Картина «Последние и первые люди»: послание из будущего

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

После премьеры на Beat Film Festival 6 августа A-one выпускают в российский прокат  философское видеоэссе о неизбежном конце света «Последние и первые люди». Это единственная режиссёрская работа исландского композитора Йохана Йоханнссона. Максим Ершов замечает, как фильм о гибели всего человечества предсказывает смерть самого автора, а послание из будущего предрекает конец всего живого.

Начало конца


Прошло два миллиарда лет. Человеческая раса развивалась семимильными шагами, всё быстрее и быстрее. Теперь она находится на грани вымирания. Конец уже близок, и он неизбежен. Совершенно бесстрастно говорит об этом зрителю Тильда Суинтон. Кто лучше неё подойдёт на роль сверхчеловека будущего? Она представитель последних людей, которые стоят на краю пропасти и вглядываются в бездну. Рассказчик оглядывается на прошлое — нас. В кадре нет ни одного живого существа, только мрачные каменные истуканы. Они единственная связь между поколениями. Ниточка, тянущаяся от начала к концу.

Первый и последний фильм исландского композитора-минималиста Йохана Йоханнссона, автора саундтреков к «Убийце», «Пленницам» и «Прибытию» Дени Вильнёва. Больше месяца дебютант колесил по территории бывшей Югославии, выискивая споменики, построенные в 60–70-е годы XX века ещё при диктаторе Иосипе Брозе Тито, ныне заброшенные коммунистические монументы, прославляющие победу над фашизмом.


Норвежский оператор Стурла Брандт Гревлен («Бараны», «Виктория», «Ширли») выхватывает детали гигантских конструкций, концентрируясь на космическом по масштабу замысле. 16-миллиметровая чёрно-белая плёнка добавляет изображению инопланетности, превращает монументы из прошлого в типичные постройки будущего. Одинокие, возвышающиеся над остальным миром громадины с учётом правильно выбранного контекста становятся дизайнерскими и архитектурными находками будущего. Строители коммунизма мыслили широко. Как бы ни старалась природа, каменным исполинам уготована многовековая судьба. Даже Балканские войны не смогли нанести этим глыбам ущерба.

Документальная фантастика


«Последние и первые люди» — фантастическая лента, но в то же время и документальная картина. Столь невероятный гибрид воплощается в формате видеоэссе. Единственный спецэффект в фильме — зелёный огонёк в центре кадра, посреди тёмной пустоши, изредка мигающий в такт размеренному и лишённому каких-либо эмоций закадровому голосу. Повествование обрамляет и разбивает на эпизоды фирменный саундтрек исландца — мрачный эмбиент. Суинтон зачитывает отрывки из научно-фантастического романа Олафа Стэплдона «Последние и первые люди: История близлежащего и далёкого будущего». Йоханнссон связывает фрагменты книги в единый текст, который вычёркивает из сюжета протагониста.

Изначально Йоханнссон не планировал создавать фильм, но замышлял мультимедийный проект: кадры на экране сопровождались исполнением живой оркестровой партитуры. Однако 9 февраля 2018 года автор скончался в своей берлинской квартире от передозировки кокаина на фоне лечения рецептурными препаратами. Картина была смонтирована уже после его ухода из жизни по оставленным им самим указаниям. Страшным образом, снимая о неотвратимости смерти и конечности всего сущего, режиссёр предсказывает свою собственную гибель.


Теперь «Последние и первые люди» обречены всегда рассматриваться в столь уникальном контексте единственного произведения, автоэпитафии. Не будет никакого продолжения или развития карьеры Йоханнссона как постановщика, но в истории останутся его саундтреки. Всё-таки это не случай китайского режиссёра Ху Бо, повесившегося на лестничной клетке за несколько месяцев до премьеры своего четырёхчасового полотна «Слон сидит спокойно». По злой иронии судьбы дебютные работы как европейца, так и азиата впервые были показаны на Берлинском фестивале. С разницей в два года.

Кому смотреть: ценителям философской фантастики и медленного кино, поклонникам Тильды Суинтон

Кому смотреть не стоит: фанатам прямолинейного сюжета и динамики в кино

Читайте также
Премьера фильма «Хэппи-энд»: Старый Новый дед
Одним из первых кинотеатральных релизов в российском прокате станет лента «Хэппи-энд» режиссёра Евгения Шелякина, премьера которой состоялась в ...
«О дивный новый мир» для миллениалов: каким получился сериал по книге Олдоса Хаксли
На стриминговом сервисе Peacock (в России — в онлайн-кинотеатре «Кинопоиск HD») вышла экранизация знаменитой антиутопии Олдоса Хаксли...
Фильм «Солнце в ночи»: ожившие полотна на фоне северных пейзажей
Пока индустрия осторожно готовится к возвращению проката, в онлайне состоялась премьера американо-норвежской картины «Солнце в ночи» — неп...
«Здравствуй, мир» и до свидания: чем разочаровывает аниме Томохико Ито
Состоялась цифровая премьера аниме «Здравствуй, мир» Томохико Ито. История про вечную ностальгию по временам, когда трава была зеленее, город — лучше, мы...
«Нимани»: сербский сай-фай и футуристические размышления о желаниях
Только вчитайтесь в эти строки: сербский сай-фай с порноактрисой («Стоя», Джессика Стоядинович) в главной роли. В онлайн-кинотеатр...
«Их было 10»: детективное реалити-шоу Агаты Кристи
На видеосервисе Wink уже можно посмотреть сериал «Их было десять» — французскую адаптацию самого продаваемого в мире романа Агаты Кристи «...
Также рекомендуем
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...
В прокат вышла новая картина Валерия Тодоровского, то ли психологическая драма, то ли камерный триллер. Вместе с режиссё...
В повторный прокат выходит «Отец» — режиссёрский дебют писателя и драматурга Флориана Зеллера с Энтони Хопкинсом в роли...
Режиссёр Григорий Константинопольский занялся осовремениванием классики. Его киновариация пьесы «Гроза» спустя год после...
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на серви...

Последние новости

ММКФ-2024: пропавшие самолёты, левитирующие отцы
Московские дневники Антона Фомочкина с фестиваля: часть третья.
Названы лауреаты 46-го ММКФ
Главный приз достался испаноязычной драме «Стыд».
В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
00:00