Синья Цукамото: «Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма»

Синья Цукамото — один из немногих режиссёров, к которым в полной мере применимо слово «культовый». Его трилогия «Тэцуо» — маргинальные шедевры редкого жанра «японский киберпанк». Здесь человеческие руки и ноги превращаются в автоматы, гениталии — в инструменты для ремонта, а сами люди — в груду железа. Не все выдерживают, но есть и фанаты. Их много. Новый фильм режиссёра, «Убийство», на фоне его предыдущих работ удивительно сдержан. Это история ронина-виртуоза — эдакой машины для убийства, который отчего-то не способен убивать. Премьера картины состоялась на 75-м Венецианском кинофестивале.

— Господин Цукомото, вчера я был на показе вашего фильма, и это, конечно, было шокирующее явление. Едва появились начальные титры, зал взорвался аплодисментами. Эти аплодисменты не замолкали вплоть до первого кадра. Вокруг вас совершенно определённо существует некий культ. Есть ли у вас объяснение его природы?

— Вы знаете, я тоже был на этом показе, неофициально. Мне было интересно, как реагирует пресса. И я был совершенно шокирован таким приёмом. Я не знаю, как это происходит, почему эти люди так ко мне относятся. Всё, что могу сказать: это чертовски приятно.

— Многие ваши фильмы культовые и в России, при этом их невозможно увидеть в кинотеатрах, то есть люди должны приложить усилия, чтобы найти их. Вы никогда не переживали, что ваши картины не идут широким прокатом? Что у них не огромная аудитория?

— Конечно, я понимаю, что мои фильмы никогда не будут иметь тот коммерческий успех, о котором вы говорите. У них никогда не будет международного проката. Но мне нравится то, что у меня есть: небольшие кинотеатры, подготовленный зритель, отличные соседи в афише. Мне это подходит.

— Но, может быть, у вас есть мечта снять пускай один, пускай не скоро, но какой-то международный блокбастер? Хотя бы для опыта просто?

— Вы знаете, после двух первых «Тецуо» у меня было много предложений от американских продюсеров сделать большой голливудский фильм. И я был склонен согласиться. Мы даже начали обсуждать проект, но никак не могли прийти к согласию. Всё время спорили. Всё-таки между мной и Голливудом — пропасть. Так что сейчас, когда моя борода поседела, я уже не думаю об этом. Видимо, у меня никогда не будет крупнобюджетного фильма.

— Поговорим о вашей новой картине «Убийство». Главный герой — самурай, который не способен убивать. Это какой-то хрестоматийный образ из классической японской мифологии, из литературы? Или выдуманный, сконструированный персонаж?

— Конечно, я читал «Бусидо: путь самурая» и другие тексты о самураях, но в случае «Убийства» мне было интересно придумать историю от начала и до конца. Это не классический самурайский образ.

— То есть в японской традиции нет этого конфликта: убийца, не способный убить?

— Мне было интересно поговорить о том, как молодые люди реагируют на насилие. И я поместил этого юношу, вполне современных взглядов, в прошлое, во времена, когда убийство было естественно. В страшную для него среду.

— Вы знаете, это странно, но когда я смотрел «Убийство», вспоминал мелодраму Андрея Кончаловского «Любовники Марии». О молодом человеке, влюблённом в женщину, но не способном заниматься с ней сексом. Я подумал: может быть, ваше «Убийство», оно не только про убийство?

— Я не задумывался о такой трактовке моего фильма. Мой герой не болен, он не «не может», а «не хочет» убивать. Это его принципы. Но, знаете, потребность в сексе — это же инстинкт. Как и убийство, пожалуй. Лишь благодаря общественной морали и образованию сейчас мы понимаем, что убийство недопустимо, а секс — вполне. Убийство — плохо. Секс — хорошо. Но, повторюсь, и то, и другое — инстинкты. И именно возможность выбирать и подавлять их делает человека человеком. Вот в этом смысле, отвечая на ваш вопрос, моя картина и про секс тоже.

— Скажите, а работа над «Молчанием» Скорсезе никак не повлияла на эту картину?

— Мартин Скорсезе для меня важнейших из живущих сейчас режиссёров. Номер один. Он очень сильно на меня повлиял. Но что касается «Убийства» — пожалуй, нет. Он здесь ни при чем. И работа над «Молчанием» тоже.

— Мы всем задаём этот вопрос, раз уж заговорили о влиянии... есть ли для вас важные русские режиссёры? Любимые или которые как-то помогли вам?

— Честно говоря, я знаю не очень много русских режиссёров. Но из современных авторов я, конечно, восхищаюсь Сокуровым. Его фильм «Солнце» грандиозен. Мы очень разные режиссёры, его стиль совершенно другой, но я люблю кино, которое отличается от моего и вообще от всего отличается. Сокуров именно такой.

— Последний вопрос, который я давно мечтал вам задать. Скажите, как вы спите? Не мучают ли вас кошмары?

— В детстве меня постоянно мучили ночные кошмары. Возможно, это повлияло на меня и, конечно, на мои фильмы. Но сейчас всё в порядке. С возрастом это прошло, и я крепко сплю по ночам.

— Спасибо большое и спасибо ещё раз за картину.

Читайте также
Статьи Путешествия во времени: в прокат снова вышла «2001: Космическая Одиссея»
Спустя полвека на больших экранах — один из главных фильмов Стэнли Кубрика. Теперь в формате IMAX. Гордей Петрик рассказывает, почему ленту нельзя пропус...
Статьи Старый новый гот: Тиму Бёртону — 60 лет


25 августа юбилей отмечает один из главных сказочников мирового кинематографа Тимоти Уолтер Бёртон — автор «Эдварда руки-ножницы», «Сонной лощи...
Статьи Старина. Пак Чхан Уку — 55 лет
«Луна — мечта солнца», 1992 Наталья Серебрякова выяснила, в чём рецепт популярности корейского кино у себя на родине на примере самого знаменитог...
Статьи Основано на реальных событиях — Роману Полански 85 лет
Не совсем поздравительный текст Зинаиды Пронченко к юбилею польско-французского режиссёра. Роман Полански Здесь должен был быть восхищённый текст...
Статьи Мадонна в кино. К 60-летию поп-дивы
16 августа великой Мадонне (она же Мадонна Луиза Чикконе)  исполнилось 60 лет. Певица, писатель, актриса и даже режиссёр — кажется, вы знаете о ней ...
Статьи Однажды в Мексике. Алехандро Гонсалесу Иньярриту — 55
К юбилею Алехандро Гонсалеса Иньярриту Наталья Серебрякова рассказывает, как мексиканский моряк стал знаменитымоскароносным режиссёром.Вначале было море. На н...
Также рекомендуем
Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и узник Азкабана»), показанный на&nb...
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой картины 1937 года, показали на Венец...
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы бросить все насущные дела и податься в мир организованной преступности? Жить без ...
Рецензии
«Рома» не мама: другой взгляд на фаворита Венецианского кинофестиваля
Новый фильм Альфонсо Куарона («Дитя человеческое», «Гравитация», «Гарри Поттер и&nb...
Рецензии
It was a perfect illusion. Рецензия на «Звезда родилась» с Леди Гагой
Режиссёрский дебют артиста Брэдли Купера «Звезда родилась», ремейк одноимённой карт...
Подборки
5 документалок, после просмотра которых не захочется «играть в мафию»
Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы бросить все насущные дела и податься в мир о...
Синонимы Мандула
#23 Институт кинозвёзд мёртв! (?) Подкаст КИНОТВ

Последние новости

Новости Джордж Клуни и Джулия Робертс снова в деле: появился трейлер «Билета в рай»
Это ромком про разведённых родителей, которые вынуждены терпеть друг друга.
Новости Антона Дьякова пригласили вступить в состав Американской киноакадемии
Российский режиссёр снял короткометражку «БоксБалет».
Спецпроект Смотреть аниме 2.0: Масааки Юаса — «Человек-дьявол»
Сергей Сергиенко про одного из ярчайших авторов аниме современности.
Новости Вуди Аллен завершит карьеру после ещё «одного или двух» фильмов
Съёмки следующей картины начнутся в 2022 году.