Фильмы про бескорыстную помощь

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Кадр из фильма «Последний наряд»
Кадр из фильма «Последний наряд»

«Последний наряд» (The Last Detail), реж. Хэл Эшби, 1973


Экранизация одноимённого романа Дэррила Пониксена, камерный роуд-муви главного, пожалуй, гуманиста «нового Голливуда» по сценарию Роберта Тауна («Китайский квартал»).

Два офицера военно-морского флота, Билли Баддаски (Джек Николсон, приз Каннского кинофестиваля) и Малхолл, который, впрочем, просит называть себя Мул (Отис Янг), везут юного клептомана Ларри Мэдоуса (душераздирающая роль Рэнди Куэйда, заслуженная номинация на «Оскар») в бостонскую тюрьму. Парнишка попался на попытке незаконно присвоить себе 40 долларов из ящика для пожертвований, а поскольку благотворительностью демонстративно занималась жена человека высокого чина, бедняге светит аж восемь лет за решёткой. Баддаски и Мул поначалу откровенно смеются над Мэдоусом (он в силу возраста и кроткого нрава ни разу не пил, не дрался и не занимался сексом), но постепенно проникаются к нему сочувствием. Поскольку ничего уже не изменить, мужчины решают напоследок хотя бы устроить ему праздник ускоренного взросления, несмотря на перспективу получить по шапкам.

«Последний наряд» вышел в 1973 году, за два года до конца вооружённого конфликта во Вьетнаме, и в нём чувствуется усталость от него, хотя он и упоминается лишь вскользь, в коротком диалоге Мула и случайного знакомого, где офицер, пытаясь отделаться от вопроса по поводу своей позиции, выдаёт стандартное «приказ есть приказ». То же самое и в случае с Мэдоусом, но при виде того, как у человека пытаются отнять восемь лет жизни за дурацкую выходку, в не склонных к избыточному милосердию конвоирах просыпается жажда некой справедливости.

Их тур по городам в целях собрать последние дары беззаботной молодости — это не только условная сделка с совестью, но и попытка если не обмануть судьбу, то хотя бы испортить ей настроение. От тюрьмы Ларри это, конечно, не спасёт, но подарит стимул в ней достойно продержаться — так два не самых приятных человека находят компромисс между опасностью лишиться карьеры (или чего похуже) и откровенно скотской работой. Насколько этот компромисс вообще допустим — пусть каждый сам решит для себя.

«Гавр» (Le Havre), реж. Аки Каурисмяки, 2011

Кадр из фильма «Гавр»
Кадр из фильма «Гавр»

Светлейшая лента о дружбе бывшего писателя и мальчика-иммигранта из Чёрной Африки; Каурисмяки играет в братьев Дарденн и выигрывает. Картина выдвигалась от Финляндии на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но номинацию не получила (зато получила приз ФИПРЕССИ в Каннах).

Гавр — это портовый город на севере Франции, где живёт Марсель Маркс (Андре Вильм), богемный писатель на пенсии, который остаток бытия добивает чисткой сапог и походами в кабак. Иногда ещё ужинает с женой Арлетти (Кати Оутинен, постоянная актриса Каурисмяки), скрывающей проблемы со здоровьем. В какой-то момент он начинает помогать темнокожему беженцу Идриссе (Блондин Мигель), и его жизнь кардинально меняется, превращаясь в шпионский триллер на минималках. Тем временем Арлетти попадает в больницу и принимает там самоотверженное решение врать мужу о своём состоянии. За Марселем же начинается слежка, а местные жители подключаются к системе защиты Идрисса от губительной депортации.

«Гавр» — возможно, самый добрый в мире фильм про мигрантов: это практически сказка, хотя в силу режиссёрского темперамента Каурисмяки здесь нет ни ложки сахарного сиропа. Не последнее место в этой картине занимает и тема коллективного усилия: несмотря на опасность, друзья и приятеля Марселя вносят скромную лепту в благое дело. Им не светит никакой выгоды, это кристальной чистоты порыв, акт гуманизма, который заметят разве что на небесах. Марселю, впрочем, Бог действительно решает одобрительно подмигнуть — в финале этого изумительного фильма происходит настоящее чудо.

«Тело помнит, когда мир развалился» (The Body Remembers When the World Broke Open), реж. Кэтлин Хепберн, Эль-Майя Тэйлфизерс, 2019

Кадр из фильма «Тело помнит, когда мир развалился»
Кадр из фильма «Тело помнит, когда мир развалился»

Тихий канадский шедевр про сестринство, номинированный на ряд местных премий. Одна из режиссёрок, Эль-Майя Тэйлфизерс, также сыграла в картине вторую главную роль (или первую — на самом деле в фильме героини равноценны).

Это история про случайную встречу двух совершенно незнакомых женщин — Айла обнаруживает неприкаянную Рози на автобусной остановке. Девушка стоит без обуви (в дождь!), на её лице следы от ударов, а через дорогу в её адрес доносятся угрозы от мужчины, который явно не в себе. Айла уводит Рози к себе в квартиру, даёт сухую одежду, отпаивает чаем и выясняет, что та не только пострадала от домашнего насилия, но и ждёт от своего абьюзера ребёнка.

Тончайшая игра актрис, камера, гениально имитирующая съёмку одним дублем, удивительно точная интонация — этот обманчиво простой фильм способен держать в небывалом напряжении одной только сценой поездки в такси или разговора о виниловой пластинке. Две героини, которые зеркально отражают друг друга (белая женщина среднего класса, махнувшая рукой на материнство, / девушка родом из индейской резервации, без достатка, с незапланированной беременностью), кажется, не должны были поладить ни в какой из вселенных, но в них парадоксальным образом живёт одна и та же боль, просто отзывается она по-разному.

И помощь здесь работает в обе стороны: Айла, пытаясь уберечь Рози от домашнего террора (кроме прочего, в фильме есть довольно пронзительный эпизод в шелтере), очевидно, разрушает внутри себя какие-то стены и получает от этой забитой жизнью девушки поддержку. Пусть неловкую, зато единственную в своём роде — просто потому, что есть такая штука, как безусловное молчаливое понимание.

Читайте также
На книжной полке: вышедшие и будущие книги о фильмах и сериалах
«Улица Сезам», «Теория Большого взрыва», «Прослушка», Netflix
Экранизируй это: «Под сетью» Айрис Мёрдок (1954)
Плутовской роман эпохи «молодых рассерженных англичан», несправедливо обделённый вн...
90 лет со дня рождения Андрея Тарковского: разбитые мечты и «Жертвоприношение»
Не претендуя ни на что, попытались рассказать о Тарковском через наши материалы
Экранизируй это: «Согнутая петля» Джона Диксона Карра (1938)
Вплетаем Филисити Джонс и Дэниела Рэдклиффа в ткань повествования несуществующего (...
Азбука Михаэля Ханеке
Краткий гид по творчеству живой легенды кинематографа.
Краткий гид по главным вурдалакам кинематографа: вампиры как дух времени
Влад Шуравин забрался в склепы неумирающей классики и внимательно изучил всех вурда...
Также рекомендуем
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о...
С 11 по 18 сентября в Сочи всё-таки проходит «Кинотавр» — без вечеринок и сугубо по-деловому. Жюри возглавит...
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...
Катя Загвоздкина рассказывает про полнометражный дебют ученицы Сергея Соловьёва.
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о...
С 11 по 18 сентября в Сочи всё-таки проходит «Кинотавр» — без вечеринок и сугубо по-деловому. Жюри возглавит...
Анастасия Сенченко рассказывает про фильм «Чудо-женщина: 1984», сравнивает картину Пэтти Дженкинс со сказочно...

Последние новости

В Каннах покажут последний фильм Жан-Люка Годара
Который он закончил за день до смерти.
Где дом твой, брат? Фильм студентки ВГИКа — в программе ММКФ
Документальное роуд-муви от Москвы до Ганновера.
00:00