Михаил Шемякин о «чёрных списках» Минкульта и новом фильме с Вячеславом Полуниным

Михаил Шемякин— художник, скульптор. Лауреат Государственной премии России.
После неоднократных арестов выставок, конфискаций работ и принудительного лечения в психиатрических больницах в 1971 году был выслан из СССР во Францию. Через десять лет переехал в Нью-Йорк. Начиная с 90-х годов, регулярно приезжает в Россию. Работы Шемякина находятся в коллекциях ведущих музеев мира.

Фото Андре Бояков

Итак, Михаил Михайлович...

Можно Михаил просто. Я живу там, где отчества нет, и мне всегда как-то режет слух. Тем более, в России, где уважения к человеку мало, но зато все Иван-Иванычи, а вслед несётся: говнюк!

За что вы не любите отчества?

Да у нас их нет просто. Я же в России прожил всего 16 лет, всё остальное время — за границей. Отчеств нет. У нас президент Джон или, кто там сейчас, придурок этот, Трамп.

Вы не живёте в России, но работаете для России...

Я всегда работал для России.

Сейчас вы снимаете фильм с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским, что это за проект?

Ну, это такой проект вольных стрелков. То есть мы делаем полусюрреалистический фильм, без сюжета, придумываем сюжет на ходу, это съёмки в духе раннего Бунюэля, если вы знаете «Андалузского пса» или «Золотой век» — это вариации в нашем ключе, но на тему раннего Бунюэля.

Так, а как появился этот проект? Просто три близких товарища собрались и решили похулиганить?

Встретились и решили сделать пластические зарисовки. Антон разделся догола, взял громадную бутыль из моего спектакля «Щелкунчик», стал бегать, Слава стал строить из себя большого колдуна, я составлять какие-то предметы на столе, и стали снимать. Здесь в Петербурге живёт замечательный создатель театра АХЕ, если вы знаете, Сенченко...

Да, конечно, Павел Сенченко.

И он выступил режиссёром этого фильма, был великолепный техник, забыл его имя. И мы снимали, удивляя французов. Представьте на улице небольшого пыльного городка появляется обнажённая женщина, обнажённый Адасинский. Французы, конечно, были потрясены. Делаем мы этот фильм, но ничего великого в нём нет. Это любопытный эксперимент, который будет показан на моей выставке в Москве, в следующем году в музее современного искусства.

Вы в нём выступаете как художник?

Мы все по очереди режиссируем, все по очереди что-то придумываем, и даже меня можно увидеть в этом фильме.

Скажите, это правда, что вы консультировали Андрея Кончаловского при съёмках «Щелкунчика»?

Я не работал с Кончаловским никогда. Я его знаю, знаю давно, десятилетиями, но никогда не работал с ним. «Щелкунчик» — это мой балет, который идёт уже 17 лет, но я никогда с ним не работал.

То есть вы вообще не общались, когда Кончаловский снимал «Щелкунчика».

Нет-нет, я не консультировал. И не думаю, что если бы я консультировал, получилось бы то, что получилось. Наверное, это был бы больше Гофман и более Шемякин, чем то, что он создал. Это его видение такое. А так нет, я очень люблю его как режиссёра, да и вообще люблю русских режиссёров, замечательные талантливые люди.

Например, кого?

Ну, прежде всего, это мой друг Сокуров Саша, один из выдающихся режиссёров, уже несколько лет я делаю мастер-классы в киноакадемии искусства у Никиты Михалкова, недавно вот посещал меня во Франции Павел Лунгин, которого я высоко ценю. Да много кто, Звягинцев...

Какое у вас последнее яркое кинематографическое впечатление?

Буквально позавчера я смотрел замечательнейший фильм «Время первых». Я очень люблю Миронова, замечательный второй актёр — Хабенский. Сегодня ночью я смотрел «Большой» — тоже замечательный, серьезный фильм. И учитывая, что я сейчас живу во Франции, которая просто не в состоянии ничего сделать интересного, ни в области изобразительного, ни в области визуального, мы живём на красивом таком кладбище, замечательном. Поэтому всё, что здесь происходит в области кино, искусства, театра — это бешеная динамика, которую я могу сравнить только с Америкой, с Нью-Йорком, где прожил долгие годы.

Вас часто приглашают сейчас в кино? Художником, консультантом, актёром?

Да, предлагают, но я чаще всего отказываюсь. Во-первых, я очень занят и преподаю, вожусь со своими студентами. А, во-вторых, то, что мне предлагалось, как и в театральной области, мне не всегда нравится. Если что-то будет меня интересующее — я бы сделал, но пока нет.

Практически все, кого вы упоминали в ходе интервью — Александр Сокуров, Антон Адасинский — они за последнее время сделали довольно однозначные заявления, в частности, это связано с публикацией «чёрных списков» минкульта. Адасинский отказался участвовать в культурном форуме, Сокуров тоже. И там же формулировки, прямо с которыми вас исключали из института Репина: «за эстетическую извращённость»...

Здесь происходит столько разных таинственных вещей, которые надо проверять и проверять. Если такое было — это позор, если это провокация — то она глупая и ненужная, особенно на фоне всех сегодняшних событий: этой гомофобии, разгулявшегося исступлённого православия, квасного патриотизма... Всё это мы пережили, и, если будет возвращение к этому — это будет весьма печально. Хотя я думаю, что сегодняшнюю молодежь голыми руками не возьмёшь.

Автор — Максим Заговора
Поделиться
Читайте также
Рецензии Фильм Тодда Хейнса «The Velvet Underground»: музыка должна длиться веками
Максим Семеляк разбирает удачные и не очень решения в доке о легендах рока.
Рецензии Фильм «Демоник»: экзорцизм, застрявший в текстурах
О новой картине автора «Района №9».
Интервью «Всё, что вы можете вообразить, реально»: говорим с создателями «Криптополиса»
Интервью с режиссёром Дэшем Шоу, режиссёром анимации Джейн Самборски и актёром Пете...
Рецензии Фильм «Тебе одиноко сегодня вечером?»: воспоминание об убийстве
Дебют китайского режиссёра Вэня Шипэя, показанный на Каннском кинофестивале.
Подборки Обзор (к)инопрессы #70: «Игра в кальмара», капризный Брандо, Кроненберг-экзистенциалист
Не успокоимся, пока не высосем все соки из «Игры в кальмара»!
Спецпроект Экранизируй это: «Дьявол и тёмная вода» Стюарта Тёртона (2020)
Говорим о потенциальном фильме, где ужасы и трупы могут быть на каждом шагу.
Спецпроект История одного саундтрека: «Водяные лилии» Селин Сьямма
Разбираем музыку Para One в прошлом фильме режиссёрки «Портрета девушки в огне».
Рецензии Премьера фильма «Суперзвезда»: Леа Сейду — ум, честь и совесть Франции
Сейду в роли бойкой журналистки, которая не боится работать в горячих точках.
Спецпроект И ты попал в блэклист: фильмы о преследованиях за творческую деятельность
Мария Ремига вспоминает три картины с актуальной для России темой.
Подборки Обзор (к)инопрессы #69: «Память», Дэниэл Крэйг, «Искушение» и Майк Ли
Проводы агента 007 и сравнение The New Yorker с газетой из «Французского вестника».
Спецпроект #комикс-код: если бы улицы могли говорить
Открываем окно во двор — Персеполиса и Никополя, Города грехов и Метрополиса.
Также рекомендуем
Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь. Денис Виленкин поговорил с режиссёро...
Корейское — значит хорошее. Одинадцать хорроров XXI века
Одиннадцать корейских фильмов ужасов про одержимость, потусторонние силы, вирус, вампиров, психические расстройства и&nb...
«Hаpядная Офелия текла чеpез кpай»: в прокате феминистская версия «Гамлета»
На российских экранах — «Офелия», странноватый спин-офф, если можно так сказать, главной шекспировской трагеди...
Картина «Женщина, которая убежала»: уступите ей дорогу
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая у...
Интервью
Дарья Жук: «Когда я посмотрела трейлер “Витьки Чеснока” — расплакалась»
В российском прокате фильм «Хрусталь» Дарьи Жук, о котором мы уже писали вот здесь....
Подборки
Корейское — значит хорошее. Одинадцать хорроров XXI века
Одиннадцать корейских фильмов ужасов про одержимость, потусторонние силы, вирус, ва...
Рецензии
«Hаpядная Офелия текла чеpез кpай»: в прокате феминистская версия «Гамлета»
На российских экранах — «Офелия», странноватый спин-офф, если можно так с...
Рецензии
Картина «Женщина, которая убежала»: уступите ей дорогу
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину реж...