«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского: танцы на крови

Поделиться
Скопировать
VK Telegram WhatsApp Одноклассники

Новая лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» добралась до отечественного проката. Картина — авторский взгляд на события 1–3 июня 1962 года, более известные в истории страны как Новочеркасский бунт. Тимур Алиев — о том, как режиссёр, чьё творческое «Я» разрывается между Россией и Европой, трансформирует эпизод советской истории в «великую» греческую трагедию.


Начало 1960-х, Советский Союз. Бушует холодная война, не останавливается космическая гонка. В 1961-м Гагарин стал первым человеком, совершившим полет в космос. В это же время его сограждане испытывали острейший дефицит основных продуктов питания — «спасибо» экономической политике Хрущёва. Сегодня об этом мы можем говорить открыто, а тогда решение руководства в газетах объяснили «просьбами трудящихся». Среди таковых была, вероятно, и главная героиня фильма — работница горкома Людмила (Юлия Высоцкая). Под первые аккорды гимна СССР она вскакивает из постели любовника, первого секретаря горкома (Владислав Комаров), дабы собраться в гастроном. Натягивая колготки, Люда сетует на поднятие цен и ностальгирует: «А вот при Сталине их снижали!» — что было правдой.

Но те времена в прошлом. Культ личности разрушен Хрущёвым на XX съезде КПСС, остался портрет в квартире персонажа Высоцкой да память о войне, на которой Людмила сражалась, идя на врага с криком: «За Сталина!». Идеализированный сталинизм главной героини сразу подвергнется испытаниям. В гастрономе толпа людей, требующая выдать продукты по карточкам. Героиня обойдёт её без ложной скромности, пройдя в подсобку, дабы получить спецпаёк — колбасу, конфеты «Мишка на севере», венгерский ликёр, набор консервов, сигареты и многое другое. Понять обычных рабочих Люда не может: устраивают никому не нужную забастовку, дураки, что ли? Рабочий от слова «работать», шёл бы к станку поскорее да глаза не мозолил плакатами «Хрущёва на колбасу!». Сталина на них нет, при нём-то никаких возмущений строителям коммунизма не предъявляли.


Вернуть почившего генсека Люда попросит ещё несколько раз. Иосиф Виссарионович у Кончаловского всплывает часто. Можно вспомнить хотя бы его «Ближний круг», рассказывающий об истоках культа личности вождя. «Кремлёвский горец», как охарактеризовал его в известном стихотворении Осип Мандельштам, за почти два часа экранного времени превратится в невидимого, но значимого персонажа. Весь фильм героиня Высоцкой будет метаться между долгом перед партией (как работница горкома и гражданка Советского Союза) и человеческими чувствами (как мать девочки-подростка, умчавшейся на митинг, и дочь белого казака, видавшего всякое). Чем дальше мы движемся, тем более ярко будет выражен дуализм её советского сознания.

Перед нами эдакая версия Билли Миллигана с более тривиальной формой протекания диагноза «множественная личность». Причём во второй половине истории Высоцкая преобразится в советскую Антигону, чей образ актрисе уже приходилось играть на сцене итальянского театра в постановке трагедии Софокла, которую Кончаловский ставил в 2014 году. Когда драматичный расстрел рабочих новочеркасского завода сменится путешествием героини в компании доброго кагэбэшника (Андрей Гусев) и его «чёрного воронка», Людмила не потеряет связь с матерью, имя которой «советская власть». Ей не во что больше верить, ничего личного у девушки нет и не будет. В одном из эпизодов она отречётся и от родной дочери: «Пусть её советская власть перевоспитывает, раз у меня не вышло», ведь всё личное есть общественное.


Говоря о сюжете «Дорогих товарищей!», ни звёзд с неба, ни неожиданных твистов ждать не стоит. Кончаловский размеренно шагает по хронологии событий, детали которых были обнародованы в середине 1990-х, когда сняли гриф секретности с эпизода советской истории (не до конца; некоторые материалы КГБ по делу о расстреле в Новочеркасске засекречены и сейчас). Изображение стилизовано под старое советское кино: формат кадра 4:3, чёрно-белая картинка (увы, без зернистого изображения), общие планы статичной камеры, будто «обнимающие» толпу людей. Не провести параллель с новостными сводками из Хабаровска или Беларуси попросту невозможно. События 1962-го в Новочеркасске столь легко рифмуются с 2020 годом, что вечный тезис о цикличном повторении истории начинает играть новыми красками.

Советский народ 1960-х озлоблен не столько действиями власти, сколько наплевательским отношением партноменклатуры, члены которой видят в рабочих толпу криминогенных элементов, пьяниц, экс-кулаков и бывших политзаключённых. Сама Людмила (читай, условный Лукашенко) на совещании с членами правительственной комиссии, приехавшей в город наводить порядок, выкрикнет: «Арестовать их надо! А зачинщиков — судить и к высшей мере наказания!» Но в споре с дочерью Светкой две женщины не придут к компромиссу, по-разному оценивая происходящие события. В итоге дочь убежит из дома, выйдя за рамки пространства, в котором её позицию не хотят понять. До самого финала ни Люда, ни зритель ничего не узнают о её судьбе.

Немало внимания Кончаловский уделяет второму плану. И тогда, и сейчас номенклатура, солдаты, гэбисты озабочены тем, как бы чего не вышло. Каждый в кадре крепко держится за привилегии и использует данные ему коммунистической (сегодня — авторитарной) иерархией возможности, чтобы эти привилегии иметь как можно дольше. Кончаловский использует одну из теорий, согласно которой в рабочих стреляли не солдаты, а сотрудники 9-го отдела КГБ — снайперы, забравшиеся на крыши с футлярами от виолончелей, внутри которых были винтовки. Режиссёр проводит невидимый мост от Сумгаита и Бухареста к Москве, Киеву и десяткам других инцидентов с человеческими жертвами, которые появлялись по вине безымянных провокаторов.

Для Людмилы-Антигоны же людские жертвы — временные трудности, которые надо перетерпеть, чтобы в будущем «жить лучше». «Как же так можно, хоронить людей в чужих могилах без гробов?», — спросит пьяная героиня гэбиста Виктора, вместе с которым они нарушили с десяток протоколов «закрытого» Новочеркасска. Тот в ответ запоёт, а Люда подхватит «Весенний марш» Дунаевского: «Товарищ, товарищ! В труде и в бою храни беззаветно Отчизну свою». Исполнение песни работницей парткома, раздираемой противоречиями, резонирует и с фигурой режиссёра, чей отец написал к музыке Дунаевского текст. «Дорогие товарищи!» к финалу превращаются в откровенный акт мазохизма Кончаловского, вот уже второй фильм подряд пребывающего в «тёплых» объятиях генерального продюсера. От спецпайка Андрей Сергеевич отказываться не спешит.


Читайте также
«Ещё по одной» Винтерберга: Мадс Миккельсен опрокидывает очередной стакан
Компания Capella Film выпускает в широкий прокат новую ленту Томаса Винтерберга «Ещё по одной». Мы её очень ждали. Фильм про группу преподавателей...
«Цой» Алексея Учителя: автобус, который идёт на восток
С 12 ноября (наконец-то) в российском прокате стартует художественный фильм «Цой», несмотря на порцию конфликтов, будто бы...
Картина «Откуда ты родом?»: ниоткуда, зато с любовью
Компания A-One выпустила в прокат картину «Откуда ты родом?», полуавтобиографический фильм с Ризом Ахмедом о том, как рэпер ненадолго приезжает дом...
И тебя вылечат, и меня вылечат: премьера сериала «Псих» Фёдора Бондарчука
На онлайн-сервисе more.tv стартует сериал Фёдора Бондарчука «Псих». История популярного московского психотерапевта, таскающего за собой огромный са...
Картина «Женщина, которая убежала»: уступите ей дорогу
Компания Cineticle Films выпустила в  российский прокат картину режиссёра Хон Сан Су «Женщина, которая убежала». Медитативная, тихая, неспешна...
Долгая командировка в «Минамату»: Джонни Депп в поисках правды 
Российский зритель ещё до широкого проката получил возможность увидеть новую ленту Эндрю Левитаса в рамках фестиваля американского кино A...
Также рекомендуем
8 июля на HBO Max вышла первая серия обновлённой «Сплетницы» — то ли продолжения, то ли ремейка популярного сериала кана...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискре...
8 июля на HBO Max вышла первая серия обновлённой «Сплетницы» — то ли продолжения, то ли ремейка популярного сериала кана...
17 августа 1990 года, когда картина Дэвида Линча «Дикие сердцем» уже получила «Золотую пальмовую ветвь», Роджер Эберт вы...
На платформе Netflix вышел долгожданный сериал «Ведьмак», который понравился фанатам первоисточника и компьюте...
9 июня 1989 года вышла рецензия Роджера Эберта на фильм «Общество мёртвых поэтов». Кинокритик обвиняет картину в неискре...

Последние новости

Бен Стиллер до сих пор ошарашен провалом «Образцового самца 2»
Актёр рассказал об этом в подкасте Дэвида Духовны.
Осенью наступят «Сумерки богов» от Зака Снайдера
Режиссёр поделился первым кадром анимационного сериала.
Завершились съёмки сериала «Супермен и Лоис»
Финальный сезон станет последним проектом DC от CW.
00:00