Картина «Женщина, которая убежала»: уступите ей дорогу

Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая убежала». Медитативная, тихая, неспешная, завораживающая, (не)сложная история по сути без начала и конца — так можно описать этот фильм и поставить точку (но нет). Ленту о женщине, которая, будто в притче, посещает трёх давних подруг, разговаривает с ними о жизни, режет яблоки, жарит мясо, пьёт вино, любуется горой и отстаивает права бездомных котов быть накормленными, можно было бы окинуть и поверхностным взглядом, но Виолетта Власова предлагает присмотреться к фильму. Это того стоит.



У главной героини фильма Гам Хи (Ким Мин Хи) большое событие — муж уехал в командировку, и у неё появилось свободное время, которым она решила поделиться с давними подругами. Поболтать, вспомнить прошлое, узнать о жизни. На 77 минут зритель становится свидетелем неторопливого путешествия Гам Хи через три встречи, где темой предсказуемо становятся романтические (и не очень) отношения, которые перебиваются бессмысленными репликами о том, на чём глаз зацепится. «Женщина, которая убежала» — фильм в лучших традициях Хон Сан Су: это путь сквозь повседневность, где мнимая свобода от отношений спрятана в поиске тех же самых отношений, а герои даже не пытаются уйти из декораций богатой на такую же «повседневность» фильмографии режиссёра. Обаяние и авторская харизма его незаурядных сюжетов как раз кроется в том, что всё это — большая самоцитата, а именно… 

повторение.

Можно сказать, что картины Хон Сан Су стали единой романтической дорамой для синефилов — каждый раз возвращаешься на свое же ещё теплое место в кинотеатре ради одних и тех же переживаний: смотреть кино про кино, про случайность жизни и немного про любовь, снятое давно знакомыми статичными планами, с небрежным сценарием и Ким Мин Хи в главной роли. Хон Сан Су — это жанр, где автор понял иронию однообразия жизни и успешно снимает фильмы по её правилам. 


В «Женщине, которая убежала» уровней повторения несколько: во-первых, мы становимся свидетелями трёх историй, которые суть одно и то же: женская доля в семейных и романтических отношениях. Во-вторых, герои едят и разговаривают — для них это в какой-то степени душевный якорь. Если учесть тот факт, что корейская поп-культура очень любит героев, проводящих своё время в длительных разговорах за столом (то есть этот акт существует почти в любом фильме, сериале или реалити-шоу), это повторение срабатывает уже на метауровне. В-третьих, каждая подруга нашей Гам Хи — это и её собственное отражение, повторение, которое обнаруживается с течением времени. Гам Хи считает должным повторять, что «с мужем вместе уже пять лет», и всё вообще-то неплохо. А почему женщина убежала?

Корейский фотограф Чон Ён Ду в 2001 году создал серию из 32 фотографий Evergreen Tower, где в центре сюжета — самый обычный блочный многоквартирный дом. Его модели — это реальные семьи, позирующие в интерьерах своих гостиных. Их похожесть друг на друга и повторение одного и того же визуального сюжета на социальном уровне очень похожи на то отражение в подругах Гам Хи, которое мы видим в «Женщине, которая убежала». Женщина — социальная роль, которую нужно непременно играть. Почему? Да потому что так у всех. Оттенок автоматизма в речи и заезженная пластинка установок внезапно вызывают чувство ложности происходящего. Пустота и одиночество положения героини Ким Мин Хи, а ещё и отражение в нём авторского повторения Хон Сан Су — это всё еще тот самый миф о Сизифе и абсурдность человеческой природы. Встречаться и расставаться, играть роли ради игры, разговаривать ради разговора. Можно ли от этого убежать?

Повторение — это и комедийный приём. Анри Бергсон в своих размышлениях о природе смеха писал, что смешно всё механическое и всё то, что ломает механическое. Механическое — это рутинное повторение, например, режиссёр, который снимает одни и те же истории в своих фильмах. Когда механизм внезапно ломается, например, именитый автор (Хон Сан Су) изменяет жене со своей музой (Ким Мин Хи), а потом не может с ней развестись из-за того, что этого не позволяет закон, — в прессе пару поднимают на смех — и есть история про то, как любовники сломали общественный механизм. Эта личная история, которая непроизвольно накладывается на фильм про условность семейных связей и пустоту внутри отношений и делает самоиронию Хон Сан Су ещё ярче, особенно в «Женщине, которая убежала».

Женщина бежит, но это всё ещё путешествие. Точнее, форма прогулки, которую режиссёр одалживает у Ясудзиро Одзу и любит нежной любовью на протяжении всей своей фильмографии. У Жиля Делёза рутина, повседневность, непримечательность уступают место тому, кто персонажем является, и обращают внимание на то, что он говорит. Кто персонаж в этом фильме? Гам Хи и её подруги? Или Ким Мин Хи и Хон Сан Су? Ответ на этот вопрос прячется в условной повседневности истории. Повседневность универсальна и непреходяща, она освобождает фильм от фильтров и делает историю ощутимой. Это те самые реализм и прозрачность стиля Хон Сан Су, которые совсем не то, чем кажутся.


Читайте также
Рецензии Долгая командировка в «Минамату»: Джонни Депп в поисках правды 
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино A...
Рецензии Картина «Ведьмы» Роберта Земекиса: иногда они возвращаются 
На большие экраны выходит картина Роберта Земекиса «Ведьмы». Впервые роман Роальда Даля адаптировали для экрана в 1989 году. Николас Роуг в своём ф...
Рецензии Картина «Опасный элемент»: радиоактивная мадам
Маржан Сатрапи, французский режиссёр иранского происхождения, возвращается на большой экран с новой историей, вновь основанной на графическом романе, ...
Рецензии Где-то между трудностями перевода: «Последняя капля» Софии Копполы 
Светлая грусть, средний возраст, седой Билл Мюррей, трудности брака, подозрения и «бытовой шпионаж»: на сервисе Apple TV+ вышла новая картина Софии...
Рецензии «Бульварная история с шутками и прибаутками»: сериал «Шерлок в России»
Платформа START показывает сериал «Шерлок в России», в котором великий сыщик ловит Джека Потрошителя в Петербурге. Татьяна Алёшичева...
Рецензии Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) отыскав народное торжество. Михаил Сега...
Также рекомендуем
На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в этом году всё же удалось пройти офл...
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а...
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных людей, удачно (судя по сборам) о...
Подборки
ММКФ: топ-5 фильмов смотра от Ксении Ильиной
На днях завершился Московский международный кинофестиваль, которому в это...
Рецензии
«Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 го...
Рецензии
Фильм «Эскортницы» — о душе и теле
Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает о картине.
Рецензии
Глубокое промо: премьера фильма Михаила Сегала «Глубже!» 
Семь лет назад комедия «Горько!» Жоры Крыжовникова объединила самых разных ...

Последние новости

Подборки Появились кадры из фильма «Розалина», переосмысляющего историю Ромео и Джульетты
Картина от сценаристов «500 дней лета» выйдет в октябре.
Новости Взрослую Ван в «Шершнях» сыграет Лорен Эмброуз из «Дома с прислугой»
Ожидается, что во втором сезоне будет раскрыта тема каннибализма.
Новости Любовь Мульменко начала съёмки фильма «Фрау» с Лизой Янковской
В картине также играет Вадик Королёв из группы OQJAV.
Новости Warner Bros. рассматривает возможность отмены выпуска фильма «Флэш»
Это один из трёх возможных сценариев, возникших на фоне скандалов с Эзрой Миллером....
Опрос Тест «Кто ты в мире футбола?»
Кто ты — тренер, футболист или хулиган?
Новости Соавтор «Остаться в живых» жалеет, что сериал не был короче
Дэймон Линделоф уверен, что истории хватило бы четырёх сезонов, чтобы быть рассказа...