Ускользающая красота и поэзия одиночества: фильмы Софии Копполы

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

София Коппола. Фото: Getty Images

На завершившемся в субботу 80-м Венецианском кинофестивале актриса Кейли Спейни, сыгравшая жену Элвиса Пресли в байопике «Присцилла», получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Новый фильм Софии Копполы, основанный на мемуарах Присциллы Пресли, критики хвалят за аккуратное исследование отношений знаменитой пары и взросления девушки, влюбившейся в рок-звезду, через женскую перспективу. Рассказываем об остальных картинах одной из главных женщин-режиссёров нашего времени, ставшей голосом целого поколения и всё ещё покоряющей зрителей своим трепетным взглядом на девичество и меланхоличными очерками о человеческом одиночестве. Добро пожаловать в мир Софии Копполы.

«Девственницы-самоубийцы», реж. София Коппола, 1999

«Девственницы-самоубийцы», реж. София Коппола, 1999. Фото: Paramount

Супруги Лисбон воспитывают пять дочерей-подростков. Глубоко религиозная мать сильно ограничивает девочек в развлечениях и простых радостях. Младшая из сестёр, 13-летняя Сесилия, сталкивается с депрессией, но родители не понимают, что с ней не так. Однажды вечером девочка совершает суицид, и семейство Лисбон надолго погружается в траур. Люкс (Кирстен Данст), несмотря на пережитое горе, отчаянно пытается поскорее повзрослеть и начинает встречаться со школьным ловеласом Трипом Фонтейном (Джош Хартнетт). Их роман заканчивается продолжительным домашним арестом для всех сестёр, который в итоге приводит к масштабной трагедии.

Первой режиссёрской работой Софии Копполы была чёрно-белая короткометражная картина «Превзойти звезду», показанная на Венецианском кинофестивале в 1998 году. 14-минутная картина предвосхитила интерес инди-постановщицы к историям о девочках-подростках, женских сообществах и одиночестве, впоследствии определившим всё её творчество. Спустя год Коппола привезла на Каннский кинофестиваль драму «Девственницы-самоубийцы» —– смелую адаптацию одноимённого романа пулитцеровского лауреата Джеффри Евгенидиса, которую режиссёр прочла по рекомендации фронтмена группы Sonic Youth Тёрстона Мура. Крупными акварельными мазками постановщица воссоздала книжную атмосферу тихого американского пригорода 1970-х годов, столкнув нежные грёзы сестёр Лисбон о любви и глотке свободы с губительным консерватизмом их матери. Девичество в картине преподносится как тревожный и опасный период, когда даже самые, казалось бы, незначительные события и проявление равнодушия родных глубоко ранят, вызывая невыносимую боль. Коппола говорила, что в 1980-е и 1990-е честных драм о переходном возрасте было крайне мало и чаще всего в них присутствовали элементы сатиры или комедии, как в том же «Клубе “Завтрак”». Режиссёр же сняла пронзительное кино о подростковых разочарованиях и депрессии. Воздушные зарисовки счастливых для девочек мгновений резко контрастируют с безнадёжным заточением в розовой комнате, поэтому возникает ощущение, что у героинь отняли самое драгоценное — право на нормальную жизнь. Зритель наблюдает за буднями сестёр Лисбон через призму восприятия их соседскими мальчишками, что лишний раз подчёркивает, насколько внешняя беспечность и ангельское обаяние не соответствуют эмоциональному состоянию девушек-подростков. Выражение «У депрессии нет лица» точнее всего описывает «Девственниц-самоубийц». Тихая трагедия, проигнорированная окружающими, разворачивается под саундтрек Air, чей первый альбом Moon Safari Коппола слушала на репите, пока писала сценарий к картине. Режиссёр включила в экранизацию далеко не все провокационные сцены из романа и намеренно погрузила девочек-подростков в сновиденческий мир, вдохновлённый «Пикником у Висячей скалы», в который неизбежно просачивается непереносимое горе, резонирующее ещё сильнее, чем в книге. Нестандартный подход Копполы к теме взросления высоко оценили критики, после премьеры в Каннах назвавшие её самой амбициозной женщиной-режиссёром нового поколения. И ведь не прогадали.


«Трудности перевода», реж. София Коппола, 2003

«Трудности перевода», реж. София Коппола, 2003. Фото: Elemental Films

Боб Харрис (Билл Мюррей) когда-то был известным голливудским актёром. Теперь достойной работы становится всё меньше, и мужчина чувствует, что вот-вот выйдет в тираж. Согласившись сняться в рекламе виски, чтобы совсем не кануть в небытие, Боб отправляется в Токио. Поздно вечером в баре, расположенном в отеле, он знакомится с девушкой по имени Шарлотта (Скарлетт Йоханссон), прилетевшей в Японию вместе с мужем. Она запуталась в себе, и Боб, испытывающий то же самое, прекрасно понимает её. Герои видятся каждый день, и чем больше они раскрываются друг другу, тем сильнее меняются их взгляды на жизнь.

В «Трудностях перевода», получивших «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, София Коппола вновь обратилась к теме гложущего изнутри одиночества. Главные герои, «застрявшие» в Токио, чувствуют себя неприкаянными в незнакомом городе. Картина, снятая в «высоком ключе», практически полностью избавляющем кадры от теней, напоминает бесконечное сновидение. Боб и Шарлотта, мучающиеся от бессонницы, смотрят из окна отеля на небоскрёбы, окутанные лёгкой дымкой предрассветного тумана, блуждают по ночным улицам, освещённым синими и оранжевыми огнями, и не могут решить, куда двигаться дальше, ведь надежды на лучшее с каждой минутой становятся всё призрачнее. Время в фильме словно застыло — до роковой встречи друг с другом герои выполняют одни и те же привычные ритуалы, превращающие их путешествие в бесконечный день сурка, наполненный горькой меланхолией. В «Трудностях перевода» София Коппола отразила растерянность перед будущим, которую она сама испытывала примерно в том же возрасте, что и Шарлотта. Картину, транслирующую простую истину — человеку нужен человек, особенно в тот сложный период, когда всё теряет смысл, — можно назвать авторским сеансом психотерапии. Вложив в трогательную и глубокую историю о судьбоносном столкновении с родственной душой собственные переживания, режиссёр отрефлексировала кризис отношений, пришедшийся на начало нулевых, и потерю своих творческих ориентиров. «Трудности перевода» вышли удивительно живым кино, благодаря тому, что многие сцены придумывались прямо на ходу, а Билл Мюррей и Скарлетт Йоханссон прекрасно ладили друг с другом не только на экране, но и на съёмочной площадке. В драме уже прослеживается фирменная недосказанность большинства картин режиссёра: мы так и не узнаем, что Билл шепнул Шарлотте на прощание. Впрочем, ответа нет и у самой Софии.


«Мария-Антуанетта», реж. София Коппола, 2005

«Мария-Антуанетта», реж. София Коппола, 2005. Фото: Sony

Младшая дочь австрийской императрицы Марии-Терезии становится женой будущего короля Людовика XVI и получает титул дофины Франции. Мария-Антуанетта (Кирстен Данст) быстро разочаровывается в не любящем её муже и полностью посвящает себя наслаждению роскошным образом жизни в Версале. Однако за чрезмерное расточительство и полную незаинтересованность в судьбе простого народа королеве рано или поздно придётся поплатиться.

Визуально самая яркая работа Софии Копполы, где конфетная эстетика задаёт тон праздному образу жизни дофины, а затем и королевы Франции Марии-Антуанетты, о гедонизме и одержимости роскошью которой слагали легенды. Кирстен Данст, разодетая в кружева и шелка пастельных оттенков и небрежно бросающая знаменитую фразу «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», приписываемую реальному прототипу её героини, подарила нам одну из самых выразительных монарших особ в истории кино. Мария-Антуанетта, ставящая удовольствия превыше всего, очаровывает ребяческой наивностью и искренней беспомощностью перед красивыми вещами и бесчисленным количеством десертов. Работая над костюмной драмой по мотивам биографической книги Антонии Фрейзер «Marie Antoinette: The Journey», София Коппола сфокусировалась не на дворцовых интригах и сухом изложении жизнеописания французской королевы, а на её беззаботной рутине, за которой притаились одиночество и дереализация. Режиссёр намекает, что, несмотря на безудержное веселье, Марии-Антуанетте было неуютно в Версале: её хрупкую фигуру часто показывают на фоне громадного дворца, а каждое утро она принимает в покоях знать, не имея возможности побыть наедине со своими мыслями. Смирившаяся с равнодушием мужа королева ищет счастья в вечеринках, маскарадах и любовной интриге с графом Ферзеном, но всё это лишь на время отвлекает от ощущения, что она находится не на своём месте. Коппола написала трепетный портрет противоречивой исторической личности, к которому можно относиться по-разному, но оригинальное переосмысление её биографии всё ещё является источником вдохновения для дерзких байопиков вроде «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, «Корсажа» Мари Кройцер и «Жанны Дюбарри» Майвенн, процитировавшей некоторые важные сцены из «Марии-Антуанетты». В картине с Кирстен Данст, получившей «Оскар» за костюмы, особое внимание уделяется взбалмошному и игривому характеру юной героини. Панковский саундтрек, безумные многоярусные причёски и карнавальные платья в стиле рококо идеально сочетаются с образом скандальной Марии-Антуанетты, привлекающей к себе внимание, чтобы почувствовать свою значимость.


«Где-то», реж. София Коппола, 2010

«Где-то», реж. София Коппола, 2010. Фото: Focus Features

Главного секс-символа Голливуда Джонни Марко (Стивен Дорфф) окружают толпы поклонниц, а ни один его вечер не обходится без шумной вечеринки, после которой актёр ничего не помнит. В какой-то момент бесконечные кутежи перестают доставлять прежнее удовольствие, а слава становится проклятием. Джонни Марко теряет жизненные ориентиры и прячется от назойливых папарацци в люксе отеля «Шато-Мармон». Там его находит 11-летняя дочка Клео (Эль Фаннинг), за которой нужно присмотреть, пока её мама, давно развёдшаяся с отцом-актёром, будет в отъезде.

На Венецианском кинофестивале 2010 года драму «Где-то» критики приняли неоднозначно, однако картина всё-таки забрала с него «Золотого льва». София Коппола сняла фильм о депрессивном эпизоде, переживаемом знаменитым актёром, прототипом которого был её отец Фрэнсис Форд Коппола. Несмотря на то что постановщица сделала главным героем звезду экрана, она оставила множество намёков на то, что мужчина, столкнувшийся с кризисом среднего возраста, списан с культового режиссёра: к примеру, Джонни Марко близко знаком с Аль Пачино, а его главная слабость — азартные игры. В «Где-то» Коппола воспроизводит реалии человека, сбившегося с жизненного пути. Все дни актёра проходят одинаково — он не выходит из номера отеля, всё время пьёт и не может встать с кровати. Джонни надеется, что поездка в Италию с дочкой положительно скажется на его ментальном здоровье, однако недолгие приступы радости сменяются полной апатией. Режиссёр взглянула на депрессию отца глазами ребёнка задолго до Шарлотты Уэллс в «Солнце моём», и её работа, преисполненная тёплых воспоминаний об отдыхе с папой, получилась не менее хрупкой и трогающей до глубины души.


«Элитное общество», реж. София Коппола, 2013

«Элитное общество», реж. София Коппола, 2013. Фото: A24

Пятеро подростков из Калифорнии решили, что слишком скучно живут, и организовали собственную группировку, чья цель — обчищать дома звёзд Голливуда. Они незаметно проникали в особняки Орландо Блума, Линдси Лохан, Пэрис Хилтон и других известных персон и присваивали себе их лучшие дизайнерские вещи и крупные суммы денег. Каждая новая вылазка была ещё рискованнее предыдущей, но тинейджеров, помешанных на адреналине и ощущении собственной неуловимости, не пугали даже криминальные сводки, всё чаще освещавшие кражи со взломом в элитных районах.

Криминальная драма «Элитное общество», получившая приз жюри в Каннах, основана на реальной истории подростковой банды Bling Ring, кравшей сумки, одежду, украшения и наличку из домов звёзд в Калабасасе с 2008 по 2009 год. София Коппола заинтересовалась сюжетом о грабителях-тинейджерах, прочитав статью-расследование в Vanity Fair. «Элитное общество» — самая неудачная работа режиссёра, в пух и прах разнесённая критиками, ругавшими картину за полную предсказуемость. Однако это кино вполне может стать ностальгическим путешествием в нулевые — атмосфера гламурной жизни преобладает буквально в каждой сцене. «Элитное общество» похоже на полуторачасовой глянцевый клип, где подростки из хороших семей решают примерить на себя амплуа знаменитостей и в итоге расплачиваются за своё безрассудство. Несмотря на сильный актёрский состав, картине так и не удалось реализовать потенциал сатиры на общество потребления или печальной истории о тинейджерах, преступивших закон, чтобы равнодушные родители наконец вспомнили об их существовании. «Элитное общество», к сожалению, не сработало как социальное высказывание и затерялось в череде похожих друг на друга криминальных комедий и драм о мошенниках и преступниках, популярных в нулевые.


«Роковое искушение», реж. София Коппола, 2017

«Роковое искушение», реж. София Коппола, 2017. Фото: UPI

1864 год, разгар Гражданской войны в США. Капрал армии Севера Джон МакБёрни (Колин Фаррелл) получает серьёзное ранение в ногу и чудом добирается до порога учебного заведения для благородных девиц. Хозяйка пансиона мисс Марта (Николь Кидман), учительница Эдвина (Кирстен Данст) и пара воспитанниц принимают решение оставить у себя солдата до тех пор, пока он не поправится, но ничего хорошего из проявленного милосердия не выйдет.

«Роковое искушение» — ремейк американской военной драмы «Обманутый» 1971 года. Из старого фильма, основанного на книге Томаса Куллинана «Раскрашенный дьявол», режиссёр позаимствовала лишь сюжетную канву и сняла чуть ли не феминистский манифест, удостоившийся приза за режиссуру на Каннском кинофестивале. В картине с выдающимся актёрским составом, обеспечившим половину успеха костюмной драмы, Коппола предоставила слово женщинам, в то время как главным героем оригинальной ленты был капрал Джон МакБёрни в исполнении Клинта Иствуда. История в «Роковом искушении» рассказана от лица обитательниц закрытого пансиона для девушек, придерживающихся идеи о сестринстве, особенно когда их жизням угрожает опасность. Действие по большей части разворачивается в изолированном от внешнего мира коллективе, что только обостряет и без того напряжённые отношения героинь с раненым солдатом. Тревожное ощущение угрозы всё время витает в воздухе, вынуждая зрителя остро реагировать на каждый диалог и резкие движения персонажей, а в полумраке комнат и коридоров едва угадываются очертания истинного зла. В «Роковом искушении» Коппола говорит об уязвимом положении женщин в период военных действий и в то же время напоминает, что сила женщин — в единстве даже в самые тёмные времена.


«Последняя капля», реж. София Коппола, 2020

«Последняя капля», реж. София Коппола, 2020. Фото: A24

Успешная писательница Лаура (Рашида Джонс) переживает творческий кризис. И без того подавленное состояние героини усугубляется, когда она начинает подозревать мужа в измене. Лаура жалуется своему разведённому отцу Феликсу (Билл Мюррей), что супруг от неё явно что-то скрывает. Тогда опытный в любовных делах пожилой мужчина предлагает дочери провести совместное расследование и выяснить, почему её муж стал так часто задерживаться на работе.

Драмеди «Последняя капля» — ещё один фильм Софии Копполы, посвящённый отцу, которого в нём изобразил Билл Мюррей, носящий похожий шарфик. Фильм пытается разобраться в сложностях с взаимопониманием между двумя абсолютно разными поколениями. Режиссёр не занимается морализаторством и просто предлагает посмотреть на отношения с родителями со стороны. Между героями нет непримиримых разногласий, но всё же главная претензия Лауры к отцу, помимо упрёков в сексизме, заключается в том, что её не устраивает желание престарелого мужчины контролировать жизнь взрослой дочери. Тем не менее «Последняя капля» не скатывается в мыльную оперу о перевоспитании родственников, которых, как известно, не выбирают, и приобретает черты обаятельной комедии положений, где причуды старшего поколения неминуемо провоцируют неловкие ситуации и привносят щепотку хаоса в однообразные будни. Коппола создала комфортный и уютный фильм, предназначенный для отдыха после работы, — безумные приключения отца и дочери в сине-серо-зелёном Нью-Йорке, а затем и в окрашенной пурпурными оттенками Мексике, позволяют отвлечься от насущных проблем и понаблюдать за забавными попытками двух харизматичных персонажей выйти на честный разговор.

Читайте также
Сериалы августа-23: гид Татьяны Алёшичевой
В августе вышли сериал-разоблачение про опиоидный кризис в Америке, болливудский комедийный боевик в стилистике Тарантино, новая экранизация Бернарда Корнуэлл...
Секты, пришельцы и человеческие пороки: яркие фильмы с Венецианских фестивалей последних лет
На острове Лидо продолжается 80-й Венецианский фестиваль. Картины, которые сейчас показывают на Мостре, доберутся до российского зрителя в ближайшие месяцы. С...
Зло во плоти: 10 лучших фильмов про маньяков
Любимая тема большинства зрителей.
Да пребудет с ними сила: 7 главных женских персонажей во вселенной «Звёздных войн»
Вспоминает женщин Star Wars в честь премьеры сериала «Асока».
Также рекомендуем
Собрали непопулярные, но достойные фильмы именитого режиссёра.
Влада Лодеск размышляет о потенциальных претендентах на награды американской киноакадемии и предсказывает...
Собрали непопулярные, но достойные фильмы именитого режиссёра.
Влада Лодеск размышляет о потенциальных претендентах на награды американской киноакадемии и предсказывает...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00