Якутский фильм «Нелегал»: вечный странник

Кадр из фильма «Нелегал»
Кадр из фильма «Нелегал»

Сусанна Альперина («Российская газета») рассказывает про фильм «Нелегал» — новую работу якутского режиссёра Дмитрия Давыдова, автора феноменального «Пугала», покорившего жюри «Кинотавра-2020».

Если дать определение в двух словах новому фильму якутского режиссёра Дмитрия Давыдова «Нелегал», то всё просто. «Нелегал» — это якутский «Выживший». Но выживает главный герой не только в снежном пространстве среди погодных катаклизмов и животных, но и среди людей, которые те ещё звери. Наверное, Дмитрий Давыдов, когда снимал кино, в котором он также автор сценария, и не подозревал, что тема нелегалов к выходу картины станет ещё на порядок актуальнее, чем была до премьеры.


Когда заходит речь о феномене якутского кино, часто работает одна формула: говорят «якутское кино» — подразумевают «Дмитрий Давыдов», и наоборот. Давыдов — наиболее плодовитый и известный режиссёр якутского мейнстрима.


Апогей его признания случился на «Кинотавре» в 2020 году, когда фильм Давыдова «Пугало» получил сразу три главных приза (Гран-При, «За лучшую режиссуру» и «За лучшую женскую роль»). До этого были сняты «Топор», «Беглый», «Костёр на ветру», «Нет бога кроме меня» и другие картины. В этом году, 1 февраля, в прокат вышел фильм «Ыт», который Дмитрий Давыдов снял совместно с другим известным якутским режиссёром Степаном Бурнашёвым. Эту картину высоко оценил в прошлом году 37-й Варшавский международный кинофестиваль: лента получила Специальное упоминание NETPAC и Спецприз жюри с формулировкой «За чистый кинематографический взгляд на простую повседневную жизнь». Действительно, картина в шуточной незатейливой форме рассказывает «кинобасни» о жителях одной деревни, в поступках которых отражается весь мир.

Кадр из фильма «Нелегал»
Кадр из фильма «Нелегал»

По фильму в год. Теперь, в «Нелегале», который совсем другой по тональности и даёт лишний повод говорить о том, что на творчество Давыдова оказали влияние Тарковский и Герман-старший, режиссёр высказывается на другую тему. На ту, о которой снята «Айка» Сергея Дворцевого, «Она» Ларисы Садиловой, «Продукты 24» Михаила Бородина.

В первых же кадрах мы видим, как совсем молоденький парнишка Нурбек из киргизского Бишкека (исполнителя этой роли, 14-летнего Эржана Даулетбекова, нашли на рынке, в фильме вообще нет профессиональных артистов) приезжает в Россию, в Якутию. На границе идёт страшная во всех смыслах проверка — ходят люди с оружием в руках, с прибывшими обращаются как рабовладельцы. Тема рабства ещё не раз прозвучит в фильме.


Однако Нурбек прибыл в Якутию вовсе не в поисках работы. Он нелегал не по намерению, но по случайности. Ему нужно найти важного для него человека. Но никому нет до этого дела — выслушивать его никто не собирается.


Автоматом парень становится в строй гастарбайтеров. Более того, его выделяют — молод, крепок, знает русский и образован по сравнению с остальными. Он получает довольно тёплое место — работу на рынке. То, что Китаец — хозяин, «присвоивший» парня себе, — бандит — на это какой-нибудь другой мигрант мог бы и закрыть глаза, но не Нурбек. Тут при просмотре фильма возникает ассоциация с сериалом «Идентификация» Владлены Санду — киргизская община, главная героиня трудится на рынке, и криминал тут же, но сюжет «Нелегала» идёт другим путём.

Кадр из фильма «Нелегал»

Старший товарищ пытается донести до парня, как тому повезло, — у него есть еда, работа, он в тепле, а не на улице. Но хозяину качества парнишки нужны и в других делах — более тёмных, чем торговля. Попав первый раз на такое «задание», парень решается бежать. Но не просто решается — ему это удаётся, и, похоже, у него нет иного выхода.

Далее в фильме начинается то, о чём герой Леонардо ДиКаприо в «Выжившем» даже не догадывался. Потому что там многое надумано, а в больших снежных просторах Якутии всё — реальность. Давыдов никуда не торопит свой фильм. Он весьма медленный, и зритель успевает напереживаться и прожить с парнем все его попытки остаться на этой земле и дойти до того места, куда он так стремится.


Мир не без добрых людей. Одинокий старик (в этой роли Степан Бурнашёв — старший) и не подозревал, кого встретит на очередной охоте. Он спасает парня... В сценах между ними почти нет слов. Только самое главное — для жизни и для общения.


Но «нелегалу» нужно выживать дальше — довести до конца то дело, ради которого он приехал в Якутию, и он уезжает странствовать по месту, где он везде чужой.

Что любопытно — трейлер картины представляет события, рассказанные в ней, в обратном порядке. Зритель, сам того не подозревая, сразу узнаёт главное, цель. А потом уже — средства. Фильм же «разматывает клубок» в другую сторону. И нужно предупредить — подойдёт он для настоящих киноманов, которые никуда не спешат и готовы прожить и прочувствовать каждый кадр. На бегу такое кино не посмотришь, хотя главному герою и приходится всё время бежать.

Читайте также
Рецензия на анимационный фильм «Где Анна Франк»: дневник памяти
Максим Ершов делится впечатлениями от картины
«Сияющие»: Элизабет Мосс в сериале о сверхъестественном газлайтинге
Экранизация криминального триллера Лорен Бьюкес.
«Пост Мортем»: улыбнитесь, сейчас вылетит призрак
Влад Шуравин рассказывает об уникальной страшной сказке времён Первой мировой
Рецензия на фильм «Этот новый мир» — это всё ещё не конец света
Анна Закревская рассказывает про Гарреля, упоминает Таноса и не забывает про неверо...
Рецензия на фильм «Оторви и выбрось» — а чем вам здесь плохо?
Алексей Филиппов рассказывает про фильм, в котором бабка за маму, мама за дочку, а ...
Рецензия на фильм «Закат»: скромное выгорание буржуазии
Про экзистенциальные контрапункты, «Постороннего» Камю и эфемерность жизни
Также рекомендуем
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но...
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале дипло...
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история ...
На второй день «Кинотавра» в Зимнем театре показали кино на тему семьи — фильмы Виктора Рыжакова «День мёртв...
Ужас «родового гнезда» и мифология: якутский хоррор «Иччи» Костаса Марсаана
В прокат выходит фильм «Иччи» якутского режиссера Костаса Марсаана. Картина начинается как типичная российская драма, но превращается в локальный артовый хорр...
Следи за собой: в прокате «Турецкое седло». Наконец-то
До широкого экрана добрался один из самых ярких фильмов прошлого Кинотавра, получивший на фестивале диплом Гильдии киноведов и кинокритико...
«Выше неба»: Зинаида Пронченко почти что хвалит русский фильм
С 27 июня в прокате новый фильм Оксаны Карас («Хороший мальчик», «Репетиции») «Выше неба» — история одной семьи на грани ромкома и&nb...
КИНОТАВР. ДЕНЬ 2: Паль, Соколов и семейные ценности
На второй день «Кинотавра» в Зимнем театре показали кино на тему семьи — фильмы Виктора Рыжакова «День мёртвых» и Кирилла Соколова «Оторви и выбро...

Последние новости

«Уорнеры» не дают Айс Кьюбу работать над продолжением «Пятницы»
Компания отвергла уже два сценария и отказывается передавать права.
Художник показал, как выглядел бы Дэниэл Крэйг в сиквеле «Доктора Стрэнджа»
Актёр должен был сыграть Бальдра Храброго, но отказался ввиду безопасности.
Риз Уизерспун готовит современную киноверсию «Трёх медведей»
Это первый анимационный проект компании актрисы Hello Sunshine.
HBO Max выложил постер мультсериала о Велме Динкли
На озвучке героини — звезда «Офиса» Минди Калинг.