«Годзилла 2: Король монстров»: кайдзю здесь больше не живёт


Анастасия Белокурова с грустью посмотрела новый фильм франшизы о гигантской рептилии.
«Зачем он снова сюда идёт?» («Годзилла: Возрождение», японский фильм)

С тех пор как Годзилла разобрался с Гнусом в предыдущем фильме франшизы, прошло пять лет. Организация «Монарх», включающая в себя криптозоологов всех мастей, поставила на жёсткий контроль популяцию монстров. Семнадцать чудовищ сокрыты в подземных лабораториях по всему миру и спят под неусыпным оком царей природы. Пока одним прекрасным днём учёная женщина Эмма Рассел (Вера Фармига) не заведёт своё изобретение «Орка» — аппарат, способный находить общий язык с кайдзю с помощью ультразвука. В эксперимент общения с гигантской гусеницей Мотрой вмешиваются экотеррористы и похищают прибор. С ними в сговоре и сама Эмма, которая зачем-то тащит в опасную авантюру свою дочь-подростка Мэдиссон (Милли Бобби Браун). Обеспокоенные ростом «человеческой инфекции» на планете, новоявленные обладатели «Орки» мечтают освободить спящих кайдзю и вернуть Земле первоначальную чистоту. Им противостоит «Монарх» и примкнувший к организации слегка озверевший муж Эммы (Кайл Чендлер). В Мексике пробуждается Родан. В Антарктике очнувшийся в ледяных латах Гидора вырывается на свободу. Мотра окукливается и превращается в прекрасного мотылька. Разобраться с хаосом призывается новый Гильгамеш — наш старый герой Годзилла, которому предстоит нелёгкий путь по восстановлению природного баланса.

Фильм-катастрофа — это не то, что вы думаете. Это опыт переживания абсолютного поражения. Когда происходящее на экране настолько чудовищно, что всё время хочется закрыть глаза. И немедленно выпить. И не столько от плохого 3D (к слову, действительно халтура редкостная). Ужас заключается в том, что первая картина перезагрузки «Годзилла» (2014) режиссёра Гарета Эдвардса следовала канону. В отличие от одноимённого фильма 1998 года Роланда Эммериха, где радиоактивный монстр скакал по городам и весям пустоголовой здоровенной ящерицей, мифология японского жанра кайдзю в новой перезагрузке воссоздавалась трепетно, с душой. Перед нами действительно был Годзилла — любимый герой, взлелеянный в душах японской киноклассикой. Сюжет был американизирован — куда без этого? — но драгоценный сосуд сути был сохранён, как музейная реликвия. Словно поднятая со дна затонувшей Атлантиды, которую в этот раз продолжатели франшизы не поленились разнести ядерной бомбой, заодно погребя под руинами и сам жанр. Возможно, это произошло оттого, что Эдвардса сменил в режиссёрском кресле Майкл Догерти? Или на то была преступная воля продюсеров? Ответ знает только ветер…

Речь об Атлантиде зашла неслучайно. Согласно отсутствию логики в «Короле монстров», наши любимые кайдзю — это титаны, боги атлантов, пришедшие из глубины веков навести на Земле новый миропорядок. И Годзилла — их бесспорный король. Именно в древнем подводном городе находится лежбище ящера, где он набирается сил перед новой схваткой. Чтобы пробудить монстра, которого человечество незадолго до этого беспечно низвергло в пучину спецоружием, а потом неожиданно одумалось, требуется очередная ядерная бомба. И она незамедлительно идёт в ход. Любопытно, что последний японский фильм на эту тему — «Годзилла: Возрождение» (2016) — ярко выраженный антиамериканский памфлет. «Американцы хуже Годзиллы! На нас хотят сбросить нечто нехорошее!» Реплики японских героев по поводу решения США сровнять Токио с землёй всё тем же ядерным ударом воспринимаются отнюдь не комично. А что бы сказали японцы, узнав, что в новом фильме Голливуд в лучших традициях мультикультурного равноправия приписал Годзилле и Мотре любовные отношения? Об этом даже не хочется думать. Безнравственней только называть Годзиллу местоимением «она».

Но вернёмся к людям. Как говорил маленький герой фильма «Зорро» Дуччо Тессари: «Люди злые и жестокие, они не заслужили…» Сложно найти картину, в которой настолько несимпатичные, отталкивающие и откровенно тупые персонажи пытаются активно выживать в условиях катаклизма. Вопрос о сочувствии здесь не может стоять в принципе. В который раз на фоне глобального разрушения нас заставляют лицезреть сентиментальную семейную драму. Бывшие супруги пытаются отыскать в разгромленном городе свою дочь.

Диалог:
— Я думала она там!
— А она не там!

Здесь не помогут даже разнообразные локации от антарктических снегов до бостоновского стадиона «Ред Сокс». Природный баланс невозможен. На зрителя давит не то атмосферный столб, не то железная пята клаустрофобии. И все возможные на свете фантомы священной ярости. Возникает это ощущение отнюдь не от сокрушительных спецэффектов, их там просто нет. Желание, чтобы монстры разнесли человечество ко всем чертям — единственный выбор из всех возможных. Но и этого не произойдёт. Нас будут ждать закономерная эксплуатация наработок студии Toho, перековка традиций в угоду нового мира и, как следствие, если не случится чуда, — привычный дивный сонм поражений и разочарований. Выпотрошенный Marvel уступил своё место жертвы киновселенной Годзиллы. Кит на заклании отправился в свой безнадёжный путь. Альфа и омега жанра кайдзю, король ящериц, который может всё, мутант, порождённый испытаниями водородной бомбы. В этот раз Голливуд пропел тебе эпитафию, которая не снилась даже Эммериху.


Автор — Анастасия Белокурова
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Мектуб, моя любовь: Интермеццо»: дискотека века
72-й Каннский кинофестиваль близится к концу: под занавес Абделатиф Кешиш обдурил всех критиков и показал интермеццо «Мектуба», сразу ставшего самым диким фил...
Рецензии «Боль и слава» — новый (и замечательный) Альмодовар в Каннах
На четвёртый день фестиваля в Каннах показали новый фильм Педро Альмодовара, который уже давно идёт в кинотеатрах на родине режиссёра. Из&...
Рецензии «Джон Уик 3»: Русский бес
«Джон Уик» — на сегодня, кажется, единственная независимая кинофраншиза. Откровенно постмодернистская (западная критика окрестила серию «неонуарной»...
Рецензии «Дылда»: в Каннах показали второй фильм Кантемира Балагова
В «Особом взгляде» 72-го Каннского кинофестиваля состоялся показ «Дылды» — долгожданной второй режиссёрской работы Кантемира Балагова, ученика Александра Соку...
Рецензии «Мстители: Финал»: минкульт и Танос против всех
В прокат вышел гигантский кроссовер Marvel «Мстители: Финал», объединивший в эпической битве со злом супергероев, которых не сосчитать по&...
Статьи Долго вглядываясь в бездну. К 70-летию Александра Миндадзе
С 26 по 28 апреля в кинотеатре «Звезда» пройдёт ретроспектива фильмов Александра Миндадзе, приуроченная к его 70-лети...
Рецензии «Беседы с Луи Малем»: Зинаида Пронченко о лучшей киноведческой книге сезона
В издательстве Rosebud вышла книга Филипа Френча «Беседы с Луи Малем». Внутри — интервью с прославленным французским кинорежиссёром, автор...
Рецензии «Игры разумов»: Мэл, мы всё проиграли
Гордей Петрик рассказывает о новом фильме Фарада Сафиниа, сокрушаясь, что это не новый фильм Мэла Гибсона.История производства этого фильма известна...
Рецензии Искусство погибать молодым: в прокате «Пираньи Неаполя» — один из лучших фильмов Берлинале
До России добрался новый фильм Клаудио Джованнезе, снятый по сценарию Роберто Савиано, знаменитого итальянского журналиста, автора романа «Гоморра»,...
Рецензии В прокате «После» — фильм, основанный на фантазиях девушки о солисте One Direction
Алексей Васильев разбирается в подростковой мелодраме, выросшей из романа, который, в свою очередь, вырос из фанфик-блога.Тесса, мамина до...
Рецензии Бабуля кураж и её дети: в прокате «Код „Красный“»
В российский прокат выходит очередной англоязычный фильм о похождениях русских шпионов, только на сей раз поставленный по реальным с...
Рецензии «Высшее общество» — всё летит в дыру. В прокате новый фильм Клер Дени
До российских экранов добрался новый фильм великой француженки Клер Дени («Что ни день, то неприятности», «Белый материал», «Не ...
Также рекомендуем
#41 Профессия (кино)журналист: фильмы, тусовки, звёзды, вымирание. Подкаст КИНОТВ
Все знают, кто такие кинокритики, а вот профессия «киножурналист» вызывает вопросы. Какое золотое правило кин...
«Селфи»: приключения Хомерики в стране продюсеров
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерческий фильм режиссёра, прежде снимавше...
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 5
День пятый на Потсдамер-плац, Зинаида Пронченко ругает Абеля Феррару и благоволит истории Дельпина и Керверна. Ил...
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orphan Morphan, Apollo Jize — драматург,...
Синонимы Мандула
#41 Профессия (кино)журналист: фильмы, тусовки, звёзды, вымирание. Подкаст КИНОТВ
Все знают, кто такие кинокритики, а вот профессия «киножурналист» вызыва...
Рецензии
«Селфи»: приключения Хомерики в стране продюсеров
В российском прокате «Селфи» Николая Хомерики — второй кряду коммерче...
Спецпроект
«Фиалка на Потсдамер-плац»: берлинский блог Зинаиды Пронченко. День 5
День пятый на Потсдамер-плац, Зинаида Пронченко ругает Абеля Феррару и благоволит и...
Спецпроект
Алфавит американского андеграунда: Джордж Ландоу
Джордж Ландоу (1944–2011) Джордж Ландоу, он же Оуэн Лэнд, Orp...