Саундтреки-2021: разбираем год по нотам

Артём Макарский весь год рассказывал о лучших саундтреках в истории кино. А в этом материале разбирает год прошедший, как он прозвучал на больших и малых экранах. Электронная, инструментальная, местами дурашливая, местами трудно понимаемая, спорная и заслуживающая прослушивания музыка из фильмов.

Что делает отличный саундтрек отличным от других? Должен ли он быть полон музыки — или достаточно пары треков, чтобы украсить фильм? Лучшая музыка в фильмах этого года показала, что подойдёт любой подход: саундтрек может длиться два часа, а может — семь минут. Однако нельзя не отметить, что в 2021-м лучшей музыкой занимались именно кинокомпозиторы, а не музыкальные продюсеры, собирающие саундтреки. Хотя зарубежные критики в восторге от сборника к «Круэлле», нельзя не отметить, что I Wanna Be Your Dog в таком фильме — это уже как-то слишком. Ридли Скотт хоть и пошёл по пути Райана Мёрфи в «Доме Gucci», но всё-таки хорошо использовать заезженные песни удаётся далеко не всем. Мастер использования чужой музыки в своих работах Дэвид Чейз промахнулся — и «Множественные святые Ньюарка» не могли похвастаться отличными музыкальными моментами, в отличие от «Сопрано».

Этот список ограничен только теми фильмами, что вышли в прокат в России в этом году, — хотя один из них, «Сядь за руль моей машины», в итоге был перенесён на следующий год, но предстать перед зрителями на спецпоказах ему всё же удалось. Поэтому здесь пока нет ни слова ни об очередной блистательной совместной работе Альберто Иглесиаса и Педро Альмодовара, ни о том, как Кьяра Элвис и Мэгги Родфорд тонко уловили дух времени во второй части «Сувенира». Были и саундтреки просто приятные, но не выдающиеся — например, отличная хип-хоп-подборка для «Тома и Джерри» или ремикс на Селин Дион и блистательный выход Ричарда Чиза в «Барб и Звезда едут в Виста дель Мар». Однако радующей не моментами, а целым, по-настоящему интересной, изобретательной и попросту запоминающейся киномузыки в этом году было очень много — и вот двенадцать тому примеров в алфавитном порядке.


«Аннетт» (Annette), реж. Леос Каракс, комп. Рон и Рассел Маэлы

«Аннетт» (Annette), реж. Леос Каракс, комп. Рон и Рассел Маэлы

Неожиданное упражнение Леоса Каракса в жанре мюзикла оказалось сеансом даже не терапии, а самоистязания — можно по-разному относиться к получившемуся результату, однако нет сомнений в том, что «Аннетт» производит на зрителя впечатление. Слегка удушливую атмосферу самого фильма отлично разряжает саундтрек группы Sparks, а братья Рон и Рассел, движущая сила американского коллектива, и вовсе указаны сценаристами, притом что Каракс уж слишком сильно отсылает к моментам из собственной биографии.

Тем не менее, если посмотреть на саундтрек как на нечто отдельное, то становится понятно, почему Каракс поступил именно так: основной сюжет фильма воплощается именно в песнях, и братья Маэл, написав не только музыку, но и тексты, взяли на себя огромную работу. В ход идет всё: старое творчество Sparks, клишированные песни, арии, классика поп-авангарда, классические саундтреки — из этого и создан саундтрек. К слову, в версии альбома Ultimate Edition история рассказывается чуть иначе: герою Адама Драйвера Генри МакГенри даётся куда меньше — и такое «прослушивание» довольно сильно меняет восприятие «Аннетт».


«Жвалы» (Mandibules), реж. Квентин Дюпье, комп. Джозеф Маунт

«Жвалы» (Mandibules), реж. Квентин Дюпье, комп. Джозеф Маунт

Хотя Квентин Дюпье и занимается музыкой как Mr. Oizo, но в своих фильмах уже давно предпочитает брать в качестве автора саундтрека кого-то ещё. Заглавную тему для комедии о двух простаках, нашедших огромную муху, он попросил написать Джозефа Маунта из Metronomy — и она время от времени появляется в фильме, добавляя ему необходимую атмосферу приморского городка, где происходят события «Жвал».

Технически саундтрек фильма состоит из одного пятиминутного трека. Но на самом деле в «Жвалах» звучит ещё парочка композиций: главные героини слушают хип-хоп от группы Pharсyde и диско коллектива Chemise — в какой-то момент в фильме звучит и концерт в ре минор Баха. Свой принцип «лучше меньше, да лучше» Дюпье с успехом воплощает не только в хронометраже фильмов, но и в количестве музыкальных вставок. Всего четыре трека на час с небольшим всё равно добиваются цели: зритель с головой погружается во всё происходящее в фильме — вот это и есть настоящее мастерство.


«Зола» (Zola), реж. Яница Браво, комп. Мика Леви

«Зола» (Zola), реж. Яница Браво, комп. Мика Леви

Экранизация серии твитов — само по себе рискованное дело, поэтому «Золе» необходимо было поразить зрителя на всех уровнях, в том числе музыкальном. Трагикомедия о поездке двух танцовщиц во Флориду на заработки как минимум кажется симпатичной, хоть и слишком часто напоминает об «Отвязных каникулах», но музыка Мики Леви определённо выводит фильм на другой уровень.

Любителям кино Леви в первую очередь известна саундтреками к «Джеки» и «Побудь в моей шкуре» — но кроме завораживающих и тягучих композиций, старающихся выжать максимум из струнных, она занимается продюсированием и пишет песни как под своим именем, так и в рамках группы Good Sad Happy Bad. Отголоски песенного творчества Леви очень хорошо проявляются в «Золе», как и её любовь к хип-хопу, — кроме того, она очень умело играет с настроением: если поначалу музыка в фильме близка к сказочной, то постепенно она становится всё более тревожной. Пугающая минималистичность Леви уводит фильм в сторону триллера — но в итоге возвращается к сказке: хеппи-энд неизбежен.


«Криптополис» (Cryptozoo), реж. Дэш Шоу и Джейн Самборски, комп. Джон Кэролл Кирби

«Криптополис» (Cryptozoo), реж. Дэш Шоу и Джейн Самборски, комп. Джон Кэролл Кирби

«Криптополис» — вторая после «Моя школа тонет в море» совместная работа Дэша Шоу и Джейн Самборски, ещё более необычная, чем их дебют. Тут и постоянно меняющаяся техника рисунка, и неожиданное жанровое смешение, в котором приключения смешиваются с комедией, а драма — с чем-то, напоминающим документалки о природе. Посыл режиссёров, что человек — не венец творения, а зоопарки — не лучшая идея, сопровождается саундтреком мультиинструменталиста Джона Кэролла Кирби.

Кирби в своей музыке всегда тяготеет к спокойствию и простым, приятным мелодиям — поэтому можно с уверенностью сказать, что в своём кинокомпозиторском дебюте он нисколько не изменяет себе. Поскольку действие мультфильма происходит в конце шестидесятых, то Кирби вдохновляется музыкой тех лет, но не психоделик-попом, а нью-эйджем, ранней электроникой и библиотечной музыкой, то есть записанными для повсеместного использования саундтреками. Его безмятежная музыка отлично контрастирует с сюжетом, в котором постоянно что-то происходит, и композиции Кирби помогают заземлиться и успокоиться.


«Маленькая мама» (Petite maman), реж. Селин Сьямма, комп. Para One

«Маленькая мама» (Petite maman), реж. Селин Сьямма, комп. Para One

После «Портрета девушки в огне» снятый во время пандемии новый фильм Селин Сьямма кажется ещё более камерным и простоватым — но за фантастическим сюжетом о том, как девочка встречает свою маму в детстве, скрывается впечатляющая история о принятии потери, сестринстве и семье. Длящемуся чуть больше часа фильму — такой же короткий саундтрек: постоянный соавтор Сьямма Para One написал на этот раз три вариации одной и той же композиции, которая называется «Музыка будущего».

La Musique du Futur — это вдохновлённая восьмидесятыми композиция с детским хором, но не стоит делать поспешных выводов и считать название ироничным. Героини слушают эту песню на кассетном плеере, одной из немногих примет времени, показывающей, что «Мама» происходит не здесь и сейчас. Музыка в фильме становится в итоге окончательным разрушением поколенческого разрыва — есть вещи, которые понятны в любое время и любому зрителю. Хор, к слову, поёт о близости и расставании, о том, как сердца бьются в унисон, — и это очень точно подходящие фильму мысли.


«Пугало» реж. Дмитрий Давыдов, комп. Сергей Ярмонов

Благодаря «Пугалу» и его триумфу на «Кинотавре» якутское кино в очередной раз — и по праву! — начало привлекать внимание синефилов и прокатчиков. Драма о знахарке, которая не всегда может найти общий язык с местными жителями, в первую очередь держалась на главной героине, потрясающе сыгранной Валентиной Романовой-Чыскыырай. Однако саундтрек к фильму не менее примечателен — и точно отличается от многих других российских фильмов.

Композитор Сергей Ярмонов в своих работах часто стремится к гитарному эмбиенту, а не к помпезной озвучке и в «Пугале» добивается напряжения своими фирменными, а не стереотипными методами. За основу были взяты звуки якутского народного инструмента, кырыымпы, из-за чего музыка к фильму получилась действительно нетипичной, но Ярмонов не просто использовал инструмент, а изменил его тональность и порезал на сэмплы. В том числе из-за этого кырыымпа зазвучала чуть тревожнее, чем обычно, — а фильм получил необходимое настроение и напряжение.


«Проклятье Эбигейл» (The Power), реж. Коринна Фейт, комп. Элизабет Бернхольц и Макс Де Варденер

«Проклятье Эбигейл» (The Power), реж. Коринна Фейт, комп. Элизабет Бернхольц и Макс Де Варденер

Тяга российских прокатчиков добавить к названию любого хоррора слово «проклятье» явно оказала медвежью услугу симпатичному британскому фильму The Power, посвящённому ужасам ночной смены в британской больнице в семидесятых. Несмотря на то, что собственно пугающая сторона в фильме оказалась довольно средней, Британия тех лет воссоздана в «Проклятье» с большой любовью и вниманием к деталям. При этом радует, что музыка в фильме не идёт по простому пути и не отсылает к композициям тех лет, а, наоборот, звучит довольно современно.

Элизабет Бернхольц, более известная как Gazelle Twin, часто использует в своих сольных композициях голос как инструмент — и в музыке к «Проклятью» он проявляется и как звериный вой, и как детский плач. Вместе с эмбиент-музыкантом Максом Де Варденером у неё получилось сделать музыку, которая пугает сама по себе, без картинки и дешёвых спецэффектов: аккорды нагнетают саспенс, резкие звуки выводят из спокойного состояния. Кажется, что саундтрек — самая сильная сторона «Проклятья», добавляющая объёма и интереса к истории, которая иначе могла бы остаться незамеченной.


«Разжимая кулаки» реж. Кира Коваленко, муз. прод. не указан

«Разжимая кулаки» реж. Кира Коваленко, муз. прод. не указан

Выдвинутая на «Оскар» от России драма о том, насколько семейные узы могут быть тесными и давящими, построена на тонкостях и полутонах — в одном из интервью Кира Коваленко упомянула, насколько ей важно было показать своих героев не одномерными, а сложными, достойными сопереживания. К сожалению, титры «Кулаков» скрывают имя составителя саундтрека к фильму — но авторам удалось очень точно показать многоуровневость персонажей и при помощи музыкального сопровождения.

Большинство песен, представленных в фильме, — кроме, пожалуй, звучащей где-то вдалеке на дискотеке «Пустите меня на танцпол» дуэта HammAli & Navai и вечной Freestyler, показывающей вневременность сюжета «Кулаков», — это романтичные композиции, раскрывающие своих исполнителей с другой стороны, обнажающие их ранимость и тонкую натуру. Лейтмотив фильма, «В небе звезды горят» Хасана Абубакарова, воспоминанием-призраком выплывающая посреди шумов дороги на титрах, — в этом плане песня самая показательная. «Кулаки», помимо прочего, задают зрителю вопрос о том, где проходит граница между силой и слабостью, — отобранные для фильма песни заставляют его задуматься ещё сильнее.


«Северный ветер», реж. Рената Литвинова, комп. Земфира Рамазанова

«Северный ветер», реж. Рената Литвинова, комп. Земфира Рамазанова

Первый саундтрек Земфиры вышел ещё в 2004 году — в соавторстве с Игорем Вдовиным она поработала над «Богиней» Ренаты Литвиновой. Однако её киномузыку мы слышим нечасто — она предпочитает писать её в основном к фильмам Литвиновой, включая короткометражки. История матриархального клана страны Северных полей вышла куда более масштабной работой, чем предыдущий фильм режиссёрки, «Последняя сказка Риты», и подход Земфиры к саундтреку тоже, безусловно, изменился.

Если в «Рите» она в основном опиралась на давно знакомые инструменты, гитару и клавишные, то в «Ветре» в большинстве композиций можно услышать струнные — и они очень идут как заданному Земфирой настроению, так и самому фильму. Как известно, Литвинова забрала для фильма песню Земфиры «Злой человек» — и действительно, в рамках «Ветра» она раскрывается куда лучше, чем если бы оказалась на альбоме «бордерлайн». Но лучшие песни здесь напрямую относятся к героям фильма: невесомая и лишённая мелодии «Смерть Фанни» и украшенная вокальным сэмплом «Фло» отлично раскрывают героинь «Ветра».


«Спенсер» (Spencer), реж. Пабло Ларраин, комп. Джонни Гринвуд

«Спенсер» (Spencer), реж. Пабло Ларраин, комп. Джонни Гринвуд

У гитариста Radiohead и видного кинокомпозитора Джонни Гринвуда в этом году вышло сразу три саундтрека. Но «Лакричная пицца» Пола Томаса Андерсона появится в кинотеатрах России только в следующем году, а музыка к «Власти пса» Джоан Кэмпион скорее не удалась (хотя композиции на банджо приятно дополнили пространство фильма). Музыка к «Спенсер» выделяется не только среди остальных работ композитора, но и среди саундтреков вообще.

Поначалу зрителю саундтрек может показаться довольно стандартным, построенным на струнных и клавишных, но вот в дело вступают труба, бас, клавесин и перкуссия, и всё оживает, становясь похожим на позднее творчество британцев Talk Talk и американца Скотта Уокера. Легко провести и параллель между историей принцессы Дианы, которую мастерски воплощает на экране Кристен Стюарт, и тем, как эта музыка звучит. Слегка типичная мелодика струнного квартета — это чопорная жизнь по правилам во дворце, а беспокойные вставки с другими инструментами — это внутреннее состояние самой Леди Ди. Прекрасное воплощение переживаний героини в музыке.


«Сядь за руль моей машины» (Drive My Car), реж. Рюсуке Хамагути, комп. Эйко Исибаси

«Сядь за руль моей машины» (Drive My Car), реж. Рюсуке Хамагути, комп. Эйко Исибаси

Второй за год фильм Рюсуке Хамагути, поставленный по рассказу Харуки Мураками, — медленная, медитативная, длящаяся три часа история о театральном режиссёре и его постановке «Дяди Вани». Благодаря размеренному ритму фильма смерть и другие потрясения воспринимаются не как катастрофа, а как нечто уже свершившееся, после чего стоит двигаться дальше. Музыка в фильме под стать — это джаз, который совсем не похож на то, что обычно делает композиторка Эйко Исибаси: среди любителей музыки она известна за куда более авангардные, хоть и не лишённые красоты записи.

Вместе с японскими коллегами и соратником Джимом О’Рурком, также хорошо себя чувствующим как в экспериментальной музыке, так и в арт-роке, Исибаси записала для фильма музыку летящую, задающую ему необходимый темп, — и невероятно красивую. Лишь единожды этот джаз уходит в сторону привычного для Исибаси эмбиента, однако совсем без выдумок тут всё же не обходится: Исибаси умело вставила в свою музыку звуки машины из фильма, Saab 900. Как оказалось, автомобиль, став полноценным инструментом, отлично сочетается с ударными.


«Холодный расчёт» (The Card Counter), реж. Пол Шредер, комп. Роберт Левон Бин

«Холодный расчёт» (The Card Counter), реж. Пол Шредер, комп. Роберт Левон Бин

Пол Шредер известен тем, что постоянно обращается в своих фильмах к старому кино: если предыдущий «Дневник пастыря» отсылал к «Дневнику сельского священника» Брессона и «Причастию» Бергмана, то «Холодный расчёт» во многом наследует приметы «Карманника» того же Брессона. Но не забывает Шредер и о своём собственном голосе — и к истории бывшего заключённого, мастерски играющего в покер, он позвал писать музыку Роберта Левона Бина, чей отец Майкл тридцать лет назад работал над саундтреком другого фильма режиссёра, «Легкий сон». Бин-младший, к слову, несмотря на свой юный возраст, помогал тогда отцу, играя на басу.

Музыка группы Роберта Black Rebel Motorcycle Club не раз украшала собой фильмы — а саундтрек к «Холодному расчёту», наоборот, звучит как одна из лучших записей группы за долгое время. Слегка отрешённая картинка идеально сочетается с музыкой Бина, которую он много раз переделывал по просьбе режиссёра. Бину было жалко ограничивать свою работу инструментальными зарисовками, и он превратил часть композиций в настоящие песни — так саундтрек получился ещё более напряжённым.


Читайте также
Ромкомы на все случаи жизни: для тех, кто устал от «Реальной любви»
Когда душа просит романтики, но каждый кадр «Реальной любви» и «Красотки...
Все будут танцевать вокруг: вечеринки в кино
Танцуем вместе с героями фильмов и бережём себя, конечно.
Я обернулся подсмотреть: 5 американских ремейков азиатских фильмов
В современном зарубежном кино всё чаще можно заметить крен в сторону рем...
Чек-лист: фильмы, которые мы ждём в 2022-м
КИНОТВГолова кружится от грядущих премьер, а ведь это даже неполный список. Ловите фильмы 2022-го, которые мы ждём. Два Бэтмена в одном фильме и третий — Робе...
Киану Ривз после «Матрицы»: роли актёра
В этом году Киану Ривз вернулся к роли Нео в новом фильме Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение». Решили посмотреть, в каких ролях появлялся а...
Зима, холода, детективы изо льда: 5 скандинавских триллеров
Наталья Серебрякова выбрала самые интересные норвежские, шведские и исландские трил...
Также рекомендуем
Говорят, что каждый кинокритик втайне мечтает стать сценаристом, а каждый актёр — режиссёром.
Кадр из фильма «Мексиканская полиция»/Netflix Соня Бессонова в условиях очередного локдауна советует об...
Композитор, чьё творчество в кино трудно отделить от музыкальной деятельности вне его.
В этом году Киану Ривз вернулся к роли Нео в новом фильме Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение». Решили...
И швец, и жнец: 7 актёров, попробовавших себя в режиссуре
Говорят, что каждый кинокритик втайне мечтает стать сценаристом, а каждый актёр — режиссёром.
Главные новинки стриминг-сервисов, которые можно посмотреть в ноябре
Кадр из фильма «Мексиканская полиция»/Netflix Соня Бессонова в условиях очередного локдауна советует обратить внимание на грядущие премьеры с...
«Мартынов и оркестр»: Альфред Шнитке
Композитор, чьё творчество в кино трудно отделить от музыкальной деятельности вне его.
Киану Ривз после «Матрицы»: роли актёра
В этом году Киану Ривз вернулся к роли Нео в новом фильме Ланы Вачовски «Матрица: Воскрешение». Решили посмотреть, в каких ролях появлялся а...

Последние новости

У Райли Кио будет главная роль в сериале «Под мостом» от Hulu
В основе сюжета — реальная история вокруг убийства девочки.
Джон Уотерс включил «Петера фон Канта» в список лучших фильмов 2022 года
Нашлось место и для Квентина Дюпьё с Лукой Гуаданьино. 
Disney+ выпустит третий сезон «Мандалорца» в марте 2023 года
Действие развернётся после событий «Книги Бобы Фетта».
Леа Сейду пытается наладить жизнь в трейлере драмы Мии Хансен-Лёв
В фильме «Одним прекрасным утром» также сыграли Мельвиль Пупо и Паскаль Греггори.
Звезда «Фантомаса» и «Трёх мушкетёров» Милен Демонжо умерла в возрасте 87 лет
Её последним проектом стала комедия «Дом престарелых» с Жераром Депардье.
В списке лучших фильмов по версии Sight & Sound впервые лидировала женская работа
Картина Шанталь Аккерман «Жанна Дильман» обошла «Головокружение» и «Гражданина Кейн...