Фильм «Дюна»: конфликт формы и содержания

Warner Bros. Pictures

Сергей Сергиенко рассказывает о «Дюне» Дени Вильнёва — долгожданном блокбастере со звёздным составом, от которого даже начинает рябить в глазах. Вспоминаем несчастливую судьбу прошлых экранизаций и восхищаемся визуальными решениями Вильнёва, которые, по мнению критика, могли случайным образом вытеснить из повествования важные для первоисточника темы.

Арракис — планета-пустыня, способная сломить почти любого. Нещадные лучи местного светила выжигают почти всё живое, а песчаные бури способны резать металл. И тем не менее Арракис издавна считается крайне важной точкой вселенной. Всё дело в специи — особом веществе, добыть которое можно только на пустынной планете. В недалёком прошлом Арракисом управлял дом Харконненов, но недавно Император переменил свою милость, назначив главным над добычей специи дом Атрейдесов — один из сильнейших в Галактике. На планету, неофициально прозванную Дюной, прибывает и юный Пол Атрейдес, наследник дома и по совместительству Избранный, к пришествию которого Арракис готовился едва ли не столетие.

Трейлер фильма «Дюна»

История экранизаций «Дюны» до нынешнего фильма интересна сама по себе. Первой попыткой перенести знаменитый роман Фрэнка Герберта была по-своему легендарная несбывшаяся лента Алехандро Ходоровски — мегаломанский проект, рухнувший под собственной тяжестью. Следом за роман взялся Дэвид Линч, но результат оказался плачевным: критики разгромили третью полнометражку режиссёра, а сам Линч с годами признал свою экранизацию полным провалом. Наконец, в 2000-х Джон Харрисон снял для Syfy «”Дюну” Фрэнка Герберта» — бюджетную, но довольно точную попытку перенести оригинал на малые экраны в формате сериала. В итоге за книгой закрепилось звание «неэкранизируемой» — ни одна попытка не смогла в полной мере передать величие романа и его непростые темы.

Визионер Дени Вильнёв подошёл к материалу по-своему, поставив во главу своей версии форму, а не содержание. В то время как роман Герберта разбирает темы экологии, политики и религии, Вильнёва куда больше интересует не внутреннее, а внешнее устройство мира далёкого будущего.

По всему видно, с какой тщательностью подходили авторы к проработке тех или иных элементов дизайна: так, например, внешний вид летательных аппаратов во многом основан на биологических особенностях стрекоз, а в тяжёлой броне дома Атрейдесов сквозит что-то хитиновое, как у насекомых. При этом парадная форма явно отсылает к чуть ли не нацистской эстетике, что также прослеживается и в городе Атрейдесов на Дюне, который выглядит как безумный гибрид древнеегипетских пирамид и военных бункеров времён Второй мировой войны. Облик служителей Бене Гессерит, особой школы тренировки тела и разума, словно списан с греческой православной церкви, а местное население Арракиса ожидаемо несёт в себе черты ислама — как и в оригинальном романе.

Warner Bros. Pictures

Warner Bros. Pictures

При этом за образами чаще всего не скрывается каких-то смыслов, что несколько обидно: только через визуальные средства можно было бы передать множество важных для Герберта тем, не прибегая к прямому проговариванию в монологах персонажей. Вильнёв местами и правда делает упор на образность, якобы скрывая смыслы за, например, частой демонстрацией головы быка, висящей на стене дома Атрейдесов, но в конечном счёте метафора оказывается эдаким симулякром и не несёт какого-то глубокого смысла.

При этом нельзя сказать, что у Вильнёва не получилось: вселенной Герберта во многом и требовалось некое созерцательное повествование, опирающееся на сложные и одновременно с тем знакомые образы. Заниматься вивисекцией «Дюны» — крайне увлекательное занятие, не менее затягивающее, чем поиск смыслов в романе-первоисточнике. К тому же очевидно, что Вильнёв по-своему прочувствовал произведение и демонстрирует именно то, что важно лично для него. С этой точки зрения «Дюна» работает прекрасно: режиссёру удалось пропустить текст через себя и сделать его своим — не просто добавить собственное видение, а именно что создать что-то личное. Это на все сто процентов «Дюна» Дени Вильнёва, пусть в основе и лежит произведение Фрэнка Герберта.

В отличие от того же «Бегущего по лезвию 2049» в руках режиссёра был изначально умный и интересный текст, над которым нужно было провести работу, а не создать произведение по мотивам. И, как показывает результат, подобный подход работает куда лучше: если в сиквеле фильма Ридли Скотта за визуальным рядом скрывалась откровенная безыдейность и сценарная слабость, то текст Герберта остаётся интересным даже при вынимании из него отдельных важных элементов.

Warner Bros. Pictures

Другой вопрос, как повернётся фортуна к экранизации дальше. Проблема в том, что «Дюна» охватывает едва ли половину оригинального романа и обрывается на самом интересном месте, как никогда откровенно намекая на выход сиквела. Вильнёв уже работает над сценарием и открыто заявляет, что вторая часть станет «кинематографическим удовольствием», в очередной раз напирая на визуальную составляющую картины. И, конечно же, призывает смотреть именно на большом экране: величественный Арракис на малых экранах якобы теряет часть своего шарма. Спорить с ним трудно: на создание детализированного мира было потрачено очень много усилий, и рассматривать его лучше как можно более пристально. Тогда будет не так уж обидно из-за исчезновения отдельных смыслов в угоду зрелищности.

Автор — Сергей Сергиенко
Поделиться
Читайте также
Рецензии «Узники страны призраков»: дикий, дикий (к счастью) Кейдж
В прокат ворвался диковинный фильм с панковским Николасом Кейджем
Рецензии Cвет мой, зеркальце, скажи: бодрый мета-док Билла Бенца о певице St. Vincent
Ксения Ильина рассказывает о мокьюментари про создание захватывающего дока
Рецензии Фильм «Обходные пути»: кладмен, следи за собой
Неожиданный лауреат Мостры — экспериментальный фильм о московском закладчике
Рецензии «Прошлой ночью в Сохо»: Райт в отражени
О психоделическом фильме про скитание по двум временам — в рецензии Ефима Гугнина
Рецензии Какая разница, кто в доме хозяин: фильм «Злое» Джеймса Вана
Влад Шуравин рассказывает о новом копеечном хорроре соавтора «Пилы»
Рецензии Фильм Кирилла Серебренникова «Петровы в гриппе»: и вокруг него тоже
Рассказываем, почему поклонники романа Сальникова могут расстроиться
Рецензии Пути/ы материнства: на Венецианском фестивале показали фильм «Незнакомая дочь» Мэгги Джилленхол 
Ксения Ильина — про режиссёрский (и прелюбопытный) дебют знаменитой актрисы
Рецензии «Параллельные матери» — мелодрама Педро Альмодовара, задавшая тон Венецианскому фестивалю
Егор Москвитин рассказывает о фильме открытия Венецианского кинофестиваля — 2021
Рецензии «Шан-Чи и легенда десяти колец»: супергеройская разборка в стиле кунг-фу
Ефим Гугнин — о последней марвеловской новинке, пропитанной пафосом и фольклором
Рецензии Фильм «Кэндимен»: только крикни — он появится
Влад Шуравин посмотрел страшилку от Universal и не побоялся произнести *его* имя
Рецензии «Легенда о Зелёном Рыцаре»: идущий к смерти приветствует тебя
Анна Закревская о новой, на этот раз в сеттинге средневековой Англии, картине режис...
Рецензии Картина «Не дыши 2»: вдох-выдох, а мы опять играем в сиквел 
Влад Шуравин рассуждает, насколько сильно сиквел не дотягивает до оригинала
Также рекомендуем
The Woman in Red: роковое красное платье в кино
Телеканал КИНОТВ решил разобрать, как говорится, по полочкам гардероб кино. И в этой стат...
Простота хуже. В прокате «Магазинные воришки», победившие в Каннах
В прокат вышел победитель 71-го Каннского фестиваля — семейная драма плодовитого японца Хирокадзу Корээды «Маг...
Группа «Комсомольск» о любимых фильмах: Годар, Лелуш, Делон, Маль
В конце ноября столичная инди-группа «Комсомольск» выпустила крутой клип на песню «Иванова». Трек вошёл в их пос...
«Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» из конкурса Берлинале. Это канони...
Статьи
The Woman in Red: роковое красное платье в кино
Телеканал КИНОТВ решил разобрать, как говорится, по полочкам г...
Рецензии
Простота хуже. В прокате «Магазинные воришки», победившие в Каннах
В прокат вышел победитель 71-го Каннского фестиваля — семейная драма плод...
Подборки
Группа «Комсомольск» о любимых фильмах: Годар, Лелуш, Делон, Маль
В конце ноября столичная инди-группа «Комсомольск» выпустила крутой клип на...
Рецензии
«Не волнуйся, он далеко не уйдёт». Колясочный ковбой
23 августа в российский прокат наконец выходит фильм «Не волнуйся, он далеко не уйд...