«Томмазо»: ода безудержному творцу

Новая картина Абеля Феррары «Томмазо» («Томас»), которую сам режиссёр представит на грядущем «Амфесте» в Москве и Санкт-Петербурге, детально разбирает поведенческие и эмоциональные паттерны мэтра, пока Уиллем Дефо отыгрывает автобиографический образ постановщика.

В центре повествования, собственно, Томмазо (Дефо) — американский режиссёр, покинувший Штаты ради жизни в Риме вместе со своей европейской женой Кики (Кристина Кириаки, реальная жена Феррары) и дочерью Диди (Анна, его настоящая дочь). Наш герой, ведомый то ли последствиями кризиса перехода 50-летия по Д. Левинсону, то ли просто здравым смыслом, берётся за ум: оставляет в прошлом вредные зависимости вроде алкоголя и наркотиков, проводит черту и вступает в чистое и светлое настоящее, где жена — красавица-славянка, ребёнок растёт не по дням, а по часам, да сценарий нового фильма «Сибирь» в работе. Что ещё нужно для счастья? Правильно — преодолеть кризис одиночества. Макароны готовить Томмазо уже научился, медитировать тоже. Ну и подучить итальянский было бы неплохо, а ребёнок пускай впитывает молдавский — язык матери.

Кадр из фильма «Томаззо», реж. А.Феррара, 2019 г.

Выбор Уиллема на эту роль неудивителен — он старый друг американского постановщика, буквально его путеводная звезда. Он играл, пусть не всегда удачно, во многих фильмах Феррары, среди которых «Отель “Новая Роза”», «Сказки стриптиз-клуба», «4:44. Последний день на Земле» и «Пазолини». Несмотря на довольно сложный образ главного героя, который нацелен на раскрытие сложных и противоречивых отношений Феррары с окружающим миром (наркотиками, противоположным полом, миром кино, алкоголем и особенно религией), 64-летний Дефо ступает на этот сложный и длинный путь (хронометраж «Томмазо» составляет без малого два часа) без доли сомнения, в целом вытягивая из обстоятельств, в которых он оказался, всё, что возможно вытянуть. Учитывая, что к финалу Феррара устраивает торжественный реверанс «Последнему искушению Христа» Скорсезе (такое мимолётное «объятие» двух ньюйоркцев; тот случай, когда парень из Бронкса даёт прикурить парню из Куинса), герой Уиллема Дефо, находящийся на кресте, таким метафизическим приёмом закольцовывает кинематографическую реальность.

Путь творца так или иначе терзал серое вещество американского постановщика ещё в 90-х. В его «Опасных играх» тоже имелись в наличии: известный режиссёр накануне нового проекта, жена (опять-таки настоящая супруга режиссёра, на тот момент — Нэнси Феррара), противоречия, связанные с кинопроизводством и религией. Амбивалентная природа творчества, как мы видим, мучает режиссёра и по сей день; меняются разве что обстоятельства реальности постановщика, а Уиллем Дефо остаётся. Зачем люди падают, мистер Феррара? Усталый, вечно мечущийся из стороны в сторону американец, препарирующий не чужие, а в первую очередь собственные страхи и слабости, голосом своей музы Дефо ответит: «Дабы пройти путь очищения и обуздать сверх-Я». Улыбнётся, подмигнёт всем нам и отправится в закат, продолжая складывать незамысловатую мозаику повторяющихся циклов жизненных потрясений, медитаций, лекций и поисков своего места в мире.

Автор — Тимур Алиев
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Иванов»: лучший русский фильм непонятно какого года
Гордей Петрик рассказывает о любимом русском фильме всех отечественных синефилов, добравшемся до широкого экрана спустя полтора года после премьеры ...
Рецензии «Зеровилль»: Голливуд, я тебя люблю... я тебя тоже нет
Гордей Петрик о новом фильме Джеймса Франко, который все будут сравнивать с «Однажды... в Голливуде» Квентина Тарантино, а зря.Странного п...
Рецензии «Бунюэль в лабиринте черепах»: понятный язык сюрреализма
В ограниченном, но оттого еще более ценном прокате, анимационный байопик о Луисе Бунюле — одном из самых влиятельных и одновременно загадочных режиссёров ХХ в...
Рецензии «В ожидании варваров»: убедительная точка 76-го Венецианского кинофестиваля
Последним игровым фильмом в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля стала экранизация романа «В ожидании варваров» нобелевского лауреата из ЮАР Джона Ку...
Рецензии «Лус»: тёмная материя
На фестивале «Ревизия» в Санкт-Петербурге — российская премьера странного немецкого хоррора «Лус». Об эстетских ужасах и нестандартно...
Рецензии «Отец»: Мой сын, мой сын, что ты молчишь?
Болгарская драма «Отец», российская премьера которой состоялась на 9-м Cахалинском международном кинофестивале «Край света. Восток», завоевала приз зрите...
Рецензии Поэзия измов: все в восторге от нового «Мартина Идена»
В Венеции представили экранизацию «Мартина Идена» Джека Лондона — любимого английского романа всех русских людей старше 35. Автор картины отвечает нам взаимно...
Рецензии «Коко-ди Коко-да»: страх и ненависть в лесу
В российский прокат вышел «Коко-ди Коко-да» — скандинавский фантазм, балансирующий где-то между хоррором и абсурдом. Алексей Васильев критикует картину в...
Рецензии «Капкан» — новый хоррор от автора «Пираний»
В российском прокате тихо существует новая картина Александра Ажи («Пираньи 3D», «Девятая жизнь Луи Дракса») «Капкан» — странноватый хоррор, прослав...
Рецензии «Свет моей жизни» Кейси Аффлека: будущее без женщин
В российском прокате хит «Санденса» и Берлинского кинофестиваля, второй (или даже полуторный) фильм обладателя актёрского «Оскара» Кейси ...
Рецензии За и против: «Бык» Бориса Акопова, часть II
В российский прокат выходит «Бык» Бориса Акопова — кажется, самый противоречивый русский фильм года. Его награждают главными призами на&n...
Рецензии «Жертвоприношение» на КИНОТВ. Алексей Васильев о последнем фильме Андрея Тарковского
28 августа в 23:00 КИНОТВ покажет отреставрированную версию последнего фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение». Сразу после сеанса — специальн...
Также рекомендуем
Лучшие сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой
Татьяна Алёшичева обозревает самые нашумевшие и занимательные телепроекты июня
«Крид 2» и новые русские злодеи
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвестр Сталлоне начал 43 года назад п...
Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь. Денис Виленкин поговорил с режиссёро...
«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вундеркинд и аниматор Томм Мур создал...
Подборки
Лучшие сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой
Татьяна Алёшичева обозревает самые нашумевшие и занимательные телепроекты июня
Рецензии
«Крид 2» и новые русские злодеи
В прокате «Крид 2» — новая серия боксёрской эпопеи, которую Сильвест...
Интервью
Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь....
Рецензии
«Легенда о волках»: стая живёт, узоры рисуются, магия существует
Современный ирландский, без преувеличения, волшебник, зеленоглазый вунде...