Вот оно какое, наше «Лето». Что мы увидим на Каннском кинофестивале

Зинаида Пронченко рассуждает о многих озадачившей программе 71-го Каннского кинофестиваля, озвученной сегодня первыми лицами главного киносмотра Европы.

В полдень по Москве состоялась пресс-конференция 71-го Каннского фестиваля, Тьерри Фремо и Пьер Лескюр объявили конкурсную программу. К большому удивлению, в ней не оказалось ни Ларса фон Триера, ни Терри Гиллиама, ни Ксавье Долана, ни Паоло Соррентино, зато — приятный сюрприз — включили Кирилла Серебренникова с фильмом «Лето», про который Фремо рассказал подробно: «Кирилл Серебренников — любимый режиссёр Изабель Юппер, она всё время говорит о нём с придыханием. Как вы знаете, он находится под арестом. Его новая картина повествует о роке в сталинские и брежневские времена, когда мы слушали Лу Рида, там тоже слушали рок». Так в очередной раз стало ясно, что Россия по-прежнему ассоциируется у западной публики с брэндом «Сталингулаг», и даже Иран им понятнее и ближе. Две картины представят эту страну non grata: «Знают все» завсегдатая Канн Асгара Фархади со звёздным дуэтом Хавьер Бардем — Пенелопа Круз откроет фестиваль. С 2004 года, после «Дурного воспитания» Педро Альмодовара, Канны не стартовали картиной на испанском языке. И «Три лица» режиссёра-диссидента Джафара Панахи, автора «Такси», уже сколько лет так и невыездного. Фремо уточнил, что будет сделано всё возможное на государственном уровне для того, чтобы Панахи смог приехать в Канны.

В целом программа и «Особого взгляда», и основного конкурса свидетельствует о желании фестивального руководства сменить парадигму, взять курс на будущее, много новых имен и дебютов, Канны старательно молодятся. По всей видимости, это связано с уверенностью, довольно наивной, в том, что о насущных проблемах современности — правах женщин, чернокожих и мигрантов — убедительно могут говорить только очевидцы или потерпевшие. Известное лицемерие — уравновесить гламур red carpet и afterparty «разговорами в пользу бедных», включив по квотам картины, отличающиеся моральным беспокойством содержания, но художественной несостоятельностью формы. Ярким примером такого подхода служит дебютный фильм египтянина А. Б. Шоки «Йомеддин» — роуд-муви о больных проказой, в главной роли — непрофессиональный актёр, в действительности страдающий этим страшным недугом.

Из классиков в конкурсе — патриарх авторского кинематографа, затворник Жан-Люк Годар с «Книгой образа», на днях приоткрывший завесу тайны. Прессе сообщили синопсис: «Ничего кроме тишины, ничего кроме революционной песни, история в пяти главах, словно пять пальцев руки». Фремо также процитировал свой телефонный разговор с Годаром: «Жан-Люк, фильм для конкурса?» — «Как вам будет угодно, мне всё равно». И действительно, что для Годара условности, он есть кино, может быть, поэтому для фестивальной афиши был выбран кадр из «Безумного Пьеро» с целующимися Жан-Полем Бельмондо и Анной Кариной.

Из тяжеловесов помоложе за Пальмовую ветвь поборются Спайк Ли с «Blackkklansman» и «Пепел самый белый цвет» Цзя Чжанкэ. «Blackkklansman» — киноадаптация одноимённого романа Рона Столворта (первая экранизация была снята в 1966 году) о детективе-афроамериканце, работавшем под прикрытием в ячейке Ку-клукс-клана в Колорадо-Спрингс. На каннскую премьеру должен приехать сам Гарри Беллафонте. Главный голос «шестого поколения» в Китае, Чжанкэ в новом фильме рассказывает историю трагической невозможной любви танцовщицы Къяо и бандита Бина, разворачивающуюся в декорациях индустриального кошмара бедного провинциального города Датонг в 2001 году.

Французская сборная, ежегодный объект насмешек, так как часто отобранные картины сильно не дотягивают до общего уровня, в этот раз представлена тремя участниками. Стефан Бризе, запомнившийся позапрошлогодней экранизацией Мопассана, фильмом «Жизнь», вернулся к излюбленной теме социальной несправедливости. Как и в «Законе рынка», главную роль исполняет Венсан Линдон, «На войне» — история борьбы рабочих завода Перран в регионе Лот-и- Гаронн, который владельцы хотят закрыть и перенести производство в страны третьего мира. Изначальное название картины «Другой мир» Бризе поменял на более эксплицитное, поскольку новый президент Эммануэль Макрон так и не сдержал предвыборных обещаний, капиталисты продолжают отбирать последнее у пролетариата, несмотря ни на какие усилия профсоюзов. Кристоф Оноре возвращается в Канны с фильмом «Нравиться, любить и быстро бегать» — обманчиво легкомысленным гимном однополой любви в Ренне в 1990-е годы. Наконец, Эва Уссон со вторым фильмом «Солнечные девочки», феминистской сагой об участницах партизанского ополчения в Курдистане.

Большие ожидания связаны с новыми работами Аличе Рорвахер и Дэвида Роберта Митчелла. «Счастливый Лаззаро» Рорвахер снят на Super16 и будет демонстрироваться с плёнки, это история отшельника, путешествующего в течение 50 лет сквозь годы и расстояния, сюрреалистическая и визионерская притча. Автор малобюджетного хоррора «Оно преследует» Митчелл в нео-нуаре «На дне серебряного озера», видимо, идёт по стопам братьев Коэн, в главной роли недотёпы-детектива, расследующего исчезновение соседа, — Эндрю Гарфилд.

Также в конкурсе — «Догмэн» Маттео Гарроне, спродюсированная Amazon «Холодная война» оскаровского лауреата Павла Павликовского (опять эстетское ч/б), первый за 8 лет фильм Ли Чхан-донга, вольная экранизация Харуки Мураками «Burning», «Shoplifters» Хирокадзу Корээдо, начавшего снимать со скоростью Хон Сан Су, «Кафарнаум» Надин Лабаки о безрадостных буднях детей в Бейруте и «Асако 1 и 2», хичкоковская мелодрама с Рюсуке Хамагучи.

Вне конкурса в Каннах покажут две документальные ленты — «Переход» лидера студенческого движения мая 1968-го Даниэля Кон-Бендита, объехавшего страну полвека спустя, чтобы убедиться: всё было зря. И «Человек слова» Вима Вендерса о папе Франциске I.

В конкурсе «Особого взгляда» также казахский режиссёр Адильхан Ержанов, уже представлявший в Каннах в 2014 году фильм «Хозяева», с картиной «Нежное безразличие мира».

Больше Кино ТВ — в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь!


Читайте также
Статьи Время цыган: самое многочисленное этническое меньшинство не хочет быть просто кинофактурой


8 апреля — международный день цыган. Отличный повод вспомнить приключения этого замечательного и удивительного народа на киноэкране и&nb...
Статьи Люди и звери: венгерское кино вчера и сегодня
С 3 по 8 апреля в Москве проходит фестиваль венгерского кино CIFRA: хороший повод, чтобы кратко вспомнить историю венгерского кино, а...
Статьи Автор прав. Памяти Мартина Лютера Кинга
Ровно 50 лет назад в Мемфисе, штат Теннесcи, убили Мартина Лютера Кинга. Мы могли бы вспомнить, что этот скромный в жизни, но пр...
Статьи Азбука киномана: простые советы, как стать подготовленным зрителем
Как правильно выбрать фильм на выходные, поддержать разговор о кино и показать друзьям, что вы в нём разбираетесь?Советует Наталья Се...
Статьи «Будь я Богом, я бы не верил в себя». Сержу Генсбуру — 90
2 апреля 1928 года родился Люсьен Гинзбург. Весь мир знает его как Сержа Генсбура — режиссёра, актёра, музыканта, плейбоя, человека, изменившего поп...
Статьи Скованные одной сетью: как кинематографисты выясняют отношения в фейсбуке
Зинаида Пронченко высказывается о серии публичных склок режиссёров, кинокритиков и зрителей в социальных сетях.Фейсбук как зеркало русской стагнации/деградаци...
Также рекомендуем
Состоялась премьера документальной ленты оскароносного Спайка Джонса о группе Beastie Boys. Антон Фомочкин посмотрел фил...
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностранной прессы, и, надо же, сегодн...
Новый выпуск проекта «Экранная копия», который выпускает КИНОТВ, посвящён наиболее известной книге Владимира...
Англоязычная пресса с трудом, но находит темы для материалов кроме коронавируса. Виктор Непша с трудом, но выбирает из н...
Рецензии
История Beastie Boys: Спайк Джонс о бруклинском трио
Состоялась премьера документальной ленты оскароносного Спайка Джонса о группе Beast...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #36
Виктор Непша внимательно собрал очередной дайджест интересных статей из иностр...
Экранная копия
«Лолита»: «новая этика», Кубрик, Джереми Айронс и комплекс Лолиты
Новый выпуск проекта «Экранная копия», который выпускает КИНОТВ, посвящ...
Подборки
Обзор (к)инопрессы #30
Англоязычная пресса с трудом, но находит темы для материалов кроме коронавируса. Ви...