Картина «Кто не спрятался»: сидите уж дома

8 октября в российский прокат выходит дебютная режиссёрская работа актёра Дэйва Франко «Кто не спрятался». Максим Ершов рассказывает, как молодой автор предупреждает публику об опасности съёма жилья на Airbnb и советует не менять уют родного гнезда
на пусть и притягательные, но чужие дома.


Странно, что Дэйв Франко решил заняться режиссурой только сейчас. Его старший брат Джеймс уже давно совмещает работу за камерой с актёрской игрой в кадре. Не сказать, что все его опыты успешны, но в старании ему не откажешь. Дебют младшего Франко вызывал интерес: если человек вдруг решил снять фильм, наверное, у него в голове созрел замысел, которым он обязан поделиться с миром. Обычно новички сразу же хотят удивить всех. Входить в профессию нужно громко, а не тихонько пробираясь через заднюю дверь.

Для своего первого фильма Франко-младший вооружился солидной продюсерской поддержкой. Картину финансировали Тедди Шварцман («Свет моей жизни», «Игра в имитацию» и «Вернуть Бена»), Луиз Лавгроув («Первая корова», «Конец тура» и «В этом мире я больше не чувствую себя как дома») и Шон Дуркин, чья психологическая драма «Гнездо» вышла в российский прокат пару недель назад. Соавтором сценария выступил Джо Сванберг, один из отцов-основателей мамблкора и король малобюджетного кино. На одну из главных ролей режиссёр позвал свою жену Элисон Бри. Случайных людей на съёмочной площадке не было. Шейла Ванд снималась в изысканном чёрно-белом хорроре Аны Лили Амирпур «Девушка возвращается одна ночью домой», а Дэн Стивенс обладает удивительной отрицательной харизмой. Такие бойцы точно пригодятся.


Чарли (Дэн Стивенс) и Мина (Шейла Ванд) вместе работают в небольшой, но успешной компании. Заключив выгодную сделку, молодой человек смотрит на Airbnb неприлично роскошные особняки. Хорошо поработали — можно теперь и расслабиться. Чарли берёт с собой на уик-энд жену Мишель (Элисон Бри), а Мина — бойфренда Джоша (Джереми Аллен Уайт), к тому же младшего брата своего коллеги.

Выбор компании падает на виллу на океанском побережье. Со скалистого склона открывается потрясающий вид, и ещё тут есть джакузи. А про звёздное небо можно и не упоминать. Хозяином дома оказывается не очень приветливый лысеющий мужчина Тэйлор (Тоби Хасс). Вполне вероятно, что он расист и/или мизогин: белому парню Чарли он позволил арендовать своё жилище, а девушке арабской внешности Мине отказал. Владелец особняка уезжает и оставляет четвёрку отдыхать или же выяснять непростые отношения. Чем ещё можно заниматься в уединённом месте на выходных?


Извилистая лесная дорога, по которой петляет одинокая машина, камера следит за ней сверху. Точно таким же планом открывается «Сияние» Стэнли Кубрика. Семья Торренсов отправляется в горный отель «Оверлук». Дом вдали от цивилизации, куда держит путь компания друзей, в фильмах ужасов уже давно не новый сценарный троп. Естественно, рано или поздно поездка обернётся кошмаром.

Дебютант умело обманывает зрительские ожидания. Подозрительные обстоятельства есть, но вместо хоррора на экране разговорная драма (чувствуется рука Сванберга). Маньяком мог бы оказаться неприятный владелец дома, в особняке могут обитать призраки, а может, угроза исходит от одного из четвёрки гостей? В классических слэшерах молодым людям, которые занимаются сексом, пьют алкоголь и принимают наркотики, всегда достаётся на орехи. Иногда они даже понимают, что находятся внутри фильма ужасов, но и это их не спасает, как было в «Крике» Уэса Крейвена. А у молодого режиссёра хорошее кинообразование!


Франко правильно расставляет акценты и предлагает зрителю предсказать финал картины. Размеренный темп и разговоры на бытовые темы прекрасно располагают к анализу прямо по ходу развития сюжета. Саспенс нагнетается за счёт недосказанности. Пока у фильма нет однозначной развязки, можно фантазировать и активно участвовать в рождении конечной версии произведения. Примерно по таким законам хочет снимать иммерсивные сериалы и полные метры Netflix.

Но есть в таком подходе и большая опасность. Концовка в фильме всё-таки должна быть, и публика запомнит именно её. Велик риск испортить всё впечатление о картине. Молодой режиссёр уверенно наступает на эти грабли. По окончании просмотра легко можно подумать, что все достоинства картины зритель придумал сам. Кинематографические отсылки и поклоны шедеврам прошлого родились из банального зачина, давно ставшего общим местом, а пустые разговоры так ими и остались. Сколько ни прибавляй друг к другу нули, результат будет один. 


Наверняка не случайны были проблески мета-юмора. Дэйв с упоением рисует образы успешного старшего брата и младшего брата-неудачника, который и сам не понимает, почему такая классная девчонка встречается с ним, и боится, что в любую минуту она от него уйдёт. Но даже такая потенциально интересная с психологической точки зрения ситуация не продвигается дальше исходного наброска, так и не принимает явных очертаний.

«Кто не спрятался» выходит в 2020 году, в безумное и ни на что не похожее время пандемии коронавирусной инфекции. В этих очень специфических обстоятельствах фильм можно даже рассматривать в качестве антирекламы любых путешествий. Мало вам, что ли, опасности заразиться? Представляете, сколько угроз может таить чужое жилище? Насколько хорошо вы знаете его владельца? Он точно не устроил для вас западню? Лучше уж спокойно посидеть дома, целее будете.

Если первая часть дебюта Дэйва Франко посмеивается над типичными ужастиками и смотрит на них свысока, то вторая становится как раз таким ни на что не претендующим хоррором, после которого остаётся только пожать плечами. Ради такой картины можно было не пытаться сменить амплуа и спокойно продолжать сниматься в чужих работах. В этом году о старшем брате ничего не слышно, наверняка в следующем в прокат выйдут его проектов 5, если не все 10. Наверняка позовёт, хоть и не на главную роль.

Пока Франко-младший точно не Ари Астер или Роберт Эггерс. Увы, на киногоризонте не стало на одну большую надежду в жанре хорроров больше.

Читайте также
Рецензии Картина «Пот» Магнуса фон Хорна: фитнес-блогеры тоже плачут
6 октября в летнем кинотеатре Garage Screen состоится примечательная российская премьера. Картина «Пот» Магнуса фон Хорна о популярном фитнес-т...
Рецензии Почему вам необходимо посмотреть сериал «Тед Лассо» прямо сейчас
2020-й близится к фееричному завершению, но уже понятно, что этот год мощно наступил на горло многим, а в дополнение уморительно сплясал на пепелище из наших ...
Рецензии Мишель, хандри: в прокате «Хандра» — комедия для грустных 
В прокат выходит «Хандра» Алексея Камынина — тёплая и трогательная лента с прошедшего фестиваля «Кинотавр». Егор Москвитин рассказывает про комедию для грустн...
Рецензии «Социальная дилемма» Netflix: «Если вы не платили за товар, то вы и есть товар»
На платформе Netflix вышла документальная лента «Социальная дилемма», премьера которой состоялась в январе на международном фестивале «Сандэнс»...
Рецензии Фильм «Ундина»: глубокие чувства
В российский прокат выходит картина Кристиана Петцольда «Ундина». История одной любви, балансирующая между «магическим реализмом» и мелодрамой. Андр...
Рецензии Премьера хоррора «Гнездо»: ужас перелётных птиц
Второй фильм молодого канадца Шона Дуркина, как и его прославленный дебют «Марта, Марси Мэй, Марлен», был впервые показан на фестивале «Сандэнс». 24...
Рецензии Лучшие рецензии всех времён: Роджер Эберт ругает «Общество мёртвых поэтов» 
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискренности, банальности, ограниченности, а...
Рецензии Картина «Никогда, редко, иногда, всегда»: верный ответ подчеркнуть
Новая работа одной из звёзд американского независимого кино Элизы Хиттман «Никогда, редко, иногда, всегда» сначала получила спецприз жюри на фестива...
Рецензии Вечно нежный возраст: премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть» 
На сервисе more.tv премьера сериала Луки Гуаданьино «Мы те, кто мы есть». Солнце, лето, школы нету, в центре сюжета подростки, место дейст...
Рецензии Тихий ад: в прокате картина «Ассистентка» Китти Грин
Дебютный игровой фильм австралийки Китти Грин, успевший побывать и на «Сандэнсе», и на Берлинале, наконец добрался до российского про...
Рецензии «Мулан»: одна из лучших игровых адаптаций Disney со своими недостатками
После долгой вереницы отсрочек игровая адаптация анимационной ленты «Мулан» 1998 года выходит на сервисе Disney+, а в России — на экр...
Рецензии «Штат москитов»: финансовый брокер отдаёт себя на съедение комарам
Продолжаем читать иностранных коллег. В этот раз снова материал-весточка из Венеции. Даша Видре перевела статью о польском хорроре «Штат москитов». Метафоры, ...
Также рекомендуем
Жан-Луи Трентиньяну 90 лет! Рассказываем про наши любимые фильмы с актёром!
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург,...
«Ещё по одной» Винтерберга: Мадс Миккельсен опрокидывает очередной стакан
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ж...
#10 Катушка Уоллес. О чём поют диснеевские принцессы?
Что объединяет и разобщает Рапунцель, Моану, Белоснежку и других диснеевских принцес...
Подборки
Жан-Луи Трентиньяну 90 лет! Рассказываем про наши любимые фильмы с актёром!
Спецпроект
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orp...
Рецензии
«Ещё по одной» Винтерберга: Мадс Миккельсен опрокидывает очередной стакан
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винт...
Катушка Уоллес
#10 Катушка Уоллес. О чём поют диснеевские принцессы?
Что объединяет и разобщает Рапунцель, Моану, Бе...