Юрий Норштейн о современной мультипликации, культурной политике и пошлости

Фото: Efim Erikhman.

«Я не говорю о «шинели»

Когда ты сидишь за штурвалом, а тебя просят поговорить, посмотреть направо-посмотреть налево — ты попадаешь в аварию. Вот и всё, поэтому я не хочу говорить. — Но работа ведется? — Да.

Современная российская мультипликация

Она в пике. Потому что всё, что говорится в газетах, весь салют в лимонаде — фальшь. На самом деле надо было довести киностудию «Союзмультфильм» до полного изнеможения, до нуля, чтобы потом говорить президенту, как говорил Мединский: «Мы начали с нуля». А мы кто? Валютчики, что ли? Хочется сказать: «Извините, но мы, между прочим, делали мультипликацию, от которой вы сейчас нас старательно отстраняете. С какого нуля? Что точка отсчета?»

Молодые режиссёры

В 22 года только пискнули комариком, они уже считают, что они режиссёры. У них нет ни жизненного опыта, ни переживаний, ни трагедии любви — и вдруг... Ну как это можно? Так не бывает! Только у поэтов это случается. У Лермонтова — в 15 лет написал «Белеет парус одинокий» — но это случай исключительный. Чтобы работать в режиссуре, надо иметь громадный человеческий опыт.

Что такое культура?

Отношение одного человека к другому — вот, что для меня такое культура. Культура — это не сочинение музыки или литературы. Это гораздо более широкое понятие. Когда от человека к человеку, и человек научается этой широкой способностью, это и есть культура.

«Экономическая эффективность»

Не должно быть этого слова впереди творчества. Его никогда не было в советские времена. Мы занимались искусством, каждый по мере своих сил. А результат был такой: каждый год на «Союзмультфильме» производилось 8 часов изображения. И среди них всегда — один фильм, который сразу показывал, ради чего всё существует. Ещё десяток талантливых. Штук двадцать — хорошо ремесленно сделанных. Ну и, конечно, ещё десяток, которые просто прокручивались в производстве. И то — они делались очень талантливыми людьми. Если они неудачными получались, то не потому что режиссёр так захотел, а просто неудача может преследовать режиссёра, никто от неё не застрахован.

Пошлость

Пошлость — это отсутствие чувства юмора. Это когда тривиальные мысли произносят с патетическим видом. Я невероятно настроен решительно против этой пошлости. Пошлости администраторов, пошлости режиссёров, которые себя мнят администраторами, против того, кто главенствует и считает, что он главный режиссёр. Это всё — понятие пошлости. А из этого почему-то делают культуру.

Главный принцип культурной политики

Давайте нам деньги и оставьте нас в покое. А мы сами разберёмся в своём творчестве. Это целое сообщество кинематографистов, которые попали в заложники и ведут себя, как в «Фигаро»: «Льстись к начальству и всего достигнешь». К этому мы пришли. Поэтому, чиновники, оставьте нас в покое, читайте книги, едри вашу мать, и давайте нам деньги, а мы сами разберёмся.

Автор — КИНОТВ
Поделиться
Читайте также
Интервью Михаил Шемякин о «чёрных списках» Минкульта и новом фильме с Вячеславом Полуниным
Михаил Шемякин— художник, скульптор. Лауреат Государственной премии России. После неоднократных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного л...
Интервью Йорген Лет: интервью с учителем Ларса фон Триера
Йорген Лет — датский кинорежиссёр и поэт. Одна из центральных фигур в мировом экспериментальном кино. Обладатель пожизненного гранта Королевства Дания за дост...
Интервью Резо Гигинеишвили о фильме «Заложники»
Резо Гигинеишвили — режиссёр, сценарист и продюсер. С пятнадцати лет работал на телевидении. В 2005 году закончил режиссёрский факультет ВГИКа, курс Марлена Х...
Интервью «Я не делаю заявлений, просто делюсь переживаниями»: интервью с Вивиан Цюй
Вивиан Цюй в мире кино прежде всего известна как продюсер. Это она выпустила картины «Вязания», «Ночной поезд» и «Чёрный уголь, тонкий лёд», за которую п...
Интервью Почему фильмы из России не попали на Венецианский фестиваль
Альберто Барбера родился на севере Италии в городе Бьелла. В Турине получил диплом специалиста по современной литературе и истории ки...
Интервью Самый революционный режиссёр Европы
Робер Гедигян — французский режиссёр, сценарист, продюсер, убежденный коммунист и один из самых политически ангажированных режиссеров Европы. Работа...
Также рекомендуем
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы пропустили эту удивительную рет...
21 февраля в российский прокат выходит «Власть» Адама МакКея — комедийный байопик об одиозном американском по...
Кадр из фильма «Внутри»/Программа «IN SILICO»В Петербурге стартует международный фестиваль «Послание к человеку». А...
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отдаётся на волю иррациональному», — на ...
Рецензии
«Бескрайняя ночь»: ночь радио и (не)близкие контакты третьей степени
На Amazon Prime вышел фильм «Бескрайняя ночь», очень не хочется, чтобы вы...
Статьи
Физическое превращение: Кристиану Бэйлу — 45
21 февраля в российский прокат выходит «Власть» Адама МакКея — комедийны...
Подборки
«Послание к человеку»: субъективный гид по программе смотра
Кадр из фильма «Внутри»/Программа «IN SILICO»В Петербурге стартует международн...
Рецензии
«Прошлой ночью в Сохо»: Райт в отражении
«Райт впервые перестаёт контролировать каждый метр своего киномира и отд...

Последние новости

Новости Богачи оказываются на необитаемом острове в трейлере сатиры «Треугольник печали»
С этим фильмом Рубен Эстлунд завоевал в Каннах «Золотую пальмовую ветвь».
Новости У триквела «Соника в кино» появилась дата выхода
Фильм составит конкуренцию «Аватару 3» в американском прокате.
Новости Звезда «Очень странных дел» Джо Кири сыграет в «Фарго»
Съёмки пятого сезона начнутся в 2023 году.
Новости ММКФ — 2022 объявил часть программы
Смотр пройдёт с 26 августа по 2 сентября.