Время истекло: фильм «Война будущего» от режиссёра «Робоцыпа»

На Amazon Prime вышел фильм Криса МакКея «Война будущего» — блокбастер о путешествиях во времени и сражениях с пришельцами. Лента стала жертвой пандемии, вместо кинотеатрального релиза оказавшись на стриминг-платформе. Тимур Алиев — о Крисе Пратте, жутких монстрах и пространственно-временном континууме.

События начинаются в 2022-м: бывший спецназовец Дэн Форестер (Крис Пратт), ныне учитель биологии в средней школе, пытается устроиться на работу в престижный научный центр. Увы, руководство приняло решение в пользу другого кандидата. Но отрефлексировать карьерную неудачу не получится — прямо во время чемпионата мира по футболу, за которым Дэн с дочерью следят по телевизору, на поле десантируется отряд солдат из будущего.

«Война будущего» — полнометражный игровой дебют Криса МакКея. Ранее Крис работал преимущественно над анимационными проектами: был режиссёром и монтажёром сериала «Робоцып», позднее дебютировал в полнометражной анимации, подарив зрителям историю Бэтмена в серии «Лего Фильм». Из мультипликационного опыта в игровую работу МакКея перетекла излишняя увлечённость компьютерной графикой: эпизоды, где появляются пришельцы-белошипы, отрисованы, казалось бы, изящно, но на фоне мельтешения человеческих и инопланетных туловищ и разлетающихся в разные стороны конечностей невооружённым глазом заметно «мыло».

«Мы — это вы через 30 лет. Идёт война с пришельцами, человечество на грани уничтожения. Нам нужна ваша помощь!» — заявляет шокированным землянам бравый офицер из 2052 года. И вот тысячи солдат из настоящего отправляются через временную червоточину в будущее, на помощь своим потомкам. Зачем что-то объяснять, если миру грозит опасность, по всей видимости, считают сценаристы. И отправляют Дэна в «день грядущий», а заодно и тысячу-другую гражданских (запас военных довольно быстро подошёл к концу).

Фото: Amazon Prime Video

Однако такое положение устраивает не всех. В мире набирает популярность антивоенное движение, в городах вспыхивают митинги и беспорядки. Человечество задаётся вопросом, зачем сражаться на войне, которая даже ещё не началась. К тому же «гости из будущего» явно что-то скрывают: новобранцам не показывают ни фото, ни видео предполагаемого противника, да и в отправную точку военных действий переместиться нельзя — технология Джамплинка, которую используют офицеры, новая и недостаточно исследованная.

История затрагивает путешествия во времени — тему, которую уже не одно десятилетие репрезентуют кинематографисты, представляя пространственно-временной континуум в той или иной степени правдоподобности (от «Доктора Кто», «Терминатора» и «12 обезьян» до «Дня сурка», «Эффекта бабочки» и «Довода»). Конкретно у творения Криса МакКея можно отметить немало параллелей с «Гранями будущего». Правда, Крису Пратту очень далеко до Тома Круза. Во-первых, актёр периодически корчит неуместно смешные рожи, будто снимается в комедии, а не в драме о конце света (актёр будто забыл, что это не съёмочная площадка «Стражей Галактики»). Во-вторых, Крис не в состоянии тянуть ни ярмо лидера, ни бремя ответственности — за семью, за человечество, за собственное будущее etc.

При всём размахе фантастического сеттинга, предполагающего большое количество экшн-сцен, «Война будущего» этим похвастаться не может. Вместо динамичного повествования и ярких баталий, кои в кадре можно пересчитать по пальцам одной руки, авторы концентрируются на длительных рассказах. Героя (а вместе с ним и зрителя) вводят в курс дела того, как было до, дают краткий брифинг по поводу того, что происходит сейчас, и, конечно, предостерегают от возможных ошибок будущего. Внушительные пояснения можно было бы простить, отвечай они действительности.

Фото: Amazon Prime Video

Спасти удручающую драматургию отчаянно пытается харизматичный Дж. К. Симмонс, исполняющий в паре непродолжительных, но ярких эпизодов роль Джеймса Форестера — отца Дэна. Детско-родительские отношения, как это часто бывает, натянутые: пока сын живёт с обидой в сердце, отец пытается выбить себе второй шанс, чтобы хоть раз увидеть внучку. К сожалению, один в поле не воин: персонаж Симмонса становится небольшой отдушиной в безжизненном «океане» более чем двухчасового, но ничем не цепляющего блокбастера, однако общую атмосферу не меняет.

Стоит отметить, что некоторые сюжетные ходы «Войны будущего» навеяны классическими фильмами о противостоянии землян и пришельцев. К примеру, эпизод, в котором военные пытаются взять в плен самку инопланетян живьём и изучить в дальнейшем её слабые места, присутствовал в «Звёздном десанте» Пола Верховена. А один из персонажей второго плана, заступающий на «смену» в будущее аж несколько раз (учитывая, что после каждой ходки возвращается не более 30% людей) — своего рода оммаж вышеупомянутым «Граням будущего» Дага Лаймана.

К сожалению, «Война будущего» при всей замысловатости сюжета, способного удивить по крайней мере парочкой ложных финалов, — довольно-таки вторичный продукт. Фильм не хватает звёзд с неба в плане экшна, в отношении путешествий во времени и даже по части воспевания человеческой силы духа и научных достижений — именно они стали главным «оружием» в противостоянии с пришельцами. Создатели не пытаются шире раскрыть моральную дилемму, ради чего люди из настоящего выступают пушечным мясом в будущем, где человечество без пяти минут как вымрет.

Где-то в параллельной вселенной в другой версии «Войны будущего» вместо пришельцев земляне уничтожили бы планету без чьей-либо помощи, погрязнув в экологической катастрофе. Тогда из червоточины в нашу реальность явилась бы повзрослевшая Грета Тунберг с грозным заявлением: «Да как вы смеете? Вы украли мою взрослую жизнь». Но это было бы совершенно другое кино.


Читайте также
Подборки Лучшие сериалы месяца: гид Татьяны Алёшичевой
Татьяна Алёшичева обозревает самые нашумевшие и занимательные телепроекты июня
Спецпроект Каннский кинофестиваль — 2021: полный гид по программе
Алихан Исрапилов — о новых фильмах Серебренникова, Германа-младшего и Верховена
Спецпроект История одного саундтрека: «Das Boot» Вольфганга Петерсена 
Артём Макарский разбирает музыку одного из главных немецких фильмов
Рецензии Пусть говорит: «Прайм-тайм» на Netflix
Тимур Алиев про социальные проблемы польской молодёжи на рубеже веков
Спецпроект Смотреть аниме: сёдзё — любовь и прочие неприятности
Сергей Сергиенко о жанре аниме для девочек — сёдзё 
Спецпроект Нереальные упыри: «Вампиры средней полосы» — оригинальный сериал или наглый плагиат?
Расследование о сериале платформы START, создателей которого «уличили» в плагиате
Рецензии Что в багажнике, чувак: в прокате «Жвалы» Квентина Дюпьё
Ксения Ильина — о новом фильме неподражаемого французского абсурдиста
Рецензии Картина про теряющего слух барабанщика: «Звук металла» — enjoy the silence
Мария Ремига рассказывает, почему лауреата «Оскара» стоит увидеть на большом экране
Статьи Изыди: экскурс в историю фильмов об экзорцизме и одержимости
Наталья Серебрякова разбирается в кинематографической истории экзорцизма
Также рекомендуем
Дар неотвержения. Несколько слов о 29-м «Кинотавре» и его победителе
В Сочи завершился 29-й российский кинофестиваль «Кинотавр». Ольга Касьянова специально для Кино ТВ подводит личные итоги...
«Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фильмы, которые неплохо было бы видеть в...
Лучшие сериалы апреля: гид Татьяны Алёшичевой
Кейт Бланшетт против феминизма, спин-офф «Бульварных ужасов», сериал от режиссёра дилогии «Рейд» и «Рейд-2», а...
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixar. Режиссёром мультфильма выступ...
Статьи
Дар неотвержения. Несколько слов о 29-м «Кинотавре» и его победителе
В Сочи завершился 29-й российский кинофестиваль «Кинотавр». Ольга Касьянова специал...
Рецензии
«Мейнстрим»: Эндрю Гарфилд в сатирическом фильме Джиа Копполы
В разгаре Венецианский кинофестиваль. Российские критики уже приметили для себя фил...
Подборки
Лучшие сериалы апреля: гид Татьяны Алёшичевой
Кейт Бланшетт против феминизма, спин-офф «Бульварных ужасов», сериал от режисс...
Рецензии
Мультфильм «Душа» Пита Доктера: «Великое До» и «Великое После»
В российский прокат выходит «Душа» — новая полнометражная анимация студии Pixa...