Юрий Норштейн о современной мультипликации, культурной политике и пошлости

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники
Автор: КИНОТВ

Фото: Efim Erikhman.

«Я не говорю о «шинели»

Когда ты сидишь за штурвалом, а тебя просят поговорить, посмотреть направо-посмотреть налево — ты попадаешь в аварию. Вот и всё, поэтому я не хочу говорить. — Но работа ведется? — Да.

Современная российская мультипликация

Она в пике. Потому что всё, что говорится в газетах, весь салют в лимонаде — фальшь. На самом деле надо было довести киностудию «Союзмультфильм» до полного изнеможения, до нуля, чтобы потом говорить президенту, как говорил Мединский: «Мы начали с нуля». А мы кто? Валютчики, что ли? Хочется сказать: «Извините, но мы, между прочим, делали мультипликацию, от которой вы сейчас нас старательно отстраняете. С какого нуля? Что точка отсчета?»

Молодые режиссёры

В 22 года только пискнули комариком, они уже считают, что они режиссёры. У них нет ни жизненного опыта, ни переживаний, ни трагедии любви — и вдруг... Ну как это можно? Так не бывает! Только у поэтов это случается. У Лермонтова — в 15 лет написал «Белеет парус одинокий» — но это случай исключительный. Чтобы работать в режиссуре, надо иметь громадный человеческий опыт.

Что такое культура?

Отношение одного человека к другому — вот, что для меня такое культура. Культура — это не сочинение музыки или литературы. Это гораздо более широкое понятие. Когда от человека к человеку, и человек научается этой широкой способностью, это и есть культура.

«Экономическая эффективность»

Не должно быть этого слова впереди творчества. Его никогда не было в советские времена. Мы занимались искусством, каждый по мере своих сил. А результат был такой: каждый год на «Союзмультфильме» производилось 8 часов изображения. И среди них всегда — один фильм, который сразу показывал, ради чего всё существует. Ещё десяток талантливых. Штук двадцать — хорошо ремесленно сделанных. Ну и, конечно, ещё десяток, которые просто прокручивались в производстве. И то — они делались очень талантливыми людьми. Если они неудачными получались, то не потому что режиссёр так захотел, а просто неудача может преследовать режиссёра, никто от неё не застрахован.

Пошлость

Пошлость — это отсутствие чувства юмора. Это когда тривиальные мысли произносят с патетическим видом. Я невероятно настроен решительно против этой пошлости. Пошлости администраторов, пошлости режиссёров, которые себя мнят администраторами, против того, кто главенствует и считает, что он главный режиссёр. Это всё — понятие пошлости. А из этого почему-то делают культуру.

Главный принцип культурной политики

Давайте нам деньги и оставьте нас в покое. А мы сами разберёмся в своём творчестве. Это целое сообщество кинематографистов, которые попали в заложники и ведут себя, как в «Фигаро»: «Льстись к начальству и всего достигнешь». К этому мы пришли. Поэтому, чиновники, оставьте нас в покое, читайте книги, едри вашу мать, и давайте нам деньги, а мы сами разберёмся.

Читайте также
Михаил Шемякин о «чёрных списках» Минкульта и новом фильме с Вячеславом Полуниным
Михаил Шемякин— художник, скульптор. Лауреат Государственной премии России. После неоднократных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного л...
Йорген Лет: интервью с учителем Ларса фон Триера
Йорген Лет — датский кинорежиссёр и поэт. Одна из центральных фигур в мировом экспериментальном кино. Обладатель пожизненного гранта Королевства Дания за дост...
Резо Гигинеишвили о фильме «Заложники»
Резо Гигинеишвили — режиссёр, сценарист и продюсер. С пятнадцати лет работал на телевидении. В 2005 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа, курс Марлена Х...
«Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила картины «Вязания», «Ночной поезд» и «Чёрный уголь, тонкий лёд», за которую п...
Почему фильмы из России не попали на Венецианский фестиваль
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по современной литературе и истории ки...
Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ангажированных режиссеров Европы. Работа...
Также рекомендуем
Вспоминаем, что было в предыдущих сериях масштабной научной фантастики.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
На этой неделе внимание ведущего проекта «Экранная копия» Евгения Стаховского переключается на «Великого Гэт...
Вспоминаем, что было в предыдущих сериях масштабной научной фантастики.
Вероника Хлебникова рассказывает про абсурдные разговоры и скитания между жизнью и смертью.
На этой неделе внимание ведущего проекта «Экранная копия» Евгения Стаховского переключается на «Великого Гэт...

Последние новости

Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
«Сёгун»: гайдзин, переводчица, её господин и его вассал
История первого англичанина в Японии, который ничего не изменил.
«Фуриоса: Хроники Безумного Макса» получила взрослый рейтинг
Долгое время ходили слухи, что боевик может попытаться сыграть на подростковую ауди...
00:00