Юрий Норштейн о современной мультипликации, культурной политике и пошлости

Фото: Efim Erikhman.

«Я не говорю о «шинели»

Когда ты сидишь за штурвалом, а тебя просят поговорить, посмотреть направо-посмотреть налево — ты попадаешь в аварию. Вот и всё, поэтому я не хочу говорить. — Но работа ведется? — Да.

Современная российская мультипликация

Она в пике. Потому что всё, что говорится в газетах, весь салют в лимонаде — фальшь. На самом деле надо было довести киностудию «Союзмультфильм» до полного изнеможения, до нуля, чтобы потом говорить президенту, как говорил Мединский: «Мы начали с нуля». А мы кто? Валютчики, что ли? Хочется сказать: «Извините, но мы, между прочим, делали мультипликацию, от которой вы сейчас нас старательно отстраняете. С какого нуля? Что точка отсчета?»

Молодые режиссёры

В 22 года только пискнули комариком, они уже считают, что они режиссёры. У них нет ни жизненного опыта, ни переживаний, ни трагедии любви — и вдруг... Ну как это можно? Так не бывает! Только у поэтов это случается. У Лермонтова — в 15 лет написал «Белеет парус одинокий» — но это случай исключительный. Чтобы работать в режиссуре, надо иметь громадный человеческий опыт.

Что такое культура?

Отношение одного человека к другому — вот, что для меня такое культура. Культура — это не сочинение музыки или литературы. Это гораздо более широкое понятие. Когда от человека к человеку, и человек научается этой широкой способностью, это и есть культура.

«Экономическая эффективность»

Не должно быть этого слова впереди творчества. Его никогда не было в советские времена. Мы занимались искусством, каждый по мере своих сил. А результат был такой: каждый год на «Союзмультфильме» производилось 8 часов изображения. И среди них всегда — один фильм, который сразу показывал, ради чего всё существует. Ещё десяток талантливых. Штук двадцать — хорошо ремесленно сделанных. Ну и, конечно, ещё десяток, которые просто прокручивались в производстве. И то — они делались очень талантливыми людьми. Если они неудачными получались, то не потому что режиссёр так захотел, а просто неудача может преследовать режиссёра, никто от неё не застрахован.

Пошлость

Пошлость — это отсутствие чувства юмора. Это когда тривиальные мысли произносят с патетическим видом. Я невероятно настроен решительно против этой пошлости. Пошлости администраторов, пошлости режиссёров, которые себя мнят администраторами, против того, кто главенствует и считает, что он главный режиссёр. Это всё — понятие пошлости. А из этого почему-то делают культуру.

Главный принцип культурной политики

Давайте нам деньги и оставьте нас в покое. А мы сами разберёмся в своём творчестве. Это целое сообщество кинематографистов, которые попали в заложники и ведут себя, как в «Фигаро»: «Льстись к начальству и всего достигнешь». К этому мы пришли. Поэтому, чиновники, оставьте нас в покое, читайте книги, едри вашу мать, и давайте нам деньги, а мы сами разберёмся.

Автор — КИНОТВ
Поделиться
Читайте также
Рецензии Фильм «Демоник»: экзорцизм, застрявший в текстурах
О новой картине автора «Района №9».
Интервью «Всё, что вы можете вообразить, реально»: говорим с создателями «Криптополиса»
Интервью с режиссёром Дэшем Шоу, режиссёром анимации Джейн Самборски и актёром Пете...
Рецензии Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве
Дебют китайского режиссёра Вэня Шипэя, показанный на Каннском кинофестивале.
Подборки Обзор (к)инопрессы #70: «Игра в кальмара», капризный Брандо, Кроненберг-экзистенциалист
Не успокоимся, пока не высосем все соки из «Игры в кальмара»!
Спецпроект Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Говорим о потенциальном фильме, где ужасы и трупы могут быть на каждом шагу.
Спецпроект История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма
Разбираем музыку Para One в прошлом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
Рецензии Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
Сейду в роли бойкой журналистки, которая не боится работать в горячих точках.
Спецпроект И ты попал в блэклист: фильмы о преследованиях за творческую деятельность
Мария Ремига вспоминает три картины с актуальной для России темой.
Подборки Обзор (к)инопрессы #69: «Память», Дэниэл Крэйг, «Искушение» и Майк Ли
Проводы агента 007 и сравнение The New Yorker с газетой из «Французского вестника».
Спецпроект #комикс-код: если бы улицы могли говорить
Открываем окно во двор — Персеполиса и Никополя, Города грехов и Метрополиса.
Подборки Гид по программе Международного фестиваля дебютного кино: огню нужен ветер
В Новой Голландии покажут фильмы Владимира Битокова и Пьетро Марчелло.
Также рекомендуем
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 9
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так и на показах — пора домой.Иллюстрации...
#MeToo: несколько замечаний о некоторых итогах
Кино ТВ продолжает подводить итоги декады. Самое, конечно, заметное явление, движение и феномен уходящих 2010-...
Обзор (к)инопрессы #68: фрейдистский психоанализ, афроамериканское кино, Тодд Хейнс и Вильнёв
Также в материале: заметки о новом фильме Клинта Иствуда и личности Джона Уотерса.
#7 Вопрос времени: зачем снимают долгое кино? Подкаст КИНОТВ
Как смотреть фильмы, которые длятся более трёх часов? Зачем их снимают режиссёры? Та...
Спецпроект
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 9
Фестиваль подходит к концу, а Зинаида Пронченко и рада: скука как на интервью, так ...
Синонимы Мандула
#MeToo: несколько замечаний о некоторых итогах
Кино ТВ продолжает подводить итоги декады. Самое, конечно, заметное явление, д...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #68: фрейдистский психоанализ, афроамериканское кино, Тодд Хейнс и Вильнёв
Также в материале: заметки о новом фильме Клинта Иствуда и личности Джона Уотерса.
Синонимы Мандула
#7 Вопрос времени: зачем снимают долгое кино? Подкаст КИНОТВ
Как смотреть фильмы, которые длятся более трёх ...