Картина «Аммонит» с Сиршей Ронан и Кейт Уинслет: любовь, смерть и раковины моллюсков

В российских онлайн-кинотеатрах Okko, ivi, MEGOGO, Мегафон ТВ и Wink вышла костюмированная мелодрама Фрэнсиса Ли «Аммонит». Среди неприветливых серых прибрежных пейзажей разворачивается роман между героинями Кейт Уинслет и Сирши Ронан. Максим Ершов вспоминает о классических викторианских романах и считает, что для кого-то картина «Аммонит» может выглядеть не очень убедительно на фоне «Портрета девушки в огне».


1840-е годы, начало викторианской эпохи. Палеонтолог-любитель и коллекционер окаменелостей Мэри Эннинг (Кейт Уинслет) проживает в городе Лайм-Риджис на юго-западе Англии. Основной её интерес — аммониты. Хорошо сохранившиеся раковины вымерших головоногих моллюсков покупают зажиточные туристы, а особенно красивые экземпляры попадают в музей. Живёт женщина со своей мамой Молли (Джемма Джонс). Мэри вся погружена в работу: сначала она ползает по скользким глинистым скалам в поисках заветных аммонитов, а потом дома часами тщательно очищает их от грязи.

Слава о мисс Эннинг разносится по всей стране. У неё даже есть поклонники. Богатый и скучающий натуралист мистер Мёрчисон (Джеймс МакАрдл) — один из них. В Лайм-Риджис он привозит и свою жену Шарлотту (Сирша Ронан). Смерть ребёнка отдалила супругов друг от друга. Миссис Мёрчисон тяжело переживает утрату, муж же старается погрузиться с головой в изучение камней (забава для скучающих джентльменов), забыв о страдающей жене. Он даже уезжает в путешествие, оставляя супругу на попечение Мэри. Между одинокими девушками сначала возникает дружба, а позднее вспыхивает страсть.

«Аммонит» — вторая работа в карьере британского режиссёра Фрэнсиса Ли. Картина была отобрана на так и не состоявшийся в 2020 году Каннский фестиваль, а её премьера состоялась уже по осени на киносмотре в Торонто. Дебют Ли «Божья земля» (о любви английского фермера и румынского мигранта где-то в горах Йоркшира) получил восторженные отзывы и был отмечен номинацией на главную награду премии BAFTA. В новой работе Ли продолжает исследовать тему универсальности чувств на материале однополой любви, но на сей раз действие переносится в середину XIX века.

Фильму Ли никуда не деться от сравнений с «Портретом девушки в огне» Селин Сьямма. Каменистый берег моря, две девушки и их чувства остались, но вот вместо зелёного и красного цветов британец выбирает серый и соседствующие с ним в палитре блёклые краски. Суровый пейзаж и точно такое же лицо мисс Эннинг — как маркер времени, когда выставлять чувства напоказ было не принято. Никаких интересных художественных решений режиссёр зрителю не предлагает. Стоит признать, что француженка гораздо убедительнее и свежее показывала отчаянную страсть, внезапно ворвавшуюся в тоскливую жизнь художницы и девушки, чей портрет ей предстояло написать.


Если бы в 2019 году Селин Сьямма не сняла «Портрет девушки в огне», «Аммонит» наверняка смотрелся бы сегодня совсем по-другому. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Британец снимает безжизненную версию известного сюжета в неспешном темпе, полагаясь на брошенные украдкой взгляды, едва заметные касания и парочку откровенных сцен, где девушкам приходится продираться через бесконечные юбки. И если в случае пылкой любви это всё мелочи, то какой-то зритель может откровенно заскучать при просмотре тонкого и намеренно холодного исторического экзерсиса.

Фактически в любви миссис Мёрчисон и мисс Эннинг находят освобождение от строгих викторианских правил, а заодно и от патриархата. В этом мире женщинам уготовано место матери, благородной дамы, сопровождающей мужа на важные приёмы и развлекающей его игрой на рояле, но хочет ли всего этого супруга? Её мнения никто не спрашивает.


Мэри, дочь женщины, родившей десять детей, выбирает кардинально иной путь — в её жизни нет места ничему, кроме работы. Она занимает у неё день и ночь, и пусть не в полной мере, но её труды признаются обществом. Это маленькая победа над обстоятельствами, а теперь любовь грозится перечеркнуть все достижения последних лет.

Фрэнсис Ли не пытается «отполировать» реальность и представить открыточный вариант викторианской эпохи (а может быть, стоило). Его работа лишь отдалённо напоминает произведения Джейн Остин или Антонии Байетт. Хотя, как и поэт Рэндольф Генри Падуб из романа «Обладать», редкие мужчины в кадре увлечены естественными науками и с юношеским энтузиазмом крутят в руках окаменелости разной формы, но все они проигрывают мисс Эннинг. Весь лоск того времени ушёл, а остались только пышные нижние юбки, чепчики, антисанитария, грязь и отсталые методы лечения болезней. Очаровываться тут нечем, хвала прогрессу! Отталкивающие бытовые подробности противопоставляются любви. Удивительно, что на таком скудном фоне рождается настоящее чувство. Точно вопреки всему.

Читайте также
Рецензии Фильм «Sheena667»: вебкамщица-обманщица и легковерный simp
В российский прокат выходит картина «Sheena667» — история про то, как злосчастный вебкаминг врывается в семейную идиллию «обитателей Вышнего Волочка». Алихан ...
Рецензии Над пропастью не ржи: премьера фильма «Мой год в Нью-Йорке»
В прокат выходит «Мой год в Нью-Йорке». Это фильм о том, как юная ассистентка, работающая в литературном агентстве, познакомилась с Д...
Рецензии Корейский фильм «Ночь в раю»: гангстеры, фейерверк жестокости и суп
На Netflix вышел боевик «Ночь в раю» от сценариста фильма «Я видел дьявола». История про то, как «самый перспективный бандит Сеула» у...
Рецензии «Сила Грома» на Netflix: комедия о женщинах со сверхспособностями 
На Netflix вышла «Сила Грома» — фильм о супергероях в мире, населённом злодеями. Тимур Алиев — о женщинах со сверхспособностями, творческом тандеме Бена Фэлко...
Рецензии В начале было слово: фильм «Уроки фарси» о холокосте, выдуманном языке и человеке
В российский прокат вышла картина «Уроки фарси» Вадима Перельмана. История про то, как в концентрационном лагере бельгиец еврейского происхожде...
Рецензии Фильм «Минари» Ли Айзека Чуна: Тото, сдаётся мне, мы больше не в раю
В российский прокат вышла лента «Минари» Ли Айзека Чуна — фильм о семье корейских иммигрантов, решивших попытать счастья в Арканзасе....
Также рекомендуем
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмитрий Карпюк пытается разобраться, где ...
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...
Промоматериал к фильму «Молчание ягнят» «Молчание ягнят» снова в кино. В своё время экран...
Возможно, кто-то из вас с наступлением сезона отпусков (которого будто и нет) судорожно искал ответ на вопрос...
Статьи
«Человек-слон»: 40 лет этюду Линча о человеческом достоинстве 
Ровно сорок лет назад вышел фильм «Человек-слон», вторая картина Дэвида Линча. Дмит...
Рецензии
Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, под...
Статьи
Женщины-детективы в кино: три типажа в борьбе с преступностью и абсурдом
Промоматериал к фильму «Молчание ягнят» «Молчание яг...
Рецензии
«Человек, который продал свою кожу»: если вы не платите за товар, то вы и есть товар 
Возможно, кто-то из вас с наступлением сезона отпусков (которого будто и...

Последние новости

Новости Warner Bros. выпустили синопсис приквела «Безумного Макса» про Фуриосу
Судя по всему, в фильме появится молодой Несмертный Джо.
Новости Рэйн Уилсон предположил, что делал бы Дуайт Шрут после «Офиса»
Персонаж разрывался бы между зомби-апокалипсисом и развитием бизнеса.
Новости Композитор «Списка Шиндлера» Джон Уильямс планирует уйти из кино
По его словам, Харрисон Форд тоже подумывает о завершении карьеры.
Опрос Тест "Угадай фильм по одному предложению"
Насколько хорошо вы знаете сюжеты культовых лент? Ваша задача — угадать, о каком фильме или сериале идёт речь, буквально по одному предложению. Справитесь? Ср...
Новости Брайан Фуллер поддержал петицию за продолжение сериала «Ганнибал»
Поклонники не могут смириться с отсутствием достойного финала для любимых героев.
Новости A24 и HBO Max готовят комедийный сериал «Церковные девушки»
Он основан на жизни комедиантки Меган Сталтер.
Рецензии «Межсезонье» Александра Ханта: «Ты ничего не изменишь, делай как все»
Кинокритик Тимур Алиев уверен, что фильм обречён стать новой русской классикой.
Новости Команда Тайки Вайтити украла реквизит со съёмок «Хоббита»
Художник-постановщик «Реальных упырей» в своё время проявил недюжинную смекалку.