«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 4


Мрачные сказки четвёртого дня Берлинале пришлись нашей Фиалке по вкусу. Да, и такое случается.

Иллюстрации: Катя Гендикова

Воскресный проливной дождь оказался Берлинале на руку. Резко повысилась заполняемость залов, а на «Ундине», обожаемого мной Кристиана Петцольда, капли стучали о крышу фестивального дворца в такт адажио Баха. Нет истории печальнее на свете, чем сказка о речной деве, любившей изменчивых мужчин гораздо сильнее, чем того заслуживает их никчёмное и банальное эго. Эльзасскую легенду про нимфу из Нидека лидер берлинской школы перенёс с полей и лугов в урбанистический плен измученной и социалистами и капиталистами столицы. Паула Бер, с которой когда-то Петцольд познакомил Франсуа Озона (она украсила его «Франца», картонную драму для кисейных барышень времен Первой Мировой), играет краеведа, ежедневно втолковывающего иностранным гостям, что Берлин не сразу строился. Своими экскурсиями Ундина оживляет в их воображении бездушные макеты (тут Петцольд на примере модернистской теории архитектуры ловко вставляет довольно рискованный ревизионистский комментарий: развал Восточного блока — кому торжество прогресса, а кому конец прекрасной утопии). Но и на свежем воздухе Ундину окружают не люди, а пластмассовые фигурки — не окон негасимый свет, а сплошное папье-маше. Неудивительно, что её сердцу в этих игрушечных декорациях тесно. И больно. Душа Ундины — прекрасные потёмки и подводные глубины. В эти воды никому не удастся войти дважды. Будь то смазливый ариец Йоханнес, предавший возлюбленную ради буржуазного лоска, или промышленный аквалангист Франц Роговский (о, боже, он так хорош, что вот-вот окончательно потеснит признанных американских секс-символов — Брэд Питт, не расслабляйся). Истинная любовь страха не ведает и всегда обречена. Петцольд определенно убрал всех конкурентов, в том числе и классиков — Аполлинера, Дворжака, Гёте, ну и, конечно, Нила Джордана (мы помним его неловкую версию с локонами Колина Фаррелла в главной роли).

Второй сказкой этого пасмурного и тоскливого дня стал «Пиноккио» Маттео Гарроне, остроумно пригласившего Роберто Бениньи, когда-то монументально опозорившегося с экранизацией Коллоди, на партию Папы Карло. Гарроне ожидаемо верен себе — его Пиноккио не имеет ничего общего с бодрой педагогической притчей Алексея Толстого о пользе нон-комформизма. Поле чудес больше похоже на пейзажи Гойи из «Los Desastres de la Guerra», экзистенциальный ужас перед абсурдом бытия перевешивает любые дидактические намерения; сон разума рождает чудовищ, причём настораживает не только кит или Лиса Алиса, но, собственно, и голубая Фея. Вроде бы жизнеутверждающий финал внимательного зрителя не обманет, вряд ли непутёвый лжец Буратино превратился в настоящего мальчика из плоти и крови. Возвращение домой тут — метафора «из праха в прах», точнее из опилок в опилки, недаром в одной из сцен Гарроне буквально цитирует знаменитое сюрреалистическое полотно Вальтера Жеронимо «Возможная смерть Пиноккио».

После столь мощных художественных высказываний особенно невыносимо было два часа чалиться на сеансе очередного конкурсного недоразумения, бразильской картине «Все мертвы». Громоздкая почвенническая фреска с социальным пафосом и неуместными реверансами «магическому реализму», в общем, не многим интереснее даже «Рабыни Изауры». Промокшую прессу почтило своим присутствием уважаемое жюри, и я и многие другие дамы невежливо крутили головой — чеканный профиль Луки Маринелли интересовал нас гораздо больше этнографических зарисовок на экране.

Иллюстрации: Катя Гендикова

Ну а лично моим highlight ненастного воскресенья стала встреча с Сержем Тубиана, бывшим главредом Cahiers du cinéma и главой французской синематеки. Обнявшись над чайником ассама, мы поплакали о прекрасном далёко — Патрике Девэре и Франсуа Трюффо, Клоде Соте и Анне Карине. Особенно мне запала в душу вот какая его реплика: «Вы знаете, Зинаида, Ален Делон — самый неуверенный человек на свете. Весь этот трёп про легендарную мизогинию — глупейшая ложь. В 1995 году, когда я брал у него большое интервью для Кайе, он каждые пять минут трогал меня за локоть или брал за руку — ему важно было, как женщине в момент разрыва, чувствовать, что несмотря на грядущую разлуку и одиночество, перед ней друг, он сохранит память о её любви и её объятьях навеки».

На этой трогательной ноте и закончу. Сплетни с русской вечеринки в Митте читайте уже завтра, дай бог, список курьёзов пополнится ещё какой-нибудь колоритной нелепицей.


Читайте также
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 3
Поп-драма про холокост, ода вегетарианству, «мамулиевщина» и Джонни Депп на фоне экологической катастрофы — берлинские бдения Зинаиды Пронченко продолжаются.И...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 2
Вторая серия берлинских дневников Зинаиды Пронченко. Фиалка расцветает в отличие от всей прочей флоры.Иллюстрации: Катя Гендикова К вечеру второго...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 1
Теперь на КИНОТВ и текстовые дневники тоже. Каждый вечер Зинаида Пронченко в режиме записок на манжетах будет рассказывать о Берлинском кинофестивале, но и о ...
После мрака — мрак: кто поумнел в 2010-е — хорроры или зрители?
Алексей Филиппов рассказывает про так называемые умные хорроры
Итоги года от Кино ТВ
Читатели и зрители Кино ТВ выбрали лучшего актёра, актрису, фильм и главное событие 2017-го. Мы ориентировались на российский прокат, поэтому допустили и...
Также рекомендуем
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так и на показах — пора домой.Иллюстрации...
Том Тыквер и сотоварищи раздали призы Берлинского кинофестиваля, проигнорировав почти все самые яркие и провокационные ф...
Берлинский фестиваль впервые в истории открылся мультфильмом, но тем самым (внезапно) только подтвердил статус самого по...
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». 1 марта картин...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 9
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так и на показах — пора домой.Иллюстрации: Катя Гендикова День девятый, н...
«Моего брата зовут Роберт, и он идиот» — самый яркий фильм Берлинале остался без наград
Том Тыквер и сотоварищи раздали призы Берлинского кинофестиваля, проигнорировав почти все самые яркие и провокационные фильмы. Самый яркий и самый провокацион...
Псы режима: в Берлине показали «Остров собак» Уэса Андерсона

Берлинский фестиваль впервые в истории открылся мультфильмом, но тем самым (внезапно) только подтвердил статус самого политизированного киносмотра Европы. Нов...
«Довлатов»: российский фильм в конкурсе Берлинале
На Берлинском кинофестивале состоялась международная премьера фильма Алексея Германа-младшего «Довлатов». 1 марта картина выйдет в ультракороткий (четыре дня)...

Последние новости

Netflix отказался от наполовину отснятой экранизации комиксов «Грендель»
Это уже второй проект Эндрю Дэбба, у которого не получилось обосноваться на платфор...
Режиссёр «Логана» отреагировал на возвращение Хью Джекмана к роли Росомахи
Фанаты немедленно обвинили его в эгоизме, но, как выяснилось, безосновательно.
Хлоя Грейс Морец стала затворницей из-за мема о её теле с кадром из «Гриффинов»
«Я думала: моим телом иллюстрируют шутку, и это то, что я не могу изменить в себе».
Экранизируй это: «Потрясающие приключения Кавалера & Клея» Майкла Шейбона (2000)
Алексей Васильев переключается на роман о молодых людях, выпускающих комикс.
Калеб МакЛафлин высказался по поводу расизма со стороны фанатов «Очень странных дел»
«На моём самом первом Comic-Con люди не стояли в моей очереди, потому что я был тем...