустой фильм, который порадует широкую аудиторию.


«Рыцари справедливости», реж. Андерс Томас Йенсен, 2020

«Рыцари справедливости», Nordisk Film

Байкеры из клуба «Рыцари справедливости» торгуют наркотиками, занимаются разбоем и жестоко убивают конкурентов. Главарь преступной группировки находится на скамье подсудимых. Бывший член клуба, который должен был давать на следующий день важные показания, погибает в железнодорожной катастрофе. В результате столкновения пассажирского поезда с грузовым умирает и жена военного Маркуса (Миккельсен). Суровый молчаливый солдат срочно возвращается домой с Ближнего Востока, чтобы заботиться о дочери Матильде (Андреа Хеик Гадеберг). Чудом выживший в железнодорожной катастрофе математик Отто (Николай Ли Каас) уверен, что авария произошла не просто так, а по вине «Рыцарей справедливости». Маркус, Отто и двое математиков Леннарт (Ларс Брюгманн) и Эмменталер (Николас Бро) готовят план мести.

Во всех фильмах Андерса Томаса Йенсена в центре внимания оказывается компания мужчин: гангстеры, мясники, неонацисты, фермеры. И важная роль непременно достаётся Миккельсену. На сей раз объединяют усилия годами подвергавшиеся насмешкам математики и безжалостный военный с посттравматическим расстройством. Это то ли мушкетёры, то ли самураи, то ли новая команда Мстителей. Миккельсен играет мрачного, коротко стриженного вояку с окладистой бородой, самого сложного и непривлекательного персонажа фильма. Но харизма актёра всё равно склоняет зрителей на сторону Маркуса. Обаятельные чудаки ломают привычный ход событий и меняют мир вокруг. Как оказывается, сила в единстве.

Читайте также
Гид по кинопрограмме DAIRAFEST x Doker: борьба за свободу vs традиции на Востоке
О жизни и современной культуре от Северного Кавказа до Китая.
Лучшее городское фэнтези: сериалы о вампирах, оборотнях и прочей нечисти
Вспоминаем проекты с оборотнями, вампирами, ведьмами и другой нечистью.
От Чёрной Мамбы до Антона Чигура: фильмы о наёмных убийцах
Подборку лучших убийц в исполнении первых лиц зарубежного кино.
Секс, наркотики и рок-н ролл: лучшие фильмы о рок-музыкантах
Дух панка, хиппи и ленинградский перестроечный андеграунд.
Сериалы октября-23: гид Татьяны Алёшичевой
Сразу два сериала о кухне, детективы и ужасы от Майка Флэнагана.
Также рекомендуем
Мрачный и жестокий, но вторичный сериал Marvel.
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, назва...
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой а...
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».
Мрачный и жестокий, но вторичный сериал Marvel.
На российские экраны выходит «Человек-муравей и Оса» — юбилейный, двадцатый фильм вселенной Marvel, назва...
В российском прокате новейший марвеловский фильм, в центре сюжета которого супергерой а...
Масштабная супергероика в Ленинграде, битвы в воздухе и возвращение «Настоящего детектива».

Последние новости

Пацаны идут против системы в трейлере драмы «Приговор»
Участника 46-го Московского Международного кинофестиваля.
ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00